Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга на этих этапах. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1. определение сущности товара, его жизненного цикла
2. характеристика фаз жизненного цикла товара
3. характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга
4. Выявить виды маркетинговых стратегий.
5. Провести анализ основных этапов жизненного цикла товара на примере ООО «Амурская Лимонадная компания».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты жизненного цикла товара……………….……..4
1.1 Понятие и классификация товара………………………………………………...4
1.2 Этапы жизненного цикла товара……………………………………………….…6
1.3 Кривые жизненного цикла товара………………………………………………...9
ГЛАВА 2. Анализ основных маркетинговых стратегии…...…………………….…13
2.1 Понятие маркетинговых стратегии……………………………………….……...13
2.2 Основные стратегии, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………………………………………...16
2.3 Маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара………………………………………………………………………….…...19
ГЛАВА 3 Анализ жизненного цикла товара на примере компании ООО «Амурская Лимонадная Компания»………………………………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………..…………..….25
Список использованной литературы…………………………………………….……26
Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.
1.3 Кривые жизненного цикла товара.
Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически.
Для этого на оси X отложим время, а на оси Y - объем продажи товара в данный момент времени.
На рисунке 1.1 показана традиционная кривая жизненного цикла товара. Она описывает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.
Существуют также идеальная кривая:
и наихудшая кривая жизненного цикла товара:
Данные графики не являются математически точными. На графиках кривые объемов продаж до некоторого момента опускаются ниже нуля. Конечно, этого не может быть, так как это означало бы то, что фирма покупает свой товар. Так схематично обозначаются материальные затраты фирмы на разработку нового товара, т.е. покупку других товаров (рабочая сила, технологии и т.д.)
Виды кривых жизненного цикла товара.
В зависимости от
специфики отдельных товаров
и особенности спроса на низ
существуют различные виды ЖЦТ,
Кривая бум (рис. 1.4) описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.
Рис. 1.4
Кривая увлечения (рис. 1.5). Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.
Рис.1.5
Кривая сезонности (рис. 1.6). Кривая такого товара, который хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое.
Рис. 1.6
Кривая нового старта или ностальгии (рис. 1.7). Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны в 70-х годах.
рис. 1.7
Кривая провала (рис. 1.8). Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.
Рис 1.8
Кривая новых подъемов (рис. 1.9). Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).
Рис.1.9
Кривая неудачного выведения (рис. 1.10). Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.
Рис. 1.10
[3, стр. 50].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ
2.1 Понятие маркетинговых стратегий.
Стратегия существует в организациях на разных уровнях: на корпоративном уровне, на уровне бизнес-единиц, на функциональном уровне.
Корпоративная стратегия
– стратегия, относящаяся к фирме
в целом и определяющая направление
ее развития, сферы деятельности, систему
взаимоотношений фирмы с
Стратегия бизнес-единиц –
это комплексная программа
Функциональная стратегия
служит для обозначения конкретной
функции фирмы в рамках общей
стратегии. Она отражает степень
проникновения идеи стратегического
планирования с высшего уровня управления
фирмой до низовых структурных
Маркетинговая стратегия определяет, как нужно сформировать структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о стратегии маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена.
Исследователи по-разному определяют само понятие маркетинговой стратегии. Например, существует определение:
Маркетинговая стратегия
– это формирование целей, достижение
их и решение задач предприятия-
Один из ведущих и самых
известных специалистов в области
маркетинга Филипп Котлер характеризует
маркетинговую стратегию как
рациональное логическое построение,
руководствуясь которым фирма рассчитывает
решить свои маркетинговые задачи.
Она включает в себя конкретные стратегии
по целевым рынкам, комплексу маркетинга
и уровню затрат на маркетинг. Стратегия
маркетинга должна точно назвать
сегменты рынка, на котором фирма
сосредоточит свои основные усилия. После
разработки стратегии маркетинга, разрабатывается
детальная программа
Исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально-этической) и стратегии развития, включающей четыре целевых направления (более глубокое проникновение на рынки, проникновение на новые рынки, разработка и производство новых товаров, диверсифицированное развитие), определяются цели компании, которые направлены на достижение желаемых результатов. В целях их систематизации строят «дерево целей».
«Дерево целей» (или «модель целевой ориентации») является совокупность целей, представленных в виде многоуровневой иерархии и строится для системы управления конкретным хозяйствующим субъектом.
Дерево целей строится сверху вниз от цели-требования до конкретных мероприятий. Главная стратегическая цель (цель-требование) состоит из двух частей: внешней и внутренней. Первая определяется на основе миссии, а вторая зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.
В данной модели преобладают цели развития над целями стабилизации, а стратегические – над тактическими целями.
Построение дерева решений (мероприятий) ведется по принципу «ИЛИ», то есть задаются альтернативные пути решения - подцели и далее, с помощью экспертных оценок и с учетом критериев, находится лучший из них. Критерии позволяют предметно оценить значимость альтернатив относительно друг друга. Необходимо подобрать такие критерии, которые играют важную роль в предметной области, и оцениваем альтернативы на их основе, так как другие критерии могут дать совершенно иной ответ.
Не смотря на различные
определения маркетинговой
Маркетинговая стратегия – это комплекс доминирующих принципов, конкретных целей маркетинга на длительный период и соответствующих решений по выбору и агрегированию средств (инструментов) организации и осуществления на рынке ориентированной на эти цели деловой активности. Маркетинговая стратегия состоит из базовых решений, определяющих комплекс средств маркетинга, включая инструменты формирования и адаптации (обновления) ассортимента товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций и распределения (сбыта, продаж). Выбор маркетинговой стратегии определяется положением, потенциалом и традициями деятельности учреждения (фирмы, организации) на рынке, спецификой продукции, конъюнктурой рынка. Многое зависит от структуры и методов управления учреждением, от личности руководителя и других лиц, причастных к управлению.
Маркетинговые стратегии необязательно предполагают наличие подразделения маркетинга на предприятии. Подразделения может не быть, но маркетинговые мероприятия, тем не менее, выполняются предприятием. Ответственность за стратегии в этом случае лежит на руководителе предприятия. В отличие от общих стратегий предприятия, маркетинговые стратегии подлежат регулярной ревизии и пересмотру. Общие установки могут оставаться неизменными, но, в зависимости от рыночной ситуации, для их выполнения должны применяться разные методы. Разработка маркетинговых стратегий может проводиться самостоятельно предприятием, или с помощью стороннего консультирования.
Разработка маркетинговой
стратегии должна предусматривать
определение целевых сегментов
рынка и разработку стратегии
позиционирования, разработку стратегий,
направленных на поддержание взаимоотношений
с потребителями и стратегий
планирования новых товаров Разработка
маркетинговой программы
Многие исследователи
отмечают, что эффективность стратегии
маркетинга во многом зависит от того,
как построена служба маркетинга
на фирме, какие задачи, на каком
уровне и как решаются. Задачи решаются
специалистами, уровень подготовки
специалистов - маркетологов очень
важен. Иногда можно услышать такое
определение маркетинга, что это
наполовину искусство, наполовину реальность.
Эффективность маркетинговой
Таким образом, маркетинговые
стратегии — главные
Товарная стратегия должна
обеспечивать полное соответствие товара
количественным и качественным характеристикам
спроса. Разработки в области товарной
политики носят комплексный характер
и включают действия по формированию
товарного ассортимента и инновационных
предложений. В связи с этим в
области товарной (продуктовой) стратегии
можно назвать следующие
постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции;
следование многоарочной политике;
постоянное улучшение качества товара (стратегия «кайзен») и др.
Стратегия «кайзен» – концепция обеспечения постоянных улучшений, предложенная японскими специалистами, направлена на все аспекты деятельности организации. «Кайзен» представляет собой системный подход к управлению качеством, в рамках которого обосновывается потребность каждой организации в небольших улучшениях, приобретающих постоянный характер.
Стратегии в области ценообразования могут быть сформулированы следующим образом:
установление цены на продукт в соответствии с его позицией на рынке;
проведение разной ценовой политики на разных рынках;
выработка ценовой политики с учетом ценовой политики конкурентов.
В области продвижения продукта могут быть названы стратегии, характеризующие коммуникации с потребителями (с помощью сотрудников отдела продаж, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела сбыта на новых рынках, «паблик рилэйшнз» и т.д.
Стратегии в области доведения продукта до потребителя характеризуют:
каналы, с помощью которых продукт доводится до потребителя;
уровень послепродажного обслуживания потребителей;