Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:24, реферат
На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Что такое мерчандайзинг…………………………………………………... 4
1.1 Понятие мерчандайзинга…………………………………………. 4
1.2. История мерчандайзинга……………………………….………… 5
1.3. Цели и задачи мерчандайзинга…………………………………… 7
2 Инструменты мерчандайзинга…………………………………………….. 8
2.1 Дизайн магазина…………………………………………………… 8
2.2 Планировка магазина……………………………………………… 10
2.3 Выкладка товаров………………………………………………….. 20
2.4 Реклама……………………………………………………………... 26
2.5 Комплексные меры…………..…………………………………….. 28
3 Оценка мерчандайзинговой деятельности………………………………… 32
Заключение……………………………………………………………………. 37
Рисунок 3
По отношению к размещению линий оборудования в торговом зале схема может быть продольной, поперечной и смешанной.
«Решетка» с линейным
продольным размещением оборудования,
т. е. стеллажи с товарами преимущественно
располагаются перпендикулярно
входящему в зал
Рисунок 4 - «Решетка» с линейным продольным размещением оборудования
«Решетка» с линейным поперечным размещением
оборудования, т. е. стеллажи с товарами
преимущественно располагаются
параллельно входящему покупате
«Решетка» со смешанным
линейным размещением оборудования,
т.е. сочетание в торговом зале и
продольного и поперечного
Рисунок 5 - «Решетка» с линейным поперечным размещением оборудования
Рисунок 6 - «Решетка» со смешанным линейным размещением оборудования
Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала.
2. Боксовая планировка (трек, петля)
используется, как правило, в крупных
универсальных магазинах, где
часто торговля ведется через
прилавок. В таком случае торговый
зал разбит на отделы, секции,
павильоны, которые
Тип боксовой планировки магазина («трек», «петля») обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, которые похожи на отдельные бутики.
Рисунок 7 - «Трек» или «петля»
Рисунок 8 - Смешанная планировка
4. Произвольная планировка является самой дорогой, используется в небольших магазинах, а также в бутиках в рамках крупных торговых центров. Здесь царит расслабленная атмосфера, что способствует поощрению покупателя к покупке. Роль стимула, подгоняющего покупателя ходить по магазину, исполняют продавцы.
5. Выставочная планировка в магазинах применяется очень часто, это продажа товаров по образцам, выставленным в торговом зале (рис. 9).
Рисунок 9
При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:
При расположении товарных групп определяющими являются два момента:
1) Известно, что приоритетные
места в торговом зале
Рис.11 - Зависимость продаж от движения покупателей
Движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров.
а) 80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и лишь 40-50% покупателей обходят внутренние ряды.
б) наиболее " горячими" местами при этом являются начало потока покупателя и зона касс.
Очень важно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя в магазин, так как лучшим местом для расположения товара является то, которое первым попадается на глаза только что вошедшему в магазин покупателю. Существует 4 причины того, почему товар должен располагаться как можно раньше на пути движения покупателя:
Около касс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона касс является привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются под воздействие импульса (жевательные резинки, сладости, напитки и т.д.). Также хорошо располагать в этой зоне газеты и журналы – покупатель может взять их для просмотра и затем купить.
Самые приоритетные места в торговом зале показаны на рисунке 12.
Рис. 12 – Приоритетные места в торговом зале
2) Разделение товарных групп
В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, макароны, одежда, обувь, посуда и т.д.) Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:
Поскольку товары повседневного спроса востребованы наибольшим числом посетителей, то около данных точек продажи скапливается достаточно большое количество покупателей. Поэтому данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру торгового зала, чтобы сделать покупку наиболее удобной.
Рекомендации:
Места размещения в торговом зале подразделяются на основные и дополнительные. К первым принято относить полки клиента (производителя марки) в специализированной секции торгового зала. Дополнительными могут быть: мобильный стеллаж или стойка, дисплей, холодильник, др. конструкции, то есть все то оборудование, которое позволит производителю эффективно разместить свою продукцию. Такие обособленные места называются точками продаж. Зачастую количество товаров находящихся на дополнительных местах может быть больше, чем на основном.
Дополнительную точку располагают отдельно от основной, тем самым даем потребителю еще один шанс увидеть и выбрать определенную марку. Как правило, в основном месте производитель стремится разместить максимально возможное количество товарных единиц своих марок, а в дополнительном — самые популярные, которые призваны дублировать основные. Бывают и исключения, когда пространства в специализированной секции не хватает, тогда акцент может быть смещен в сторону его расширения за счет дополнительного торгового оборудования.
Слишком широкие проходы и тенденция к расположению стоек и прилавков в строгом геометрическом порядке ведет к "обесчеловечиванию" магазина. Покупатель не успевает заметить и захотеть купить какой-либо товар, когда переходит от секции к секции, поэтому необходимо замедлить скорость движения покупателя в магазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в середине или на пересечениях с другими проходами. Часто для сужения прохода используются: дисплей, декоративная колонна, стойка с плакатом.
Менее очевидный, но не менее эффективный способ замедления движения покупателя в магазине - это использование музыки. Медленная спокойная музыка создает более расслабляющую атмосферу в магазине, побуждая покупателей не спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным эффектом - прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном используется в часы - пик для ускорения движения покупателей.
2.3 ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ
Правильная выкладка - это способ увеличения продаж за счет такого расположения товара на полках и прилавках магазина, при котором:
Важность этих факторов тем более очевидна, что 80% решений о покупке конкретной торговой марки, по мнению экспертов, делается непосредственно у прилавка: человек решает, что ему купить, только когда видит товар.
Правильная выкладка товара исключает пустоты. У покупателя должно складываться впечатление что полки просто ломятся от обилия продукции. Никаких пустот на полках не должно быть. Если какой либо товар полностью распродан, то его место должен стать другой товар, не нарушая правил выкладки товар. Однако, здесь нужно тоже знать меру. На полках не должно быть слишком много товара, что бы он не затруднял доступ к товару и не перемешивался. В таком случае внимание покупателя будет рассеиваться. Многие товары желательно не укладывать друг на друга, потому что они могут испортиться. Это зависит от особенностей и характеристик различных товарных групп.
Существуют определенные законы восприятия, которые используются в мерчандайзинге:
Рисунок 13