Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

В сегодняшнем, сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, продвигая на рынок новый товар, пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам необходимо знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга и его составляющих позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, управляющих и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Концепция жизненного цикла товара(PLC)………………………………... 5
2 Специфика жизненных циклов отдельных товаров……………………….. 11
3 Значение и практическое использование концепции PLC………………... 20
4 Анализ жизненного цикла конкретного товара(насосного оборудования ).23
4.1 Эффективный метод оценки и контроля стоимости насосов……………23
4.2 Снижение энергозатрат посредством применения современных технологий в насосостроении………………………………………………… 24
4.3 Энергоэффективность – приоритетный показатель при выборе насосного оборудования……………………………………………………………………25
4.4 Снижение энергозатрат посредством оптимального подбора насоса под правильно заданную рабочую точку системы………………………………. 25
4.5 Частное регулирование режима работы насоса…………………………. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников……………………………………….... 30

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 476.29 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………   3

1 Концепция жизненного  цикла товара(PLC)………………………………...    5

2 Специфика жизненных  циклов отдельных товаров………………………..  11

3 Значение и практическое  использование концепции PLC………………...  20

4 Анализ жизненного цикла  конкретного товара(насосного оборудования ).23

4.1 Эффективный метод оценки  и контроля стоимости насосов……………23

4.2 Снижение энергозатрат  посредством применения современных  технологий в насосостроении…………………………………………………  24

4.3 Энергоэффективность –  приоритетный показатель при выборе насосного оборудования……………………………………………………………………25

4.4 Снижение энергозатрат  посредством оптимального подбора  насоса под правильно заданную  рабочую точку системы……………………………….  25

4.5 Частное регулирование  режима работы насоса………………………….  26

Заключение……………………………………………………………………..  28

Список использованных источников………………………………………....  30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сегодняшнем, сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, продвигая  на рынок новый товар, пропагандируя  идею, мы занимаемся маркетингом. Нам  необходимо знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его  запросы.    Нам нужно разбираться в маркетинге и в нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга и его составляющих позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, управляющих и т.д.  
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких как исследователи маркетинга, работники рекламы, дилеры, заведующие производством новых и марочных товаров и т.д. Им необходимо знать:  
-как описать рынок и разбить его на сегменты;   
целевого рынка;   
  -как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами;   
  -как определить жизненный цикл товаров на рынке;   
  -как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара;  
  -как рекламировать и продвигать, товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.  

Профессиональный деятель  рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений. Тема моей курсовой работы  - жизненный цикл товар.Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако, новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столько же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.


Процесс создания нового товара включает в себя восемь этапов: формирование идей, отбор идей, разработка замысла  и его проверка,  разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях и развертывание коммерческого производства. Цель каждого этого этапа состоит в принятии


решения о целесообразности или нецелесообразности продолжения  работы над идеей. Фирма стремится  свести к минимуму шансы разработки слабых идей и отсева добротных. Каждому  товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.

  Цель данной работы  – изучить само понятие жизненного  цикла товара, проанализировать  все его стадии и деятельность  предприятия на каждой из них.  Товар определяет результаты  деятельности любого промышленного  и коммерческого предприятия  на  «нормальном» развитом рынке,, в силу чего вся совокупность  мер, связанных с товаром –  его  созданием, производством,  реализацией на рынке, сервисом, рекламой – занимает центральное  место в маркетинговой  политике  и деятельности. Эта совокупность  и является концепцией жизненного  цикла товара

  Концепция жизненного  цикла товара является ключевой  в деятельности любого предприятия,  ориентированного на потребителя.  При правильном определении   стадии жизненного цикла можно  без особого труда выбрать  именно ту стратегию, которая  наиболее подходит предприятию  и принесет наибольшую прибыль,  или в крайнем случае, наименьшие  потери(5, 123).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                        1Концепцияжизненногоциклатовара  
 
Маркетинг рассматривается с нескольких сторон - с одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства и всей выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательского выбора.   
В промышленно развитых странах покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда. Ведь даже труд рабочего самой высокой квалификации по изготовлению очень нужного обществу изделия самого высокого качества и с самыми низкими издержками производства может оказаться в конечном счете непроизводительным только потому, что изделие не нашло своего покупателя, не попало в конечное потребление. Произойти это может по той причине, что потенциальный потребитель не знал о существовании нужного ему изделия или о месте, где его можно купить. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать труд первого по-настоящему производительным - в этом, собственно, и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности (3).  
Люди сталкиваются с большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители, со своей стороны, предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и потребностями людей. Товар пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических потребностей.  
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.  
Таким образом, можно сказать, что запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Однако запрос - показатель недостаточно надежный. Смена выбора может оказаться результатом изменения цен или уровня доходов. Товары - это наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.  
Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида (3).   
Понятие "товар" не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.   
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.  
Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.  
Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары.  
Любой товаропроизводитель сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведения продукции до потребителя. Основной задачей каждого изготовителя-продавца и потребителя является получение удовлетворительного коммерческого итога. Обеспечение коммерческого успеха непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков.   
Изучение рынка осуществляется с двух позиций: с позиции его характерных особенностей, потребностей и возможностей и с позиции его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и товаров-заменителей и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит, либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.  
Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.  
Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга - изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной "ниши" (1).  
Маркетинг второго типа - неотъемлемая часть коммерческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может.   
Для хозяйственной деятельности промышленного предприятия целесообразно применять оба типа маркетинга одновременно. Только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.  
Конкретная реализация маркетинга зависит от характера предприятия, предлагаемого им товара, состояния рынка. Маркетинг может быть простым, даже элементарным; сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики. Чем многообразнее деятельность производителя, тем многообразнее маркетинг.  
Многогранность маркетинга зависит от спроса потребителей и его сбалансированности. Несбалансированный спрос предопределяет реализацию функций по его выравниванию, а спрос, превышающий предложение, заставляет осуществлять демаркетинг - вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственный мощностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. Для уменьшения спроса могут применяться приемы - повышение цены на товар, отказ от рекламы и стимулирование продаж и т.д.  
При негативном спросе используется конверсионный маркетинг,  
т.е. при такой ситуации на рынке, когда все или большинство его сегментов отвергают данный товар или услугу.  
В зависимости от видов спроса применяются и другие виды маркетинга: противодействующий - реализуется с целью обеспечения благополучия потребителя или общества в том случае, когда спрос на ряд товаров или услуг может считаться иррациональным.  
Развивающийся маркетинг применим в условиях формирующегося спроса на товары, т.е. когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.  
Ремаркетинг необходим в ситуации снижения спроса, характерного для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товара.   
Синхромаркетинг - ориентирован на условия, когда спрос превышает производственный мощности, или наоборот, объем производства данного товара оказывается больше потребностей рынка.   
Концентрированный маркетинг - предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков.  
Массовый маркетинг - связан с обеспечением массового производства, распространения и стимулирования сбыта одного и того же товара для различных покупателей.  
Промышленный маркетинг - обеспечивает взаимодействие предприятия с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям. 
Пробный маркетинг - связан с реализацией продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдением за реальным развитием событий в рамках предполагаемого плана маркетинга.  
Использование каждого из перечисленных видов маркетинга всегда сопряжено с известной долей риска для производителя, но это окупается, если в рыночной стратегии удается оптимально соединить все виды маркетинговой деятельности в одно целое .  
Фирма должна уметь создавать новые товары. Кроме того, она должна уметь управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и в состоянии конкуренции.   
Концепция жизненного цикла товара PLC (ProductLifeCycles) включает в себя следующие понятия.  
При активном формировании ассортимента очень важен опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла изделий.  
Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.  
Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая временные рамки. Динамика жизни товара показывает объем возможных (фактических) продаж в каждое определенное время существования спроса на него.   
При всем разнообразии жизненных циклов товаров можно выделить следующие основные этапы: этап выведения на рынок, этап роста, этап зрелости и этап упадка. Эти этапы могут быть представлены (для успешного товара) рядом графических характеристик, например зависимостью объектов продажи либо прибыли по данному товару от времени (4).  
Товар начинает жить в идеях, разработках и экспериментах, и это на 50% (как минимум) определяет дальнейший успех или неудачи на рынке.   
От самого момента зарождения идеи и до запуска в производство огромное значение и смысл работы маркетологов состоят именно в том, чтобы постоянно стимулировать продвижение изделия разнообразной рыночной информацией. Превращение изделия в товар происходит, прежде всего, на этапе концепции исследований и разработок и именно посредством непрерывного рыночного мониторинга, формирующего и сам процесс создания товара.

Графически кривая жизненного цикла товара может быть представлена как (рис.1)

 

 

Рисунок1 -  Жизненный цикл товара.

 

Предположим, появилась идея нового товара А.  
Шаги маркетологов следующие: прежде всего, рыночный анализ с целью поиска ответов на вопросы: нужен ли товар потребителю и какому и как рынок примет этот товар?


Если ответы положительные, начинаются исследования и разработки. На стадии эскизного проекта требуется  более подробный анализ. Он показывает:  
на рынке обострилось положение с сырьем для выпуска этого товара и перспективы неважные; конкуренты выпустили на рынок аналогичные товары; есть данные о выпуске многофункционального изделия, отчасти покрывающего поле потребностей, на которое рассчитан данный товар и т.д. 
Вся эта тщательно собранная и обработанная информация позволяет на каждом этапе создания изделия гибко регулировать сам этот процесс, вплоть до его полного прекращения. И своевременно сделать соответствующий вывод. 
Например, в данном случае, закрыв неперспективный проект еще до момента его производственного освоения, фирма не только сэкономит средства, но и получит возможность финансирования более привлекательных проектов, избежит потери репутации и престижа фирмы в связи с выпуском

 непопулярного товара (4).   
Жизненный цикл изделия, продукции или услуги состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируется в новую технику, способную удовлетворить требованиям потребителей.  
Начальной стадией жизненного цикла являются научно - исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию. НИР состоит из следующих этапов: разработка технического задания; выбор направлений исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов.  
Второй стадией жизненного цикла являются опытно - конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается конструкторская документация: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация. ОКР проводятся также для создания технологического оборудования, нужного для изготовления опытных образцов и партий изделий.   
Следующая стадия жизненного цикла - подготовка производства и выход на мощность, т.е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации производства новых изделий.  
Выход на мощность осуществляется после завершения работ по подготовке производства. Сюда входят:  
-пуск и проверка технологического оборудования;   
  -запуск в производство установочной серии;  
  -доработка и корректировка технологической и другой документации."   

Все рассмотренные стадии жизненного цикла жизненного носят  название пред производственных. Здесь  формируется изделие, его качество; закладывается технический уровень изделия, его прогрессивность.  
Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов.  
Завершающая стадия жизненного цикла состоит в эксплуатации - для изделий длительного пользования. Продолжительность жизненного цикла в каждый конкретный период научно- технического прогресса определяется физическим и моральным сроком старения техники независимо от сроков выполнения и организации работ по стадиям жизненного цикла и внутри них  по этапам.   


 

 

                2.Специфика жизненных циклов отдельных товаров  
 
Для описания жизненного цикла товара используется графическое изображение зависимости величины продаж и прибыли от времени нахождения товара на рынке. Такая зависимость неодинакова для отдельных интервалов времени, в связи с чем, выделяют соответствующие промежутки, имеющие специфические особенности. С учетом этого обычно рассматривают четыре основных этапа жизненного цикла товара: 
• выход на рынок;  
• рост;  
• зрелость;  
• спад.  


Иногда рассматривают  еще один этап жизненного цикла товара - этап насыщения, который является промежуточным между этапами зрелости и спада. 
При выделении отдельных этапов жизненного цикла товара исходят, прежде всего, из того, что для каждого этапа следует разработать и реализовать соответствующую стратегию маркетинга.  
Фирма должна уметь создавать новые товары и управлять их производством с учетом меняющихся вкусов, перемен в технологии и состоянии конкуренции. Любой товар проходит жизненный цикл, в котором можно выделить четыре этапа: выведения на рынок, роста, зрелости и упадка.  
Ограниченность жизненного цикла товара ставит перед фирмой две крупные проблемы. Во-первых, проблему разработки новинок, которая заключается в необходимости своевременно изыскивать новые товары для замены находящихся в стадии упадка.Во-вторых, проблему стратегического подхода к этапам жизненного цикла товара. Очень важно уметь эффективно организовать работу с ныне существующими товарами на каждом этапе их жизненного цикла.Некоторые предприятия, не умея, как следует, работать с существующими товарами, концентрируют свои усилия на создании новинок Другие, наоборот, направляют энергию на работу с существующими товарами в ущерб созданию новинок. Фирме необходимо сбалансировать эти две крайности. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие товары. Потребитель ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты прилагают максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.  
Предприятие может получить новинки двумя способами.  Во-первых, путем приобретения фирмы, патента или лицензии на производство чужого товара. Во-вторых, благодаря собственным исследованиям и разработкам.  
Рассмотрим процесс разработки новых товаров. Под "новинками" имеются в виду оригинальные изделия, улучшенные варианты или модификации существующих товаров, а также новые товары - плоды НИОКР фирмы-производителя.Новаторство может быть делом весьма рискованным. На одно своих модели "Эдзел" фирма "Форд" потеряла около 350 млн. дол.Катастрофой обернулась попытка фирмы "Ксерокс" выйти на рынок компьютеров. Никогда не окупятся капиталовложения в создание авиалайнеров ТУ-44 и "Конкорд". На рынке фасованных товаров широкого потребления неоднократно терпели неудачи новинки фирм: "Кэмпбелл", "Жилетт", "Левербразерс" и др. (4).  
По данным исследований, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения - 20%, а на рынке услуг - 18%. Особенно тревожен уровень неудач новых товаров широкого потребления. Причин неудач может быть много, например, возможны недостатки в конструировании, неправильно позиционировали, неудачно рекламировали или назначили на него чересчур высокую цену.В ряде случаев затраты на разработку товара оказываются гораздо выше расчетных, а иногда ответный удар конкурентов оказывается сильнее, чем ожидали. Таким образом, перед фирмой стоит проблема: с одной стороны разрабатывать новые товары необходимо, а с другой - шансов на успех немного. Необходимо также учитывать, что жизненный цикл разных товаров неодинаков по времени и по составляющим.  
Решение проблемы заключается в том, чтобы целенаправленно сориентировать фирму, организационно приспособив ее к работе с новинками. Кроме того, группы специалистов - создателей новых товаров должны тщательно прорабатывать каждую стадию создания новинок.   
Если фирма рассчитывает существовать не 2-3 года, а десятилетия, то альтернативы постоянному созданию новинок нет. Фирмы, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, случается, тратят на эти цели суммы, превышающие в отдельные периоды весь годовой объем выручки от реализации товаров и услуг.  
Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Поиски эти должны вестись систематически. Опыт показывает, что большинство случайных идей не дает ожидаемого результата. Можно найти десятки идей, которые не соответствуют возможностям фирмы. Нередко новинка, после проведения дорогостоящих исследований проходит весь путь до окончательного утверждения и отвергается высшим руководством, которое решит, что фирме не следует вторгаться в данную сферу деятельности.   
Если создана четкая стратегия разработки новых товаров, подобные ситуации исключены. Фирма должна определить, на какие товары и какие рынки следует обращать основное внимание. Необходимо сформулировать, чего именно стремится достичь фирма с помощью новинок: получение больших доходов, доминирующего положения в рамках определенной части рынка или каких-то иных целей. В организационной структуре фирмы должно быть закреплено распределение усилий между созданием оригинальных товаров, модификацией существующих товаров и имитацией товаров конкурентов.  
Существует множество источников идей для создания новинок. Одна из двух лучших стартовых площадок в поиске таких идей - потребители. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений, анализа поступающих писем и жалоб. Другой источник идей - ученые, поскольку они могут отыскать новые явления, материалы или свойства, которые приведут к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов существующих товаров.  
Общее направление современных изысканий связано с автоматизацией функций управления в сфере комплексных технологий удовлетворения потребностей. Например, если создается лекарство, которое способно заменить хирургическое лечение, практикуемое во всем мире, то это перспективно. Если речь идет об усовершенствовании газонокосилки или мотороллера, то лучше не "изобретать велосипед", а обратиться к английским и итальянским конкурентам. Фирме необходимо следить за перспективными разработками конкурентов, выявлять среди них наиболее привлекательные для покупателей. Можно отслеживать публикации ученых и изобретателей, работающих на конкурентов, их патентные заявки, регулярно публикуемые в реферативных сборниках и сборниках патентных материалов.  Нарастание количества материалов по месяцам или годам свидетельствует о развитии работ. Прекращение публикации и патентования покажет, когда разработки завершились и перешли в стадию секретов производства. Хотя это может означать и неудачу конкурента. Среди прочих источников идей - изобретатели, патентные поверенные, сотрудники лабораторий университетов и фирм, а также консультанты по проблемам технологий и по проблемам управления.  
Хорошим источником идей служат торговый персонал и дилеры фирмы, которые повседневно общаются с покупателями, сотрудники рекламных агентств, фирм маркетинговых исследований, члены профессиональных ассоциаций. Вначале необходимо выработать как можно больше идеи. Цель последующих этапов - сократить их число. Первым шагом на этом пути служит отбор идей.Отбор позволяет, как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм специалисты должны излагать идею новинок в письменном виде на стандартных бланках, которые поступают затем на рассмотрение комиссии по новым товарам. Такая заявка содержит описание товара, целевого рынка и конкурентов, оценку размеров рынка, цены товара. В заявке указаны продолжительность и стоимость работ по созданию новинки, стоимость ее производства и норма прибыли. Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, возникает вопрос: подходит ли она для конкретной фирмы, согласуется с ее целями, стратегическими установками и ресурсами. Многие фирмы разработали специальные системы оценки и отбора идей.   
Отобранные идеи необходимо превратить в замыслы товаров. Важно четко различать идею, замысел и образ товара.   
Идея товара - это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку.  
Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.  
Образ товара - конкретное представление, сложившееся у потребителей о реально существующем или потенциальном товаре.  
Разработка замысла товара.  Предположим, автомобилестроитель нашел путь создания электромобиля, который может передвигать со скоростью до 80 километров в час и проходить 200 километров, очередной подзарядки. По оценке этого производителя, эксплуатационные расходы электромобиля будут примерно в 5 раз ниже, чем у обычной машины. Это идея товара. Однако потребители товарных идей не покупают. Они покупают замысел товара.   
Задача деятеля рынка проработать идею до стадии замыслов, оценить сравнительную привлекательность ряда замыслов и выбрать лучший из них.  

Среди товарных замыслов электромобиля  могут быть: 
1. Недорогой мини-автомобиль, предназначенный для использования в качестве семейного автомобиля для поездок хозяек за покупками в близлежащие магазины. Это автомобиль, идеально приспособленный для загрузки покупок, в него легко садиться.   
2. Недорогой мини-автомобиль в расчете на сознательного потребителя, которого интересует средство передвижения с невысокими издержками на топливо и низкой степенью загрязнения окружающей среды.  
Проверка замысла товара. Проверка замысла предусматривает опробование его на соответствующей группе целевых потребителей, которым представляют проработанные варианты всех замыслов. ВОТ результаты проработки первого замысла: Экономичный прогулочный электромобиль класса "мини" на двух человек. Великолепно подходит для поездок за покупками и визитов к друзьям. Обходится в эксплуатации в пять раз дешевле аналогичных автомобилей с бензиновым двигателем. Цена - 2 тысячи $.   


Потребителя просят высказать  свою точку зрения на этот замысел, предлагая ответить на следующие  вопросы:  
1. Понятен ли вам замысел электромобиля?  
2. В чем вы видите явные выгоды электромобиля?  
3. Достоверны ли, по вашему мнению, утверждения об электромобиле?  
4. Сможет ли электромобиль удовлетворить вашу насущную нужду?  
5. Каким образом можно было бы улучшить свойства электромобиля?  
6. Кто будет участвовать в принятии решения о покупке?  
7. Кто будет пользоваться электромобилем?  
8. Какой должна быть цена электромобиля?  
9. Предпочли бы вы электромобиль обычному автомобилю и для чего? 
10. Купили бы вы электромобиль? (Да; вероятно; да; вероятно, нет; нет.) 
Ответы потребителей помогут фирме определить, какой вариант замысла обладает наиболее притягательной силой.   
Предположим, что на последний вопрос о намерении совершить покупку 10% потребителей ответили "да" и еще 5% - "вероятно, да". Фирма соотносит эти цифры с общей численностью представителей конкретной целевой группы и рассчитывает объем сбыта. Расчетные величины будут ориентировочными, поскольку люди не всегда претворяют в жизнь высказываемые намерения.  
Предположим, что наилучших результатов добился в ходе опроса первый замысел. Теперь предстоит разработать стратегию маркетинга по выходу на рынок с конкретным электромобилем.  
Изложение стратегии маркетинга состоит из трех частей. В первой части дается описание величины, структуры и поведения целевого рынка, предполагаемого позиционирования товара. Излагаются показатели объема продаж, доли рынка, прибыли на несколько лет. Вот как это может выглядеть: 
Целевой рынок состоит из домохозяйств, нуждающихся в автомобиле для поездок за покупками и визитов к друзьям. Автомобиль будет позиционирован как прогулочное транспортное средство, более экономичное при покупке и эксплуатации, а также более экологически безвредное, чем автомобили, имеющиеся в настоящее время на рынке.  
Фирма намечает продать в течение первого года 50 тыс. автомобилей при общей сумме убытков не выше 1 млн. дол. В течение второго года  намечается продать 70 тыс. автомобилей с выходом на прибыль в 1,5 млн. дол. Во второй части изложения стратегии маркетинга даются общие ведения о предполагаемой цене товара, об общем подходе к его Распределению, а также смета расходов на маркетинг в течение первого года. 
Электромобиль будет предлагаться с кузовом трех разных цветов и с поставляемыми по особому заказу мини-системами кондиционирования воздуха. Его розничная цена составит 2 тысячи долларов с предоставлением дилерам 15%-ной скидки с прейскурантной цены.  
Дилерам, продавшим в течение месяца более 10 автомобилей, дополнительно предоставляется скидка в размере 5% за каждый проданный автомобиль. В рекламе будет сделан акцент на экономичность, прогулочный характер и экологические достоинства автомобиля.  
В третьей части изложения стратегии маркетинга содержатся перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, а также дол временный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга.  
В итоге фирма предполагает захватить 2% всего рынка автомобилей.  
Качество товара будет поддерживаться на высоком уровне с самого начала, а с течением времени и дальше повышаться с помощью технических исследований.  
При благоприятной конкурентной обстановке во второй и третий годы цена товара будет выше. Размер общих ассигнований на рекламу будет ежегодно увеличиваться примерно на 10%. Сумма ассигнований на маркетинговые исследования, начиная со второго года, будет сокращена в 1,5 раза.  
Приняв решение относительно замысла товара и стратегии маркетинга, руководство может приступить к оценке деловой привлекательности предложения. Для этого необходимо проанализировать намеченные контрольные показатели продаж, издержек и прибыли, чтобы удостовериться в соответствии целям фирмы. Если результаты анализа окажутся  удовлетворительными, можно приступать к разработке товара. 
Если замысел товара успешно преодолел этап анализа возможностей производства и сбыта, начинается этап НИОКР, в ходе которого замысел должен превратиться в реальный товар. 

Информация о работе Жизненный цикл товара