Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:48, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение управления маркетинговой деятельности на предприятии.
Объект исследования – система маркетинга на предприятии. Предметом выступает разработка мероприятий по совершенствованию управления на предприятии.
Основные задачи:
рассмотреть основные аспекты системы управления на предприятии;
проанализировать маркетинговую деятельность конкретного предприятия машиностроения (на примере ОАО «Ливгидромаш»).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие и концепции управления маркетингом………………………6
1.2. Процесс управления маркетингом…………………………………….10
1.3. Организация маркетинга……………………………………………….14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия……19
2.2. Исследование маркетинговой деятельности предприятия…………….22
2.3. Мероприятия, направленные на совершенствование системы маркетинга……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….38
Наиболее ходовым товаром на рынке потребителей являются насосы для добычи высоковязкой нефти и перекачивания газонефтяных смесей. Их отличительная особенность - неприхотливость, простота конструкции и относительная дешевизна. Отличные технические показатели ливенских насосов и низкая по сравнению с иностранными конкурентами цена привлекают внимание потребителей из многих стран мира. Сегодня «Ливгидромаш» имеет взаимовыгодные контракты на поставки оборудования в Германию, Швецию, Испанию, Италию, Португалию, Индию, Иран, Ирак, Китай. И в этом немалая заслуга принадлежит Торговому дому Ливенского филиала ЗАО «Гидромашсервис», работа которого направлена на развитие длительных деловых взаимоотношений с потребителями. Реализация гидромашевской продукции успешно идет и через представительство предприятия в Москве, на Украине и в других странах СНГ и дальнего зарубежья. Высокими темпами формируется дилерская сеть с обязательными пунктами сервисного обслуживания проданного насосного оборудования. На предприятии разработана и совершенствуется интегрированная система менеджмента, в которую вошли система менеджмента качества, система экологического менеджмента, система в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, система социальной ответственности. Уже внедрены системы социальной ответственности и экологического менеджмента. Работа по внедрению системы в области охраны труда завершилась в 2007 г. Широкая номенклатура продукции определила универсальность производства. Завод оснащен современным металлообрабатывающим оборудованием, включая станки известных зарубежных фирм, имеется литейное производство по изготовлению чугунного, стального и цветного литья, в необходимом объеме кузнечно-штамповочное и сварочное производство.
Продукция ОАО «Ливгидромаш» неоднократно участвовала в различных международных выставках и получала высокие экспертные оценки. В июне 1994г. решением международного бизнес-клуба «Лидеры торговли» акционерному обществу вручена награда в Париже «За достижения в области технологии и качества».
В 1995г. Ливгидромаш был удостоен международной награды «Факел Бирменгама» за успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях зарождающихся рыночных отношений.
В 1998 г. предприятие стало лауреатом первой международной выставки «Инновация-98», по итогам 2001г. - лауреатом премии «Российский национальный Олимп». Продукция предприятия в 2001г. становилась дипломантом программы «100 лучших товаров», в 2002г. предприятие стало победителем Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия». В 2003г. ОАО «Ливгидромаш» участвовало в конкурсе губернатора на лучшее предприятие Орловщины в области качества и получило диплом первой степени. В этом же году Ливгидромаш стал лауреатом премии правительства Российской Федерации по качеству и вошел в число 100 лучших предприятий России.[22]
В 2004г. ОАО «Ливгидромаш» стало победителем Всероссийского Конкурса «1000 лучших» предприятий и организаций России – 2004г., а также конкурсной программы «Российское качество».[17]
В 2008г. предприятие было награждено дипломом председателя правления ОАО РАО «ЭЕС России» за вклад в повышение энергетической безопасности и выполнение своих обязательств перед энергетиками в 2008г. В этом же году почетным дипломом управления Федеральной налоговой службы по Орловской области за значительный вклад в формирование доходной части федерального и территориального бюджетов, добросовестное и четкое исполнение требований законодательства в части полной и своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей.
2.2. Исследование
маркетинговой деятельности
C 1 декабря 2005 года по решению Общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) ОАО «Ливгидромаш» переданы Управляющей компании «Гидравлические машины и системы». Таким образом, было окончательно оформлено вхождение ОАО «Ливгидромаш» в состав Инвестиционно-промышленной группы (ИПГ) «Гидравлические машины и системы».
Стратегия Группы направлена на укрепление доверия и признания со стороны потребителей насосного оборудования на всей территории России и стран СНГ, на завоевание и удержание лидирующих позиций на всех сегментах рынка насосного оборудования, на которые поставляют продукцию предприятия.
Продукция предприятий ИПГ «Гидравлические машины и системы» реализуется через единое торговое подразделение Группы - ЗАО "Гидромашсервис" с центральным офисом в г. Москва и через филиалы.
По оценкам компании "Гидромашсервис", входящей в состав российской Инвестиционно-промышленной группы (ИПГ) "Гидравлические машины и системы", за последние годы спрос на насосное оборудование вырос почти в 3 раза. [18]
Сегодня основными конкурентами ОАО "Ливгидромаш" являются:
- ОАО «Промприбор» г. Ливны;
- ОАО «Эна» г. Щелково;
- ОАО «Калужский турбинный завод»;
- ОАО «Уралгидромаш»;
- ОАО «Сахгидромаш» (Казахстан);
- ОАО «Московский насосный завод №1»;
- ОАО «Сумской завод «Насосэнергомаш»;
- ЗАО «Катайский насосный завод»;
- ООО «Грундфос»/ ООО «Грундфос–Истра»;
- ОАО «Ливнынасос»;
- ОАО «Насосный завод» г. Екатеринбург;
- ОАО «Насосный завод» г. Свердловск;
- ИПГ «Гидравлические машины и системы»;
- Ассоциация производственных предприятий «Талнах»;
- другие производители насосного оборудования.[21]
В настоящее время на российском рынке промышленных насосов наиболее активную коммерческую деятельность ведут следующие зарубежные компании: “ESPA”, “Vipom”, “Grundfos”, ” Calpeda”, “Nocchi”, “DAB”, “Pedrollo”, “Wilo”, “Hydrovacuum”. Широкий ассортимент на насосном рынке представлен компаниями из Германии, европейскими фирмами из Турции, Италии, Польши, а также такими известными брендами как Siemens, Samsung Techwin, Finder Pompe, Оddesse Pumpen-und Motorenfabrik GmbH, Kaeser Kompressoren, J. Helmke & Co., Compressor Valve Engineering и другими.
В числе надёжных поставщиков качественных комплектующих для ОАО «Ливгидромаш» являются российские фирмы:
- НПК «Герметика
- ЗАО «Трэм-Инжиниринг
В целях развития сервиса насосной продукции в апреле 2006 года в ОАО "Ливгидромаш" создается Бюро сервисного обслуживания, которое в марте 2007 года было преобразовано в Отдел сервиса продукции (ОСП).
К концу 2006 года "Ливгидромаш" располагал уже 9-тью сервисными центрами, а на сегодняшний день их уже более 20-ти. Географический охват тоже не мал - 5 федеральных округов и 4 страны СНГ. Сервисная сеть и сейчас продолжает формироваться и развиваться. Каждый кандидат проходит процедуру тщательного обследования и аттестации на соответствие требованиям ОАО «Ливгидромаш», предъявляемых к своим сервисным центрам. Регулярно проводятся семинары по обучению и повышению квалификации персонала центров.[18]
Эффективность функционирования машиностроительного предприятия во многом определяется его системой управления. Система управления, реализуя свои функции, должна обеспечить выполнение целей, поставленных перед предприятием.
Миссия ОАО «Ливгидромаш» - это разработка и производство насосной продукции, обеспечение потребителей надежным и доступным по цене насосным оборудованием.
Миссия ОАО «Ливгидромаш» имеет следующую управленческую ценность:
Обеспечив производство и обслуживание выпускаемого насосного оборудования, завод решает проблемы своих потребителей по перекачиванию жидкостей с любыми параметрами. Выполняя намеченную цель, ОАО «Ливгидромаш» стремится создать у потребителей ассоциацию торговой марки «Ливгидромаш» с качественной продукцией.
Так к основным стратегическим целям завода следует отнести:
- совершенствование технологий и организации производства;
- обновление парка оборудования;
- улучшение экономического положения предприятия и его акционеров.
Стратегической зоной хозяйствования ОАО «Ливгидромаш» является в основном рынок насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленности, энергетических коммунальных предприятий, агропромышленного комплекса и других ведущих отраслей России, стран СНГ, среднеазиатских и ближневосточных регионов мира.
Долгое время предприятие в качестве корпоративной стратегии реализовывало стратегию расширения границ рынка сбыта, являющуюся по сути маркетинговой. В сложившихся условиях руководство предприятия неизбежно выдвигает на первое место в качестве общей стратегии - стратегию выживания, в рамках которой от системы управления требуется повышенная изобретательность и гибкость в использовании различных программ, каждая из которых должна иметь целью выход из кризисной ситуации.
Стратегическую деятельность завода, как одну из основных составляющих системы управления деятельности предприятия, можно кратко охарактеризовать, как недостаточно эффективную. Причиной этого является неразвитость системы стратегического управления ОАО «Ливгидромаш», что в свою очередь зависит от целого ряда факторов, а именно:
- недостаточность знаний и способностей сотрудников в данной области управления;
- неправильное понимание
со стороны оперативного
- низкий уровень контроля
над стратегически важными
- несовместимость культурно-
Общество имеет следующие органы управления:
- Общее собрание акционеров общества;
- Совет директоров общества;
- Единоличный исполнительный орган (генеральный директор) общества.
При анализе системы управления важную роль играет оценка организационной структуры управления. Предприятие имеет свою структуру управления: в подчинении генерального директора находятся его заместители по конкретному производственному подразделению. В свою очередь им подчиняются различного рода отделы, цеха, центры и лаборатории. (Приложение 2)
Организационная структура предприятия относится к механистическому типу структур, которые трудно поддаются изменениям, а сами организационные изменения становятся ресурсоемкими. Следует отметить, что организационная структура при сильной централизации управления сложилась достаточно стихийно на основе старых типовых конструкций.
Структура управления предприятия - линейно-функциональная. В таких структурах четко проявляется иерархия при сохранении принципа единоначалия, характерно прямое воздействие руководителя на коллектив. Важной задачей становится координация действий функциональных служб и направления их в русло общих интересов организации.
Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны при выполнении рутинных, часто повторяющихся функций и задач и позволяют руководству организации добиться регулярности, согласованности действий сотрудников на всех уровнях ради осуществления целей предприятия. В то же время структура предприятия не обладает достаточной гибкостью и не обеспечивает необходимой степени коммуникаций групп между собой и внешней средой. В результате этого замедляется прохождение и переработка информации из-за множества согласований, а, следовательно, и процесс принятия управленческих решений, увеличивается объем работы высшего эшелона управления, происходит аккумулирование на верхнем уровне не только стратегических полномочий, но и оперативных задач.
Уровень организационной культуры в целом следует оценить как недостаточно высокий, однако большинство членов организации разделяет сложившуюся культуру.
В ОАО «Ливгидромаш», начиная с 2001 г., функционирует сертифицированная система менеджмента качества, соответствующая требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Органом по сертификации был выбран Российский Морской Регистр Судоходства, который сегодня является признанным лидером на рынке услуг по сертификации системы менеджмента качества.[20]
С начала 2005 года на предприятии велась работа по созданию интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Она заключалась в интеграции уже функционирующей на предприятии системы менеджмента качества с новыми внедряемыми системами – системой экологического менеджмента, системой социальной ответственности и системой профессиональной безопасности и охраны труда.
Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод, что существующая система менеджмента является недостаточно эффективной, требующей доработок и совершенствования.
Как структурного подразделения, службы маркетинга в ОАО «Ливгидромаш» не существует. Отдельные маркетинговый функции выполняют различные отделы: бюро договоров, отдел функционального аудита, отдел внешней комплектации, отдел логистики, основными задачами которых являются:
Информация о работе Управление маркетингом деятельности на предприятии