Жизненный цикл товара. Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга и ценовой политики предприятия на этих этапах.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты жизненного цикла товара
1.1 Понятие жизненного цикла товара. Основные этапы жизненного цикла товара
1.2 Основные маркетинговые стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара
1.3 Проект рекомендаций по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара
2 Ценовая политика предприятия
2.1 Процесс ценообразования
2.2 Методы конечного ценообразования
2.3 Виды ценовой дискриминации
2.4 Стратегия и тактика ценообразования
3 Анализ ценовой политики предприятий. Проведение ценовой политики предприятия на примере готовых завтраков Kellogg's (хлопья для завтрака на американском рынке товаров)
4 Заключение
5 Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг курсяк.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

Ценообразование по географическому принципу. Предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Прежде всего, доставка товара клиенту, находящемуся на большом расстоянии от поставщика, обходится дороже. Этот момент особенно важен, когда у заказчика нет достаточной суммы в твердой валюте, чтобы заплатить за покупку. Во многих подобных случаях покупатели стремятся предложить в качестве оплаты другую продукцию. Такая практика привела к росту встречной торговли. Многие западные компании незнакомы с формами встречной торговли и предпочитают вести экспортные расчеты в конвертируемой валюте. Однако встречная торговля все чаще применяется как элемент маркетинговой стратегии в странах Азии, Ближнего Востока и других регионах мира, где традиция изощренного торга стала частью деловой культуры.

Бартер – это прямой обмен одних товаров на другие без использования денег в качестве средства обмена и без участия третьей стороны.

Компенсационная торговля. В данном случае продавец получает некоторую часть оплаты наличными, а остальное – продукцией.

 

 

25

Компенсационные соглашения. Компания поставляет на экспорт завод, оборудование, технологии и в качестве частичной оплаты получает продукцию, произведенную на этом оборудовании.

Зачет. Продавец получает оплату деньгами, но соглашается использовать значительную их часть внутри страны-покупателя в течение оговоренного периода времени. Например, Pepsi-Cola частично продавала концентрат Cola в Россию за рубли и закупала на определенный процент выручки русскую водку для продажи ее в США. Более сложные виды встречной торговли включают более чем двух участников.

 

 

 

2.4 Стратегия и тактика ценообразования

 

 

Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. В процессе установления цены на свою продукцию фирма принимает решение о целях, которых они хотят добиться, используя данный товар.

Сегодня, как никогда, руководители компаний должны быть осведомлены о  существующем многообразии ценовых  стратегий и тактик. Наиболее часто  используемые варианты тактик представлены в таблице 1.

Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся целей (в общем виде) ценообразования, которые  являются одновременно выразителями общих  целей фирмы.

1. Обеспечение выживаемости фирмы - данная цель становится ведущей в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов. Кроме этого, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, причины которой могут лежать как в сфере производства, так и в сфере сбыта. Чтобы обеспечить работу предприятия и сбыт своей продукции, фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание на рынке становится важнее прибыли. Чтобы выстоять, попавшие в трудное положение фирмы, прибегают к обширным программам ценовых уступок. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина будет покрывать часть переменных и постоянных издержек производства продукции.

 

 

26

Таблица 1. Примеры ценовых  тактик

 

Инструмент

Цель

Рекомендуемые изменения  в структуре цены

Общие скидки

Снизить объем продаж конкурентов

Заменить оптовые скидки на общие скидки

Изменение уровня цены

Уменьшить ценовой дисбаланс  и избежать анализа цен в момент продажи

Сократить разницу между отпускными и оптовыми ценами

Эксклюзивность дистрибьютора

Увеличить внимание дистрибьюторов к вашему товару

Связать скидки для оптовых торговцев со специфической деятельностью, такой как эксклюзивная дистрибьюция

Оптовые скидки

Сократить ненужное посредничество

Уменьшить размер скидок за количество и увеличить размер скидок за функциональность — например, за наличие демонстрационного зала

Продажа товаров в убыток

Защитить рынок от появления  новых фирм-конкурентов

Установить низкую цену (это дает возможность фирме, при условии, обеспечить значительный рост продаж, получить прибыль раньше других)

Продажа взаимодополняющих товаров комплектами

Перепозиционировать товары как на рынке, так и в каналах сбыта

Совместно оценивать товары, имеющие отношение друг к другу (товар с дополнением), или установит скидку при одновременной покупке таких товаров


 

2. Максимизация текущей прибыли - фирма, преследующая эту цель, производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимум поступлений текущей прибыли и наличности, а также максимум возмещения затрат. Для осуществления этой цели фирма должна знать два основных показателя, опираясь на которые, она строит свою деятельность: спрос на продукцию и издержки производства. В результате цена будет устанавливаться на самом высоком уровне, который соответствует спросу на продукцию и может значительно превышать издержки производства.

3.Завоевание лидерства по показателю ”доля рынка” - фирма придерживается мнения, что если ей принадлежат самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателю «доля рынка», она будет стремиться к максимальному снижению цен. Разновидностью этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Например, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10% до 15%.

4. Завоевание лидерства по показателю “качество продукции” - фирма устанавливает максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качество продукции. У фирмы, преследующей эту цель должны быть достаточно высокие затраты на реализацию товара. Устанавливая высокие цены на свою продукцию, и объясняя это высоким качеством, фирма может параллельно формировать престижный спрос на свою продукцию. 
5. Политика “снятия сливок” или “сбора урожая” - фирма устанавливает максимально возможную цену на товар, используя благоприятно складывающуюся на рынке ситуацию, например неограниченный рост цен, неустойчивый курс национальный валюты, кризис экономики, резкий скачек инфляции, дефицитность данного продукта на рынке. Понимая, что такая ситуация не продлиться долго, фирма за короткий срок получает прибыль, во много раз превышающую тот ее размер, который возможен в нормальных условиях функционирования рынка. Через определенный промежуток времени фирма начинает постепенно снижать цену, стараясь привлечь к себе дополнительных потребителей, или уходит с рынка при невозможности обеспечения дальнейшего поступления прибыли.

28

6. Краткосрочное увеличение объемов сбыта продукции - используя благоприятно сложившуюся конъюнктуру рынка, фирма устанавливает очень низкую цену на свою продукцию, стремясь реализовать как можно больший объем продукции. Понятно, что для использования такой политики, даже в краткосрочном периоде, фирма должна иметь достаточно низкие издержки производства, а покупатели должны обладать повышенной чувствительностью к изменению цен.

По своему существу стратегия  есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности.

Подход к ценообразованию  меняется, если продукт является частью продуктовой номенклатуры. В этом случае фирма стремится установить цены, максимизирующие суммарную прибыль.

Для этой ситуации выделяют пять стратегий ценообразования:

1) установление цен для различных продуктов одной продуктовой линии с учетом различий в их себестоимости, в оценках их свойств покупателями и цен конкурентов;

2) одновременное установление цен, как на основной продукт, так и на дополняющие, или вспомогательные продукты;

3) установление низкой цены на основной продукт и завышенной цены на обязательный соответствующий продукт;

4) установление предельно  низкой, бесприбыльной цены на  малоценные побочные продукты, дающие  возможность уменьшить цену на  основной продукт;

5) пакетное ценообразование,  когда продавец объединяет несколько  продуктов, предлагая их по  суммарной, уменьшенной цене.

В условиях, когда реализовать  избранную предприятием стратегию  маркетинга без использования активных мер в области ценообразования  нельзя, необходимо определить задачи, выполняемые только при помощи управления ценами.

Исходя из этого, рекомендуется  выбрать одну из типовых ценовых стратегий:

1. установление цен несколько выше, чем у конкурентов (стратегия премиального ценообразования) - если имеется сегмент рынка, в котором покупатели готовы платить за особые свойства продукции, выпускаемой предприятием, несколько более высокую цену, чем основная масса потенциальных клиентов;

2. установление цен примерно на уровне конкурентов (нейтральная стратегия ценообразования) - означает не только отказ от использования цен

29

для увеличения занимаемого (освоенного) сектора рынка, но и  не позволяет цене сокращать этот сектор. Таким образом, при избрании такой стратегии роль цены как  инструмента маркетинговой политики предприятия сводится к минимуму;

3. установление цен несколько ниже, чем у конкурентов (стратегия ценового прорыва) - направлена на получение большей массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. При этом цена продукции, устанавливаемая в рамках такой стратегии, вовсе не обязательно должна быть низкой по абсолютной величине. Она низка только по отношению к потребительским свойствам продукции, ее необходимости для покупателей и ценам аналогичных конкурирующих видов продукции.

Рассмотрим наиболее часто  используемые ценовые стратегии, которые  предлагает автор Михайлова Е.А. (11), представленные ниже в таблице 2. Подобное деление ценовых стратегий прежде всего обусловлено тем, что новые компании и “старожилы” традиционно выбирают различные уровни и структуру цен.

 

Таблица 2. Классические ценовые  стратегии

 

Ценовые стратегии  новых участников рынка

 

Ценовые стратегии  “старожилов” рынка

1. Стратегия цены проникновения на рынок

2. Предоставление функциональных скидок участникам каналов сбыта

3. Стандартное ценообразование

4. Установление цены на уровне цен конкурентов

5. Установление высоких цен на инновационные продукты

6. Стратегия интеграции

7. Стратегия выбора комбинаций между ценой и качеством товара

 

 

 Р

 

 Ы

 

 Н

 

 О

 

 К

1. Открытая ценовая конкуренция

2. Избегание ценовой “прозрачности”

3. Стратегия увязывания цен

4. Ценовая дифференциация

5. Удержание потребителей контрактами

6. Предложение пакета товаров

7. Система двойного ценообразования

8. Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров

9. Введение бесплатных услуг для уравновешивания позиции с конкурентом, использующим систему скидок


 

30

Разработка ценовой политики фирмы может сопровождаться рассмотрением  вопроса о возможности применения ценовых тактик, которые представляют собой еще более ограниченные во временном масштабе, текущие цели фирмы и способы их достижения. Например:

· использование единой линии цен, предусматривающей одновременную продажу на одной торговой площади различных товаров по одной определенной цене в течение короткого промежутка времени;

· тактика падающего убыточного лидера, когда фирма рекламирует и продает свою основную продукцию по заниженной цене (либо по ценам выше себестоимости, но ниже обычных цен) и тем самым привлекает потребителей ко всей ассортиментной группе изделий, продающихся одновременно с удешевленными основными товарами, но по обычным ценам;

· организация межсезонных распродаж, ярмарок и т.д.

Ценовая политика продавца зависит от типа рынка. В этой связи  различают однородный и неоднородный рынки. Однородный рынок- это рынок, на котором покупателю безразлично, у какого продавца он купит нужный ему товар. Неоднородный рынок - это рынок, на котором отдельный покупатель отдает предпочтение какому-либо продавцу или его товарам.

Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особые требования предъявляет этап выведения на рынок.

Ценообразование относительно просто, если рынки можно разделить. В этом случае для каждого рынка  может быть определена своя цена. В  прошлом международное ценообразование  было преимущественно децентрализовано. В рамках преследования собственных  целей менеджер каждой страны устанавливал свою цену. Сегодня иностранные компании по всему миру покупают, перевозят  и продают стандартизированные  товары ради использования ценовой разницы, в результате чего развиваются «серые» рынки и уменьшаются доходы (прибыли) основных производителей. Кроме того, отдельные покупатели перешли к покупкам по всему миру. Этим они ограничивают возможности установления специфической цены в отдельной стране.

Подход к ценообразованию  меняется, если товар является частью товарной номенклатуры. Фирма обычно создает не отдельный товар, а  товарный ассортимент. В данном случае руководство должно принять решение  о дифференцировании цен на разные товары. При установлении цен 

31

необходимо учитывать  разницу в оценках их свойств  покупателями, а также цены конкурентов. При незначительном разрыве в  ценах между соседними моделями ассортимента потребители будут  покупать более совершенную, а при значительном – менее совершенную.

В качестве вознаграждения потребителей за выгодные для фирмы  действия устанавливаются различные  скидки и ценовые зачеты. При определенных обстоятельствах за отдельные товары назначают цены много ниже прейскурантных.

Продавец может получить максимально возможный доход, если продаст товар свой каждому покупателю по максимальной приемлемой для него цене. Поэтому фирмы часто вносят коррективы в свои цены с учетом различий в потребителях, товарах, местностях, времени приобретения.

На снижение цен фирму  могут толкнуть несколько обстоятельств. Одно из них - недогрузка производственных мощностей. В этом случае фирма может  увеличить свой оборот, а добиться этого за счет других мер ей не удастся.

Еще одним обстоятельством  оказывается сокращение доли рынка  под напором яростной ценовой  конкуренции. Фирма выступает инициатором  снижения цены в тех случаях, когда  пытается с помощью низких цен  добиться доминирующего положения  на рынке. Для этого она либо сразу  выходит на рынок с ценами ниже, чем у конкурентов, либо первой снижает  цены в надежде заполучить себе такую  долю рынка, которая обеспечит снижение издержек за счет роста производства.

Фирме необходимо прогнозировать реакцию не только покупателя, но и  конкурентов. Конкуренты будут реагировать  в тех случаях, когда число  продавцов невелико, их товары схожи  между собой, а покупатели хорошо информированы.

Информация о работе Жизненный цикл товара. Ценовая политика предприятия