Жизненный цикл товара. Расчеты при проектировании нового продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка предложений по товарной политике на основе анализа жизненного цикла товара для предприятия. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность концепции жизненного цикла товара;
2. Рассмотреть методы оценки жизненного цикла товара;
3. Рассмотреть маркетинговые стратегии, основанные на жизненном цикле товаров;

Содержание работы

Введение. 4
Теоретическая часть. 6
1. Жизненный цикл товара. 6
1.1. Сущность концепции жизненного цикла товара. 6
1.2. Появление идеи и разработка товара. 7
1.3. Коммерциализация товара. 10
1.4. Разновидности модели жизненного цикла. 15
1.5. Маркетинговые стратегии, основанные на жизненном цикле товара. 18
Заключение. 24
Практическая часть. 25
Исходные данные. 25
2. Расчеты при проектировании нового продукта. 25
2.1. Смета расходов на создание производства по выпуску продукции. 25
2.2. Определение численности работников предприятия
и годового фонда заработной платы. 26
2.2.1. Определение численности производственных рабочих. 26
2.2.2. Определение численности вспомогательных рабочих,
специалистов и служащих. 27
2.2.3. Определение годового фонда заработной платы
работников предприятия. 27
2.2.4. Определение среднемесячной зарплаты. 28
2.2.5. Расчет отчислений на социальную защиту. 28
2.3. Расход материалов и энергоресурсов на производство продукции. 29
2.4. Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
и транспортных средств. 29
2.5 Смета цеховых расходов по производству продукции. 30
2.6. Проектная калькуляция себестоимости единицы продукции. 30
2.7. Баланс доходов и расходов предприятия
по производству продукции. 32
2.8. Характеристика налогового окружения предприятия. 32
2.9. Отчет о прибылях и убытках. 33
2.10. Основные экономические показатели работы предприятия. 33
2.10.1 Нормированные оборотные средства предприятия. 33
2.10.2 Эффективность капитальных вложений. 33
2.10.3 Срок окупаемости капитальных затрат. 34
2.10.4. Рентабельность продукции. 34
2.10.5 Общая рентабельность производства. 34
2.10.6 Фондоотдача. 34
2.11. График безубыточности для предприятия. 35
Выводы и предложения по практической части. 37
Список используемых источников. 38

Файлы: 1 файл

Жизненный цикл товара.docx

— 161.37 Кб (Скачать файл)

Одной из заключительных стадий создания нового продукта является испытание на рынке или пробный маркетинг. Пробный маркетинг — это проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга — еще до начала полномасштабной реализации продукта оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис и т. д.) и узнать, как на все это будут реагировать потребители и посредники. Результаты пробного маркетинга могут быть использованы при прогнозировании объема продаж и прибыли.

1.3. Коммерциализация товара

 

Жизненные циклы товаров  очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле товара можно выделить пять стадий или фаз.

Первая стадия жизненного цикла на этапе коммерциализации — внедрение. За его начало принимается физическое появление товара на рынке, хотя фактически внедрение начинается чуть раньше — рекламной кампанией, началом переговоров.

На этой стадии цель маркетинговой  деятельности — сформировать рынок. Объем продаж еще невелик и  растет медленно. Велики издержки производства и маркетинга, прибыль на единицу  продукции небольшая, а суммарная  прибыль нередко отрицательная. Конкуренция либо незначительна, либо отсутствует (особенно если товар принципиально новый и защищен патентом). Рынок обычно не сегментирован, выпускаются одна-две модели, проводится массовый маркетинг с некоторым уклоном в сторону потребителя-новатора. Однако, если спрос на данную группу товара устойчив, а модификация ее незначительна, то фаза введения может практически отсутствовать. Товар либо вообще не реализуется, либо он с первых продаж сразу замещает товар с высоким спросом (продукты биотехнологии, видеодиски и другие, принципиально новые виды продукции). Количество торговых точек, через которые реализуется товар, невелико. Цена может устанавливаться престижно высокой или, наоборот, завлекающе низкой.

С выполнением задач внедрения  наступает стадия роста. Потребитель познакомился с товаром и начал предъявлять все растущий спрос. Причем, рост идет быстрее средних показателей по данной отрасли (родственной группе товаров). Быстрыми темпами возрастает сбыт, растет и прибыль. Капиталовложения перестают носить характер рискоинвестиций. Одновременно усиливается конкуренция: растущие прибыли привлекают те фирмы, которые прежде занимали выжидательную позицию. Задача маркетинговой деятельности — расширение сбыта и углубление ассортимента. Появляется большое количество моделей и модификаций для разных сегментов рынка, соответственно расширяется диапазон цен. Возрастает число торговых точек.

Третья стадия — зрелости — отмечается насыщением рынка. Рост прекращается, так как все категории потенциальных потребителей уже познакомились с товаром, его приобрели все, кроме тех, кому он, в принципе, не нужен. Но не сокращается уровень продаж — он стабилизируется на самом высоком уровне: ведь внутри тех же сегментов появляются все новые потребители (подрастают дети, образуются новые семьи, люди переезжают на новое место жительства, меняют изношенную товарную единицу на новую или, переходя из сегмента в сегмент, приобретают более соответствующую новому положению модель и т.д.). Строго говоря, объем продаж должен даже возрастать — с ростом населения.

На этой стадии максимизируется  количество охваченных рынком товара сегментов, разнообразие ассортимента и цен, число торговых точек. Максимальной становится и конкуренция, поскольку на рынок проникает множество фирм. В связи с этим прибыли — и на единицу продукции, и суммарные — начинают уменьшаться. Цель маркетинговой деятельности на стадии зрелости — как можно дольше сохранить имеющиеся преимущества и вообще максимально продлить эту стадию.

Четвертая стадия – насыщение. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. Сбытовая сеть уже не увеличивается. Технология едина. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

Пятая стадия — спад — наступает по одной из двух причин. Наиболее распространенная из них — моральное устаревание, т.е. появление в ходе научно-технического прогресса нового товара, который, выполняя аналогичные функции и сохраняя все (или почти все) свойства старого, обладает и некоторыми дополнительными. Если старый товар обладает какими-либо, пусть второстепенными, свойствами, которых нет у нового, то он не исчезнет — просто сузится сфера его применения, как это произошло, например, со свечами, с черно-белым кино и фотографией и многим другим. Таким свойством, долго удерживающим морально устаревший товар на рынке, может быть и относительная дешевизна.

Вторая возможная причина спада, также очень важная и к тому же обладающая совершенно недостаточно изученными закономерностями, это простая смена моды, когда пришедший на смену товар никакими объективными преимуществами не обладает.

На стадии спада возможны разные варианты стратегии. Самое простое  — это при первых признаках  спада уйти с рынка, прекратив  производство данной продукции и перейдя на выпуск какой-либо другой. Так поступят многие и тем самым снизят конкуренцию и дадут дополнительный шанс оставшимся. У последних тоже остается выбор из двух стратегий.

Активная стратегия означает попытку возродить товар. Это можно сделать разными способами: усовершенствовать его, внеся небольшие улучшения, изменив внешний вид или упаковку; попытаться повлиять на потребителей с помощью рекламы; перепозиционировать товар, т.е. создать у потребителя иное, чем раньше, представление о его применимости и престижности, возможно, делая упор на тех свойствах, которыми не обладает замещающий товар, и т.д. Иногда, хотя не так уж часто, товару удается вернуть место на рынке. Бывает, что благодаря активной стратегии прекращается падение спроса и уровень продаж стабилизируется на более низком уровне.

Пассивная стратегия более распространена. Она заключается в том, чтобы свести к минимуму маркетинговые расходы (уменьшить число торговых точек, почти не заниматься рекламой, отказаться от технического совершенствования) и продолжать выпускать товар постольку, поскольку он еще пользуется спросом (и лишь те модификации, на которые спрос сохраняется), постепенно сокращая объем и ассортимент производства. Такая стратегия может работать достаточно долго.

Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияет экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.

Жизненный цикл товара и его  стадии можно изобразить графически.

Для этого на оси X отложим  время, а на оси Y - объем продажи  товара в данный момент времени (рис. 1).




 


Рисунок 1. – Стадии жизненного цикла товара.

На рисунке показана традиционная кривая жизненного цикла товара. Она  описывает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. Существует также идеальная кривая.

На каждом этапе жизненного цикла  товара необходим особый подход к рекламе. Необходимость в этом обуславливается тем, что в каждой фазе жизненного цикла изменяется экономическая и конкурентная среда, и структура издержек производителя.

Теория жизненного цикла товара при планировании рекламной кампании необходима для повышения ее эффективности, поскольку реклама не должна быть одинаковой на всех этапах жизненного цикла. Это можно проиллюстрировать простым примером: при появлении нового товара, например копировальных аппаратов, неразумно рекламировать их с лозунгом "Покупайте ксероксы". Покупатель просто не знает о том, что это такое и нужно ли ему это. Такая реклама не будет принята покупателями, поскольку они не готовы к ней. Сначала в рекламе необходимо рассказать о том, что представляет собой новый товар, кто его производитель и какие у него преимущества перед предыдущими моделями.

После того как потенциальные  покупатели узнали о новом товаре, продолжать делать упор в рекламе на его новые потребительские свойства бессмысленно, так как покупатель уже знает то, что ему предоставляет реклама и она не будет также эффективна, как раньше.

Основной упор в рекламе  переносится с информирования о  потребительских свойствах товара на формирование в сознании покупателя предпочтения марке товара, создание устойчивого образа товара и фирмы. Дальнейшая реклама рассчитана на то, что потребитель знает о свойствах товара, что у него в памяти запечатлен образ этого товара и фирмы. Цель этой рекламы состоит в том, чтобы не дать забыть покупателю о том, что он уже знает о товаре и фирме. Реклама должна постоянно напоминать покупателю об их существовании.

Значение концепции жизненного цикла товара заключается в том, что с ее помощью осуществляется корректировка цен во времени. На каждом из этапов жизненного цикла вопросы ценообразования должны решаться по-своему.

Современная экономика страдает не от дефицита, а от излишков. Если все товары или услуги на рынке одинаковы, полноценной победы не добьётся ни одна компания. Среди многих современных фирм распространена схожесть стратегий, тогда как компания должна стремиться к значимым отличительным особенностям и существенному позиционированию. За каждой компанией или рыночным предложением должна стоять своя особая идея; каждая компания должна придумывать новые свойства, услуги, гарантии, поощрения для преданных потребителей, новые удобства и удовольствия.

На основе анализа жизненного цикла товара планируется объём  продаж новых товаров. Объём продаж складывается из предполагаемых объёмов  первичных продаж, замещающих продажи и повторных продаж товара. Выбор метода оценки продаж зависит от того, к какой категории относится данный товар – к однократно приобретаемым товарам (например, обручальное кольцо), к редко приобретаемым товарам или к товарам которые покупаются регулярно. Для однократно покупаемых товаров объём продаж вначале (при появлении на рынке) возрастает, потом достигает пикового значения, а затем, по мере того как число потенциальных покупателей уменьшается, снижается до нуля.

Редко приобретаемые товары, такие как, автомобили, тостеры, и  промышленное оборудование, обычно требуют периодической замены, необходимость которой диктуется либо физическим, либо моральным износом продукта, изменением моды, внешнего вида и функциональных качеств товара. При прогнозировании сбыта товаров этой категории необходимо проводить отдельную оценку объёма первичных и замещающих продаж.

1.4. Разновидности модели жизненного цикла

 

В зависимости от специфики отдельных  видов товаров, особенностей спроса на них, существуют различные виды жизненного цикла товара, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз (рис. 2-7).

Описанная традиционная форма кривой жизненного цикла не является единственно возможной. У разных товаров в зависимости от их индивидуальных свойств она может выглядеть несколько иначе.

Классическая форма: выйдя на стадию зрелости, товар остается на ней очень долго, и в обозримой перспективе ничто не предвещает спада (примеры — рубашка, брюки, платье; стол, стул, шкаф; хлеб, сыр, сметана, пиво и многое другое).

«Бум»: довольно быстрый рост, почти миновавший стадию внедрения, c последующей длительной зрелостью и, возможно, спадом. Такое бывает, когда товар востребован рынком, когда потребитель к нему готов и ожидает с нетерпением. Именно так в свое время ворвался на рынок железнодорожный транспорт.

 

Рис. 2. Жизненный  цикл товара «Бум».

«Ступенчатый рост»: начавшаяся было зрелость прерывается появлением новых характеристик товара или открытием возможности его применения в новой сфере, и начинается новый рост. Такое может повторяться неоднократно. Возможен и такой вариант, как ускорение темпов еще не завершившегося роста: так произошло с персональными компьютерами с появлением Интернета.

Рис. 3. Жизненный цикл товара «Ступенчатый рост».

«Увлечение»: быстрый рост, почти миновавший стадию внедрения, и практически мгновенно наступивший спад. Примеры здесь трудно приводить, поскольку подобные товары быстро забываются; можно вспомнить линзы для телевизоров с маленьким экраном, услуги по заправке шариковых стержней, видеосалоны; очень часто именно так ведут себя модные товары, зрелость которых тем короче, чем экстравагантнее мода.

Рис. 4. Жизненный цикл товара «Увлечение».

«Бабье лето»: в отличие от предыдущей модели спад заканчивается не исчезновением с рынка, а переходом к очень длительному (по типу классического) стабильному существованию, но на уровне продаж более низком, чем в момент пика. В качестве несколько неожиданного примера можно привести танец — и одновременно музыкальную форму — танго: перестав быть остромодным еще в середине ХХ в., он продолжает существовать, занимая на музыкальном рынке скромную, но вполне определенную нишу. Другой пример — наливные авторучки: когда начался спад, вызванный появлением шариковых ручек, фирма «Паркер» сумела перепозиционировать свой товар, создав ему репутацию элитного, престижного, и в этом качестве он успешно продается и сейчас.

Рис. 5. Жизненный цикл товара «Бабье лето».

«Ступенчатый спад» аналогичен «ступенчатому росту» и вместе с тем связан с «бабьим летом»: после временной стабилизации может начаться новое падение.

«Возобновление»: как после «увлечения», так и после обычного традиционного спада товар, исчезнувший с рынка, может вновь на нем появиться. Обычно это происходит с товарами, жизненный цикл которых подвержен влиянию не столько экономических и тем более технических факторов, сколько моды, — с одеждой, прическами, теми же танцами.

Рис. 6. Жизненный цикл товара «Возобновление».

«Сезонная» форма имеет много общего с предыдущей, но отличается неоднократностью, предсказуемой периодичностью и чаще всего далеким от нулевого уровнем продаж даже в периоды спадов. Сезонность бывает связана и с объективными факторами, имеющими строго определенную частоту колебаний, — например, со сменой времен года, и с модой — например, мини-юбки; последние интересны тем, что их появление в середине 1960-х годов можно было рассматривать как «возобновление» далекой моды 1920-х, но после этого их рынок приобрел сезонный характер. Эта разновидность имеет много общего и с классической моделью.

Информация о работе Жизненный цикл товара. Расчеты при проектировании нового продукта