Управление кредитными рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по совершенствованию управления кредитным риском. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть социально-экономическую сущность кредитных рисков и их классификацию;
Рассмотреть факторы кредитного риска и методы управления им;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ
РИСКАМИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Социально-экономическая сущность кредитных рисков и их
классификация 5
1.2 Факторы кредитного риска и методы управления им 10
1.3 Порядок организации страхования кредитных рисков населения 5
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В ОАО
«СБЕРБАНК РОССИИ» 18
2.1 Организационная структура и экономическая характеристика банка 18
2.2 Кредитные операции и управление кредитным риском банка 27
2.3 Совершенствование управления кредитным риском в банке 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Организация страхования банковских кредитов.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Технология (механизм) оказания конкретной кредитной услуги, которую можно условно назвать видом кредита, представляет собой определенное направление кредитной деятельности банка. Вид кредита также позволяет классифицировать кредитные риски: риски кредитования по овердрафту, на основе кредитной линии и т.д. Для видов кредита характерно как общее, так и специфическое проявление кредитных рисков.

Например, при кредитовании по овердрафту существует риск возникновения несанкционированного овердрафта, риск нарушения очередности платежей при овердрафте, риск непрерывности ссудной задолженности по овердрафту и ряд других. Для инвестиционных кредитов это такие специфические риски, как риск неправильного определения потребности клиента в кредитовании, риск неправильного выбора пакета кредитов, риск неокончания строительства, риск устаревания проекта, риск обесценивания обеспечения, риск нехватки сырья, отсутствия рынка сбыта готовой продукции, риск неправильного расчета потоков наличности, риск пересмотра прав собственности на проект, риск неплатежеспособности гаранта, риск некачественного инвестиционного меморандума. Поэтому каждый вид кредита сопровождается разными видами рисков и факторов, их вызывающих, что требует разработки различного методологического обеспечения и применения различных методов управления кредитными рисками. Факторами кредитного риска заемщика является его репутация, включая уровень менеджмента, эффективность деятельности, отраслевая принадлежность, профессионализм банковских работников в оценке кредитоспособности заемщика, достаточность капитала, степень ликвидности баланса и т.д.

Кредитный риск зависит от воздействия множества факторов, что значительно осложняет его оценку и прогнозирование. В приложении 1. представлены факторы кредитного риска. Минимизировать кредитные риски позволяют тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов. Для эффективного управления кредитными рисками необходимо соблюдение принципа независимости, т.е. избежание конфликта интересов путем отделения функций риск - менеджмента от подразделений, которые непосредственным образом осуществляют финансовые транзакции. На возникновение кредитного риска также имеют влияние и ошибки персонала банка, допущенные в ходе оформления кредитной документации, при оценке кредитоспособности заемщика, нарушения должностных инструкций и ошибки, заложенные в самих правилах осуществления кредитования. Таким образом, управление кредитным риском представляет собой организованную последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: - идентификация риска (выявление факторов кредитного риска); - оценка степени кредитного риска; - выбор стратегии риска (решение о принятии риска, отказе от действий связанных с риском или снижения степени риска); - выбор и применение способов снижения риска; - мониторинг рисков. Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска по каждой отдельной ссуде/заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.

 

1.3 Порядок организации  страхования кредитных рисков  населения

 

При их рассмотрении необходимо определить субъектов этой формы страхования, объем ответственности страховщиков, а также обратить внимание на наличие в данной форме страхового обеспечения как необходимого условия осуществления кредитной сделки. Желанной надежности в кредитных отношениях между кредитором и заемщиком можно достичь с помощью страхования материальных ценностей, которые передаются в залог. Такой вид страхования должен осуществляться за счет средств залогодателя (он же страхователь) в полной стоимости предварительно заложенного имущества, но в пользу получателя. Страхователю нужно выяснить объем ответственности страховщика, порядок определения размера страховой суммы, страховой премии, выявить факторы, влияющие на размер тарифных ставок, выяснить обязанности сторон при наступлении какого либо страхового случая и т.д. Страхование кредитных рисков по потребительским кредитам не очень распространено ни в мире, ни тем более в России. Дело в том, что кредитная деятельность - это один из видов банковской деятельности, и застраховать риск невозвращения потребительского кредита можно в рамках бизнес-страхования. К тому же подобные банковские страховки требуют очень развитого рынка, ситуацию на котором можно прогнозировать. Любая неопределенность, скачок инфляции сразу делают страхование потребительских кредитов рискованным занятием для страховщиков. Работа по оценке кредитного риска в банке должна проводиться в три этапа:

1) оценка качественных показателей  деятельности заемщика;

2) оценка количественных показателей деятельности заемщика;

3) получение сводной оценки - прогноза  и формирование окончательного  аналитического вывода [19. С.33]. Оценка  кредитоспособности клиента осуществляется  на основе анализа, который направлен  на выявление объективных результатов и тенденций в его финансовом состоянии. Отдельное значение имеет банковское страхование автокредитов и ипотечного кредитования. Что касается кредита на приобретение автомобиля, то банки поступают так: они принуждают владельца застраховать машину по КАСКО в сотрудничающей с банком или дочерней страховой компании, что в общем случае запрещено законом о правах потребителей. Однако при возможности выбрать альтернативную услугу - автокредит без страховки, - такие условия допускаются.

Ипотечное страхование, как и в случае с автокредитованием, обычно перекладывается на плечи заемщика. Закон об ипотеке предоставляет сторонам - банку и заемщику, - возможность самим определять свои взаимоотношения по страхованию имущества. Чаще всего заключается договор страхования либо на полную стоимость имущества, либо на сумму выданного кредита. Довольно часто, помимо имущественного страхования, банки требуют страховку жизни, здоровья и трудоспособности заемщика. Качественный анализ реализуется также поэтапно:

1) изучение репутации заемщика;

2) определение цели кредита;

3) определение источников погашения  основного долга и причитающихся  процентов;

4) оценка рисков заемщика, принимаемых  банком на себя.

Если выделить индивидуальный риск в каждом кредите, предоставленном физическому лицу, то он окажется достаточно невелик. Однако недостаточное качество управления кредитами из совокупности подобных рисков создает существенную проблему для отдельного банка. Оценка экспертов показывает, что доля просроченной задолженности по кредитованию населения в портфелях российских банков на конец 2012 года составила 4,6% (при уровне в 5,2%. на начало 2012 года). В международной практике кредитования оптимальным уровнем просроченных кредитов считается 4-5%. Так как данный коэффициент имеет граничащие показатели, проблемы эффективного управления рисками кредитования населения занимают центральные места в современных теории и практике процесса кредитования физических лиц [26]. В настоящее время свое отношение к теме страхования кредитных рисков банков выразили практически все ведущие страховщики, что позволяет говорить об их сформировавшемся отношении к этому вопросу.Построение системы управления рисками или отдельных ее компонентов влечет ряд неоспоримых выгод для банков. Это и своевременное выявление угроз, влияющих на ее стратегические цели, и повышение прозрачности корпоративного управления, рост доверия инвесторов, защита от неблагоприятных рыночных колебаний и оптимизация расходов, получение новых знаний и опыта для сотрудников. При построении системы управления рисками в первую очередь возникают вопросы, связанные с исследованием и охватом всех видов рисков, которым подвержена деятельность предприятия, выбором методологии для их оценки и, наконец, с организацией самого процесса управления рисками. Так, управление рисками кредитования населения с целью поддержки ликвидности становится важнейшей задачей всей банковской системы Российской Федерации. Для управления рисками кредитования населения используются целые группы вышеизложенных и взаимосвязанных между собой методов. Следует заметить, что комплексное управление рисками кредитования физических лиц сопряжено с рядом трудностей, таких как: нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие достоверных и качественных информационных источников, наличие непредсказуемости в прогнозах решений органов власти. Таким образом, из теоретического аспекта страхования кредитных рисков видим, что данная система кредитования имеет не только свои преимущества, но и недостатки, поэтому кредитование рисков страхования, должно дорабатываться, как со стороны, государства, так со стороны банков и непосредственно самих страхователей.

 

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

управление кредитный риск банк

2.1 Организационная структура и экономическая характеристика банка

 

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. Сбербанк – это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня Сбербанк России – лидер среди российских банков и крупнейший банк Центральной и Восточной Европы. Чистая прибыль Сбербанка за 2012 год по российским правилам бухгалтерского учета составила 344 млрд. рублей, а за 2011 год этот показатель был равен 310 млрд.

Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае. К 2014 году Сбербанк планирует увеличить до 5-7% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом. Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк создается без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России. Основные стратегические целью и задачей банка — выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного первоклассного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности — работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

- обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания;

- сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза;

- усилить работу с корпоративными клиентами;

- привлечь в банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов;

- увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%;

- обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта;

- опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими;

- диверсифицировать ресурсную базу банка, в том числе используя внешнее фондирование;

- повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%;

- достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции банка в экономику России;

- обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%;

- внедрить в банке полнофункциональную систему управления рисками;

- создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий.

- повысить управляемость банком путем расширения самостоятельности территориальных банков и совершенствования технологии принятия решений.

- оптимизировать филиальную сеть банка с учетом как экономических, так и социальных факторов.

Балансовая и чистая прибыль Банка определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет. Чистая прибыль Банка остается в распоряжении Банка и по решению общего собрания акционеров направляется в резервный фонд, на формирование иных фондов Банка, а также распределяется между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка.

Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год. Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом. Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) – управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.

Информация о работе Управление кредитными рисками