Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение маркетинговой стратегии на примере ОАО «АВТОВАЗ». Осуществление цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
1) анализ внутренней и внешней бизнес-среды ОАО «АВТОВАЗ»;
2) рассмотрение управления маркетингом на корпоративном уровне на примере ОАО «АВТОВАЗ»
3) выбор и обоснование стратегий функционального уровня на ОАО «АВТОВАЗ»
4) разработка стратегий инструментального уровня для ОАО «АВТОВАЗ»
Показатель |
Годы | ||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем продаж, млн. руб. |
26255 |
47999 |
66930 |
91783 |
92270 |
107381 |
125976 |
132531 |
135966 |
Темпы роста объема продаж |
- |
82,8 |
39,4 |
37,1 |
0,5 |
16,3 |
17,3 |
5,2 |
0,9 |
Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб. |
4204 |
9528 |
9845 |
15336 |
9844 |
10156 |
13415 |
7500 |
9940 |
Себестоимость продукции, млн. руб. |
21552 |
37549 |
55448 |
74476 |
79986 |
93724 |
107364 |
119523 |
123782 |
Доля рынка, % |
52 |
53 |
54 |
56 |
56,5 |
58 |
52 |
49 |
37,5 |
Стабильность доли рынка,% |
- |
+1,9 |
+1,88 |
+3,7 |
+0,89 |
+2,65 |
-10,3 |
-5,77 |
-23,5 |
Согласно произведенному
анализу общих показателей
На втором этапе необходимо определить стадии жизненного цикла для всего ассортимента выпускаемой продукции.
Модель |
Год начала выпуска |
Модернизация |
Классика |
1980 |
|
Самара |
1989 |
2000 |
Нива |
1994 |
2001 |
Калина |
2005 |
|
Приора |
2007 |
Продукцию ОАО «АвтоВАЗ», представленную пятью модельными рядами, можно разделить на несколько рынков (по цене), каждый из которых отличается своим соотношением привлекательности и стратегического положения компании на нем:
I. Легковые автомобили
1) от $3500 – до $5000 (Классика)
Год начала производства: 1980
Характеристики: прямые линии дизайна, большие прямоугольные блок-фары, алюминиевые бамперы стали существенным шагом вперед, по сравнению с семейством ВАЗ-2101.
Привлекательность рынка низкая ввиду его медленного, но неуклонного сокращения и падения прибылей.
Стратегическое положение компании – сильное:
- большой объем производства
- конкурентоспособные цены
- большая доля рынка
Лада Приора
LADA Priora, Лада Приора — семейство российских легковых автомобилей, выпускаемое ОАО «АвтоВАЗ» и относимое производителем к сегменту «Г» по европейской классификации
В марте 2007 года с конвейера сошло чуть более тысячи седанов Priora, 21 апреля 2007 года начались продажи. Выпуск модели с кузовом хетчбэк начался в феврале 2008 года. Модификацию с кузовом универсал показали на автосалоне в Краснодаре в октябре 2008 года, а производство варианта с этим кузовом началось 27 мая 2009 года.
Кроме этого, ВАЗ выпускает малыми сериями модификацию «купе» (фирменное обозначение трёхдверного хетчбэка) и вело разработку кабриолета на его базе.
С начала 2009 года семейство «Приора» полностью вытеснило с конвейера семейство «Лада 110» . На 16 мая 2012 года выпущено 650 000 машин
Лада Калина
Год начала производства: 2005
Это представитель нового семейства автомобилей, готовящихся к производству в ОАО «АВТОВАЗ». Стремительные изящные обводы кузова, оригинальная эффективная светотехника, новый интерьер придают автомобилю элегантный современный вид.
Современный оригинальный дизайн, применяемые новые отделочные материалы создают комфортные условия для размещения водителя и пассажиров. Данная модель более маневрененна и приспособлена к условиям движения в городской среде.
Привлекательность рынка – высокая:
- Большой размер рынка, есть возможность его роста
- Средне-высокие прибыли
- Цены на
уровне конкурентов (
- Высокая интенсивность конкуренции
Стратегическое положение компании – слабое:
- Возможности расширения производства
- Невысокое качество продукции
- Плохой имидж компании на рынке
II. Внедорожники
От $7000 – до $8000 (Нива).
Характеристики:
Год начала производства: 1994 (модернизация в 2001)
Один из самых
удачных конструкторских
Привлекательность рынка – высокая:
- Большой размер рынка
- Практическое отсутствие сильных конкурентов
Стратегическое положение компании – слабое:
- Старый модельный ряд
- Низкое качество
Значение показателей для построения матрицы BCG приведены в таблице 6.
Таблица 6 Расчетные данные для составления матрицы BCG
Марка автомобиля |
Доля моделей АвтоВАЗа на рынке России, % |
Марки ближайших конкурентов |
Доля ближайших конкурентов на рынке России, % |
Относительная доля рынка АвтоВАЗа |
Темпы роста продаж, % |
Классика |
12,68 |
Подержанные иномарки (3500-5000 $) |
24,6 |
0,515 |
-5 |
Самара |
13,41 |
Reno Logan |
8,6 |
1,559 |
+4 |
Приора |
13,51 |
Reno Logan |
8,6 |
1,570 |
+7 |
Калина |
5,34 |
Reno Logan |
8,6 |
0,621 |
+12 |
Нива |
2,982 |
УАЗ |
26,6 |
0,112 |
+2 |
Рис. 1. Матрица BCG
Интерпретируя полученные результаты на модель жизненного цикла получаем следующее распределение марок автомобилей по стадиям:
1) зарождение: Калина; Для этого продукта самой подходящей портфельной стратегией является Расширение. Необходимо увеличивать долю рынка за счет значительных инвестиций.
2) рост: - ;
3) зрелость: Приора, Самара; В данном случае самой актуальной стратегией является, так называемый, «сбор урожая», т.е. инвестирование в модернизацию процесса производства и поддержание лидерства по цене, что позволит извлекать прибыль.
4) спад: Нива, Классика. Здесь может быть актуально деинвестирование, а в случае с Классикой и вовсе ликвидирование производства.
Основная часть производимой продукции (весь модельный ряд за исключением Лады Калины) находиться на двух стадиях жизненного цикла: зрелости и спада. Учитывая, что жизненный цикл предприятия определяется ассортиментом выпускаемых товаров, можно сделать вывод – ОАО «АвтоВАЗ» находится на стадии зрелости и происходит переход к стадии спада.
В структуре производства
легковых автомобилей в России ОАО
«АвтоВАЗ» сохраняет лидирующие
позиции. И, конечно, необходимо удерживать
лидерство в автомобильной
Основными целями и задачами
ОАО "АвтоВАЗ" являются: развитие
производства, увеличение объема продаж,
повышение
Для достижения поставленных перед автоконцерном целей, необходимо придать кривой жизненного цикла импульс, который может изменить наметившиеся тенденции спада и вывести предприятие на новый цикл развития. Таким образом, кривой ЖЦП нужно задать траекторию, позволяющую вывести предприятие на стадию роста. Как известно, ЖЦП определяется номенклатурой товаров, выпускаемых предприятием, поэтому для изменения траектории кривой жизненного цикла предприятия можно воспользоваться методами стратегического планирования, основанными на состоянии товарного портфеля (бизнес-портфеля).
В идеальном варианте поставленным
целям должен соответствовать бизнес-
Рис.2. Структура бизнес-портфеля ОАО «АвтоВАЗ»
Рис. 3. Матрица GE-McKinsey
Эта матрица
позволяет принимать
1) от $3500 – до $5000 (Классика)
Привлекательность рынка низкая ввиду его медленного, но неуклонного сокращения и падения прибылей, стратегическое положение – слабое.
Стратегия: 1. Извлекать полную выгоду
2. Через 1-2 года – уходить.
2) от $6000 – до $9000 (Самара, Приора)
Привлекательность рынка – высокая:
• Большой размер рынка, есть возможность его роста
• Средне-высокие прибыли
• Цены на уровне конкурентов (подержанные иномарки)
• Высокая интенсивность конкуренции
Стратегическое положение компании – слабое:
• Невысокое качество продукции
• Плохой имидж компании на рынке
Стратегия: 1. Усиливать и развивать (Приора);
2. Удержать (Самара) и в дальнейшем извлекать полную выгоду
3) Внедорожники
От $7000 – до $8000 (Нива).
Привлекательность рынка – высокая:
• Большой размер рынка
• Практическое отсутствие сильных конкурентов
Стратегическое положение компании – слабое:
• Старый модельный ряд
• Низкое качество
Стратегия: 1. Удержать
Разработать новую модель для данного рынка, а старую постепенно вывести
Калина
Привлекательность рынка – высокая:
• Большой размер рынка, есть возможность его роста
• Средне-высокие прибыли
• Цены на уровне конкурентов (подержанные иномарки)
• Высокая интенсивность конкуренции
Стратегическое положение компании – слабое:
• Невысокое качество продукции
• Плохой имидж компании на рынке
Стратегия: 1. Усиливать и развивать.
Глава 3. Выбор и обоснование стратегий функционального уровня АвтоВАЗ
Функциональная стратегия – тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирмы.
Информация о работе Управление маркетингом на примере ОАО «АВТОВАЗ»