Анализ доходов и расходов местного бюджета на примере (муниципального района «Могойтуйский район»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:08, дипломная работа

Описание работы

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
- Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;
- Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………….............3
Глава 1. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ,КАК ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Организация бюджетного процесса в муниципальном
образовании……………………………………………………………..……….5
Экономическое содержание и значение местного бюджета…………….10
Структура доходов местного бюджета…………………………................12
Структура расходов местного бюджета………………………………….17
Глава 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОН» ЗА 2008-2009 г.г….....24
2.1. Краткая характеристика муниципального района
«Могойтуйский район»………………………………………………………..24
2.2. Анализ доходов местного бюджета муниципального района
«Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………….……..………………...27
2.3. Анализ расходов местного бюджета муниципального района «Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………………………………….30
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………….……………………………………….........................40
3.1. Перспективы совершенствования доходности…………………………………40
3.2. Повышение эффективности расходов бюджетных
средств местного бюджета………………………………….….……………….44
Заключение……………………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………........................49
Приложения………………………………………………………………….............................51

Файлы: 1 файл

ДипломАнализ доходов и расходов местного бюджета.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

                                                               Допущен к защите___________

                                                            Зав. кафедрой    Баниева М.А.

                                                                 «___»________________201__г.                                                                                                                        

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 Тема:

 

Анализ доходов  и расходов местного бюджета на примере

(муниципального района «Могойтуйский район»)

 

 

Специальность:                080105 «Финансы и кредит»

 

Дипломник(ца)______________________/__________________________/

 

Руководитель работы ________________/__________________________/

 

Нормоконтролер____________________/__________________________/

 

Рецензент_________________________/___________________________/

 

 

Защита состоялась______________________ Оценка ________________

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………….............3

Глава 1.     МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ,КАК ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

    1. Организация бюджетного процесса в муниципальном

образовании……………………………………………………………..……….5

    1. Экономическое содержание и значение местного бюджета…………….10
    2. Структура доходов местного бюджета…………………………................12
    3. Структура  расходов местного бюджета………………………………….17

Глава 2.      АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОН» ЗА 2008-2009 г.г….....24

2.1.   Краткая характеристика  муниципального района 

         «Могойтуйский     район»………………………………………………………..24

2.2.    Анализ доходов местного  бюджета муниципального района

         «Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………….……..………………...27

           2.3.   Анализ расходов местного бюджета  муниципального  района          «Могойтуйский район»  за 2008-2010 г.г……………………………………….30

Глава 3.      ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………….……………………………………….........................40

          3.1.    Перспективы совершенствования  доходности…………………………………40

          3.2.    Повышение эффективности расходов бюджетных

      средств местного  бюджета………………………………….….……………….44

Заключение……………………………………………………………………………………..48

Список использованной литературы…………………………………………........................49

Приложения………………………………………………………………….............................51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов  власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального  развития соответствующих территорий.

Актуальность темы исследования дипломной работы заключается в необходимости решения проблем  формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, через муниципальную составляющую  Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дать обоснования доходам и расходам местного бюджета. Объектом исследования является  местный бюджет муниципального района «Могойтуйский район». Предметом  исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета.

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:

- Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;

- Детально рассмотреть  основы бюджетного процесса в  муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.

На практике рассмотреть  местный бюджет муниципального района «Могойтуйский район».

Данная работа включает в себя три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

В первой главе всесторонне  исследуются основные понятия и  определения муниципальных бюджетов, как фундамента бюджетной базы страны. Здесь же рассмотрен бюджетный процесс, планирование, экономическое содержание и значение местного бюджета, структуры доходов и расходов местного бюджета. Вторая глава посвящена проведению анализа доходных и расходных статей бюджета муниципального района. Приведена краткая характеристика муниципального района.

В третьей главе рассмотрены  перспективы повышения доходности и пути оптимизации расходов бюджета. Рассмотрена необходимость рационализации расходов в бюджетной системе  района.

Анализ специальной  литературы, проведенный в процессе подготовки дипломной работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже несколько лет находится в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов в сфере местного самоуправления.

При подготовке данной дипломной работы была использована как методическая, так и специальная экономическая литература, нормативные и законодательные акты.

 

 

 

 

 

Глава 1. Местные бюджеты как элемент бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Организация  бюджетного процесса в муниципальном образовании

Бюджетное устройство в  Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов  входящих в государственную  бюджетную систему.

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

Реальность означает правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует  публикации утвержденных бюджетов, а  также отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, а также бюджетного послания Президента РФ.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления  их использования.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве- бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Важнейшей составной  частью финансового планирования, подчиненного требованиям финансовой политики государства  является бюджетное планирование. Экономическая  сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование осуществляется органами государственной  власти и управления, на основе принципов  бюджетного планирования, таких как: регулирование едиными правовыми  нормами, адресный и целевой характер направления бюджетных средств, непрерывность планирования, стабильность финансовых показателей, балансовый метод.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как  порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как  главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных местных бюджетов. Его содержание определяется государственным бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Далее остановимся на организации бюджетного процесса  на уровне  местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. определяет сферу собственных полномочий местных  органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.

Основной концептуальной идеей нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является идея унификации территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Федерации.

В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Эта модель позволит обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором  присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал. Более того, модель позволит решить двуединую задачу -выстроить минимальную систему взаимодействия местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти, т.е. в рамках возможного определения четких принципов и процедур разграничения полномочий и сфер ответственности между уровнями публичной власти, создание действенных контрольных инструментов (как со стороны граждан, так и стороны государства), достижение максимальной эффективности решения социально-экономических проблем.

Вместе с тем, в этой модели предусматриваются и механизмы  распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной власти, допускающие  возможность их передачи от одного уровня на другой. Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств в индивидуальном порядке.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права  муниципальных  образований. 
          Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района, свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения  и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских  поселений  самостоятельно. 
      Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и налоговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Важной частью проводимой реформы бюджетной системы  являлось решение вопросов, связанных с  повышением самостоятельности  и  ответственности органов местного самоуправления. Бюджетным законодательством были не только закреплены за местными бюджетами стабильные налоговые и неналоговые доходы, но и определены правила и условия межбюджетного регулирования на региональном уровне. В целях выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов и оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований для решения вопросов местного значения, полномочия,  по реализации которых находятся в компетенции субъектов РФ и осуществляются ими самостоятельно за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ. С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации Федерального закона от 26.04.07 №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса о приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Информация о работе Анализ доходов и расходов местного бюджета на примере (муниципального района «Могойтуйский район»)