Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:48, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение управления маркетинговой деятельности на предприятии.
Объект исследования – система маркетинга на предприятии. Предметом выступает разработка мероприятий по совершенствованию управления на предприятии.
Основные задачи:
рассмотреть основные аспекты системы управления на предприятии;
проанализировать маркетинговую деятельность конкретного предприятия машиностроения (на примере ОАО «Ливгидромаш»).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и концепции управления маркетингом………………………6
1.2. Процесс управления маркетингом…………………………………….10
1.3. Организация маркетинга……………………………………………….14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия……19
2.2. Исследование маркетинговой деятельности предприятия…………….22
2.3. Мероприятия, направленные на совершенствование системы маркетинга……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….38
Служба маркетинга должна определить лучший способ достижения стратегических целей для каждого подразделения компании. Целью менеджеров по маркетингу не всегда является обеспечение роста продаж. Их целью может быть поддержание существующего объема продаж при одновременном сокращении расходов на рекламу и продвижение товаров на рынке или даже снижение спроса. Другими словами, служба маркетинга должна поддерживать спрос на уровне, определенном в стратегических планах высшего руководства. Служба маркетинга помогает компании оценить потенциал каждой хозяйственной единицы компании, установить цели для каждой из них и затем успешно достичь этих целей. Также служба маркетинга играет координирующую роль в работе всех подразделений над решением задачи удовлетворения покупателя.
Таким образом, служба маркетинга осуществляет не функциональное (прямое) управление подразделениями компании, а специальное (методологическое). Другими словами, служба маркетинга анализирует, планирует, организует и контролирует выполнение маркетинговых функций, присущих каждому подразделению компании.
Согласно Котлеру, процесс управления маркетингом – это процесс анализа рыночных возможностей; отбора целевых рынков; разработки маркетингового комплекса и претворения в жизнь маркетинговых мероприятий. В целом, роль и место маркетинга в компании можно представить схематически (см. рис. 1). [5, c. 258]
Если рассматривать процесс управления маркетингом более детально, то можно выделить следующие его составляющие:
Главное внимание в маркетинге уделяется целевым покупателям. Но прежде чем компания сможет удовлетворить покупателя, она должна понять его нужды и потребности. Известно, что ни одна компания не способна удовлетворить всех покупателей на данном рынке. Покупателей слишком много, и у всех разные потребности. Следовательно, сначала необходимо разделить весь рынок на сегменты и отобрать наиболее привлекательные из них. Этот процесс состоит из пяти этапов:
· количественная оценка спроса и его прогноз;
· сегментация рынка;
· отбор целевых сегментов;
· позиционирование товара на рынке;
· анализ позиционирования конкурентных товаров.
Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав:
Небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. Гибкость оргструктур управления, умение быстро и своевременно реагировать на изменения различного рода — необходимые условия адаптации организации к новым реалиям жизни. Это своего рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать происходящие изменения, особенно при нестабильной политической и экономической обстановке.
Охарактеризуем отдельные принципы построения оргструктур управления маркетингом. Любая оргструктура управления маркетингом может строиться на основе следующих размерностей (одной или нескольких): функции, географической зоны деятельности, продукта (товара) и потребительского рынка. Исходя из этого, выделяют следующие принципы организации подразделений маркетинга: функциональная организация, географическая организация, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбинации перечисленных принципов.
Функциональная организация (рис. 2) — организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т. д.).
Рис. 2. Функциональная оргструктура управления маркетингом
Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга, которому помимо маркетинговых проблем приходится решать также много других вопросов), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.
Географическая организация — организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Иногда данная структура управления маркетингом носит название "региональная или территориальная организация маркетинга".
Продуктовая (товарная) организация — организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий по продукту, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.
В чистом виде продуктовые и
рыночные оргструктуры управления маркетингом
не применяются. Чаще применяют комбинации
указанных принципов организации, а именно:
функционально-продуктовую (товарную),
функционально-рыночную (региональную),
продуктово-рыночную (региональную) и
функционально-продуктово-
Функционально-продуктовая организация (рис. 3) — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.
Рис.3. Функционально-продуктовая оргструктура управления маркетингом
Преимущества данного принципа построения оргструктуры управления заключаются в следующем:
Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:
Функционально-рыночная организация (рис. 4) — организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга.
Рис. 4. Функционально-рыночная оргструктура управления
Главное достоинство — концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.
Функционально-продуктово-
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»
2.1. Организационно
– экономическая
ОАО "Ливгидромаш" - крупнейший поставщик насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленности, энергетических коммунальных предприятий, агропромышленного комплекса и других ведущих отраслей народного хозяйства России, член Российской ассоциации производителей насосов "РАПН", входящей в Европейскую ассоциацию "Europump" и объединившей насосные предприятия России и стран ближнего зарубежья. (Приложение 1)
Существующая организационно-правовая форма – Открытое Акционерное Общество «Ливенское производственное объединение гидравлических машин», зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Ливны от 30 сентября 1992г. №513, регистрационный номер 142, адрес 303751, г. Ливны Орловской области, ул. Мира 231.[20]
Богатый опыт работы с отечественным и зарубежным потребителем, сертифицирование действующей системы качества на соответствие требованиям международных стандартов МС ИСО 9001:2000, национального стандарта ГОСТ ИСО 9001:2001 и в системе сертификации "Военный регистр" позволяют занимать соответствующее положение на рынке.
Производят на «Ливгидромаше»
и широкую номенклатуру бытовых насосов
для применения на даче, в саду, огороде
и в индивидуальных постройках. За счет
чего достигнуто такое разнообразие выпускаемой
продукции? Первое и необходимое для этого
условие наличие на заводе научной и экспериментально-
Вторая составляющая широких возможностей ливенского предприятия по производству насосов - это современное производство, оснащенное новейшим оборудованием. Предприятие располагает собственными производственными мощностями по выпуску чугунного, стального и цветного литья, оборудованием для выпуска специальных резинотехнических изделий, для выполнения кузнечно-прессовых и сварочных работ.
Благодаря этим двум составляющим на ОАО «Ливгидромаш» адекватно и быстро реагируют на запросы рынка – от маркетинговых исследований до запуска продукции в производство проходит полгода. Именно это позволяет заводу быть впереди конкурентов.
Кроме того, предприятие постоянно работает над качеством продукции, иначе было бы невозможно добиться мирового признания насосы «Ливгидромаша» поставляются в 60 стран мира. (Приложение 1)
Информация о работе Управление маркетингом деятельности на предприятии