Актуальные проблемы оценки лизингополучателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработать методику оценки лизингополучателя. Задачи:
- ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
- попытаться выделить проблемы развития лизинга в Свердловской области и предложить пути их решения;
- разобраться в структуре, механизме осуществления лизинга, его сущности и разнообразии форм его существования.
- сделать сравнительный анализ различных видов кредитования и методик оценки платежеспособности лизингополучателя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Сравнительный анализ инструментов заемного капитала…………...…5
1.1 Сравнительный анализ видов кредитования юридических лиц……………..5
1.2 Платежеспособность и кредитоспособность юридических лиц……...........14
1.3 Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности и платежеспособности юридических лиц……………………………………….…21
Глава 2 Экономическая сущность и значение лизинга……………......……….30
2.1 Понятие, сущность и виды лизинга………………….………………………30
2.2 Преимущества и недостатки лизинга…………………………………......…43
2.3 Разработка оптимальной методик оценки лизингополучателя………...….47
Заключение…………………………………………………………….……..……59
Список литературы…………………………………………………………..……61

Файлы: 1 файл

ОЛИМП.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

       

 Следует иметь в виду, что их величина является довольно условной, так как ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить приблизительно.

Нормативное  значение Ктл обычно считается большим 2, но в некоторых странах его минимальное значение с учетом отраслевой принадлежности снижено. Я считаю, что такое допущение целесообразно применить и в моей методике.

Вывод о том, является ли наличный запас ликвидных активов  достаточным, можно сделать только с учетом специфики деятельности анализируемого предприятия. В первую очередь это касается разницы  в периодичности поступления  платежей по счетам, предъявленным  покупателям и периодичности  предъявления счетов к оплате поставщиками. 
При определении нормы показателя общей ликвидности следует исходить из двух предпосылок:

  • собственными средствами, как минимум, должны покрываться наименее ликвидные элементы текущих активов; остальная их часть может быть профинансирована за счет других источников в текущих пассивах;
  • за счет собственных средств должна покрываться та часть текущих обязательств, которая не может покрываться за счет поступлений от покупателей.

Поэтому в основу расчета следует  положить анализ структуры активов  и анализ взаимоотношений предприятия  с поставщиками и покупателями. Также  следует связать его с расчетом приемлемого показателя обеспеченности собственными средствами. 
Опять таки, следует иметь в виду, что приемлемые показатели ликвидности будут различными в различных условиях работы предприятия. Поэтому при изменении условий расчетов с поставщиками/покупателями, при изменениях в организации работы с этими контрагентами, норму показателя следует пересматривать, соответственно включив в анализ дополнительные факторы, или наоборот, исключив те факторы, которые перестали влиять на снабженческо-сбытовую политику предприятия.

Шаг 3. Оценка платежеспособности лизингополучателя

Платежеспособность (возможность  своевременно погашать свои платежные  обязательства наличными денежными  ресурсами) – внешнее проявление финансового состояния предприятия.

Платежеспособность является сигнальным показателем финансового состояния организации и характеризуется не только коэффициентами ликвидности, но и абсолютными данными, рассматриваемыми в балансе неплатежей и их причин, и относительными коэффициентами. Основными признаками платежеспособности предприятия в идеальном варианте являются наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете и отсутствие просроченной краткосрочной задолженности.  
Общая платежеспособность предприятия определяется как способность покрыть все обязательства предприятия всеми ее активами.  
Коэффициент общей платежеспособности рассчитывается по формуле:

                        Кобщ. плат. =(А1+А2+А3)/(П1+П2)

Естественным является следующее  нормальное ограничение для коэффициента: Кобщ.пл.>2. Основным фактором, обусловливающим  общую платежеспособность, является наличие у предприятия реального  собственного капитала.  
Текущая платежеспособность (Кт.пл) за отчетный период (месяц, квартал, год) определяется как отношение платежных средств предприятия / срочные обязательства предприятия 
          В процессе анализа рассматривают и долгосрочную платежеспособность. При этом в качестве показателя, отражающего долгосрочную платежеспособность организации, принимают отношение долгосрочного заемного капитала к собственному. 
            Этот коэффициент характеризует возможность погашения долгосрочных займов и способность организации функционировать длительное время. Увеличение доли заемного капитала в структуре считается рискованным. Организация обязана своевременно уплачивать проценты по кредитам, своевременно погашать полученные займы. Соответственно, чем выше значение данного коэффициента, тем больше задолженность организации и ниже оценка уровня долгосрочной платежеспособности.  
          Степень платежеспособности общая (К4) — показатель, который согласно указанному распоряжению Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству используется для целей мониторинга финансового состояния организации. Он определяйся как частное отделения суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную валовую выручку от продаж, и характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами. 
           Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5) вычисляется как частное отделения суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную валовую выручку. 
            Коэффициент задолженности другим организациям (К6) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате», «Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами», «Авансы полученные» и «Прочие кредиторы» на среднемесячную валовую выручку. Все эти строки пассива баланса функционально относятся к обязательствам организации перед прямыми кредиторами или ее контрагентами. 
            Коэффициент задолженности фискальной системе (К7) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» и «Задолженность перед бюджетом» на среднемесячную валовую выручку. 
          Коэффициент внутреннего долга (К8) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам «Задолженность перед персоналом организации», «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие краткосрочные обязательства» на среднемесячную валовую выручку. Повышение этого коэффициента характеризует увеличение удельного веса внутреннего долга в общей сумме долгов.  
            Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9) - показатель, установленный распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности» в качестве главного критерия определения платежеспособности и неплатежеспособности организаций.  
           В зависимости от значения показателя степени платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанного на основе данных за последний отчетный период, организации ранжируются на три группы: 

1) платежеспособные организации,  у которых значение указанного  показателя не превышает 3 месяцев;  
2) неплатежеспособные организации первой категории, у которых значение показателя составляет от 3 до 12 месяцев;  
3) неплатежеспособные организации второй категории, у которых значение этого показателя превышает 12 месяцев.  
       Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10) показывает, насколько текущие обязательства покрываются оборотными активами.  
С учетом наличных неплатежей, а также нарушений внутренней финансовой дисциплины и внутренних неплатежей финансовое состояние организации может быть охарактеризовано следующим ранжированием:  
• абсолютная и нормальная устойчивость финансового состояния характеризуется отсутствием неплатежей и причин их возникновения;  
• неустойчивое финансовое состояние характеризуется наличие нарушений финансовой дисциплины (задержки в оплате труда, использование временно свободных собственных средств резервного фонда и фондов экономического стимулирования пр.), перебоями в поступлении денег на расчетные счета и в платежах, неустойчивой рентабельностью, невыполнением финансового плана, в том числе по прибыли;  
• кризисное финансовое состояние характеризуется кроме указанных признаков неустойчивого финансового положения еще, наличием регулярных неплатежей, по которым степень кризисного состояния может классифицироваться следующим образом:  
-первая степень — наличие просроченных ссуд банкам и просроченной задолженности поставщикам за товары;  
-вторая степень — наличие, кроме того, недоимок в бюджеты;  
-третья степень, которая граничит с банкротством, — наличие, кроме той задержек в оплате труда и других неплатежей по исполнительным документам. 

Шаг 4. Прогнозирование будущей  выручки

Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что  прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере – объем продаж, риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как "удачную" или "неудачную" не по тем показателям (прибылям, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависит только от возможностей аналитика – это  могут быть как сложные математические модели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученный в результате использования  этих методов, как можно более  точно описывал реальную ситуацию. В рамках статьи мы будем использовать стандартный подход к прогнозированию, основанный на оценке показателей, прямо  влияющих на результат прогноза.

Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие  значения объема продаж компании в  натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут  изменяться в зависимости от условий  внешней и внутренней среды.

Показатель объема продаж компании не является однородным, так как  зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых  производятся товары-заменители и т.д.), значения которых в будущем могут  значительно изменяться. Поэтому, если мы будем прогнозировать продажи, основываясь  только на данных предыдущих периодов, наш прогноз с большой вероятностью будет неточным. Для принятия решения  относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы). Если компания не является монополистом, в число  таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени. Проще всего выразить зависимость фактора от времени с помощью линейной зависимости:

                                                   Y = А x t + В,

где Y - прогнозируемый фактор,

t - время.

Линейное уравнение не всегда точно  отражает экономические тенденции. Так, по мере насыщения рынка темпы  роста объема продаж уменьшаются.

Шаг 5. Анализ всех полученных показателей

      Рассчитав все указанные показатели, в разработанной нами методике, лизинговая компания, с учетом российской практики и собственного опыта, делает заключение о совершении сделки, либо об ее отказе. Также необходимо учитывать тот факт, что существует некоторая погрешность в расчетах некоторых показателей, в связи со специфичностью различных видов деятельности. Также необходимо отметить эффекты, которые оказывает лизинг на развитие Свердловской области:

  • Социальный эффект лизинга проявляется в сохранении имеющихся и создании новых рабочих мест, в развитии предпринимательства и малого бизнеса, в росте уровня и качества жизни населения.
  • Осуществляя капиталовложения посредством лизинга, его участники получают три основных вида инвестиционных налоговых льгот:
    1. Налоговый щит арендной платы, получаемый арендатором. В

системе налогообложения арендные (лизинговые) платежи рассматриваются как операционные (текущие) расходы и включаются в себестоимость продукции (услуг), тем самым, уменьшая налогооблагаемую базу арендатора. Арендатор получает налоговый щит арендных платежей. Величина этого щита определяется как сумма арендных платежей, умноженная на ставку налогов с прибыли арендатора.

    1. Процентный налоговый щит лизингодателя, берущего кредит на

приобретение сдаваемого в аренду имущества. Относя проценты по кредиту  на себестоимость продукции (услуг), лизингодатель уменьшает налогооблагаемую базу налогов 
уплачиваемых из прибыли. Величина этого щита определяется как сумма процентов по кредиту на приобретение сдаваемого в аренду имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя. 
Амортизационный налоговый щит лизингодателя, как собственника объекта лизинга.

    1. Амортизационные льготы являются следствием амортизации

лизингового имущества. Поскольку амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (услуг), то на их величину уменьшается и налогооблагаемая база лизингодателя. Величина этого щита определяется как сумма амортизационных отчислений на восстановление арендуемого имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя,

В действующей налоговой системе, лизингодатель и арендатор получают инвестиционные налоговые льготы, однако лизинговому финансированию соответствует дополнительное налогообложение. Правительство при лизинге получает возможность облагать налогами непосредственно арендные платежи. Если объектом налогообложения являются собственно арендные платежи, то сумма получаемого лизингодателем арендного дохода уменьшается на величину налогов рассчитанных по установленным для этого налогообложения ставкам.

  • Лизинговое финансирование экономически эффективно, если

арендатор и/или лизингодатель получают большую экономическую прибыль, нежели при ином (альтернативном) варианте финансирования того же проекта. 
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской на величину вмененных издержек. Считается, что издержки упущенных возможностей существуют всегда.

Шаг 6. Одобрение или отказ заключения сделки

Предлагаемая  методика является универсальной  и применима при оценке в любой  лизинговой компании. Оценки всего четырех факторов, достаточно для совершения лизинговой сделки, т.к. они являются основополагающими в любом бизнесе и их фальсификация невозможна. Применяя данную методику, каждый аналитик должен максимально  учитывать особенности деятельности лизингополучателя, применять свой опыт и делать оговорки, присваивая показателям тот или иной критерий.

Информация о работе Актуальные проблемы оценки лизингополучателя