Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:08, дипломная работа
Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
- Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления;
- Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………….............3
Глава 1. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ,КАК ЭЛЕМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Организация бюджетного процесса в муниципальном
образовании……………………………………………………………..……….5
Экономическое содержание и значение местного бюджета…………….10
Структура доходов местного бюджета…………………………................12
Структура расходов местного бюджета………………………………….17
Глава 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «МОГОЙТУЙСКИЙ РАЙОН» ЗА 2008-2009 г.г….....24
2.1. Краткая характеристика муниципального района
«Могойтуйский район»………………………………………………………..24
2.2. Анализ доходов местного бюджета муниципального района
«Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………….……..………………...27
2.3. Анализ расходов местного бюджета муниципального района «Могойтуйский район» за 2008-2010 г.г……………………………………….30
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА…………….……………………………………….........................40
3.1. Перспективы совершенствования доходности…………………………………40
3.2. Повышение эффективности расходов бюджетных
средств местного бюджета………………………………….….……………….44
Заключение……………………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………........................49
Приложения………………………………………………………………….............................51
Реализация основных
направлений бюджетной и
Бюджетная политика в области расходов на 2008-2010 годы определена с учетом выравнивания уровней социально-экономического развития муниципального района « Могойтуйский район» и поселений, распределяя и перераспределяя бюджетные средства за счет:
- продолжение внедрения
дотационного и стимулирующего
принципа распределения
- разграничения доходных и расходных полномочий и обеспечение сбалансированности бюджетов;
- концентрация ресурсов
муниципального района на
- разработка и утверждение перспективного финансового плана на 2008-2010 годы.
Важнейший принцип межбюджетной
политики муниципального района - обеспечение
стабильности закрепленных доходных источников
и расходных полномочий, повышение
ответственности органов
Основные параметры
В 2009-2011 годах продолжен устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. Если в 2006 году средняя заработная плата в бюджетной сфере составляла 4993 рублей в месяц, то в 2008 году с учетом запланированной с 1 сентября индексации в 1,15 раза она достигает 9042 рублей. В реальном выражении (с учетом инфляции) заработная плата 10,4 тыс. работников бюджетной сферы за этот период в среднем увеличены в 1,5 раза.
Кроме этого, фонды оплаты труда бюджетных учреждений увеличены в меру роста инфляции: в 2009 году – на 7% с 1 сентября; в 2010 году – на 6,8 процента с 1 августа и в 2011 году – на 6,5% с 1 января.
В 2009-2011 годах продолжена реализация приоритетного национального проекта «Образование».
Целью политики в сфере образования на этот период является ускорение модернизации образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2009 году 33,9 млн. рублей.
В среднесрочной перспективе продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2009-2011 годы является повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения.
В 2008-2010 гг. в рамках проекта получают выплаты 12 врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров и 12 медицинских сестер, 16 врачей, фельдшеров и медицинских сестер фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи, пройдут дополнительную профессиональную подготовку 4 врача общей практики, участковых терапевтов и педиатров.
Продолжена реализация
приоритетного национального
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрены в бюджете 4343,0 тыс. руб., в рамках подпрограммы «Ветхое жилье» -2500,0 тыс. руб.
При формировании бюджета все отделы муниципального района «Могойтуйский район» проводят определенную работу по планированию расходов.
Теперь рассмотрим расходную часть бюджета муниципального района «Могойтуйский район» за 2008- 2010 года. Расходная часть бюджета исполнена за 2008 год на 128% при уточненной сумме 599469,9 тыс.руб. исполнение составило 768783,8 тыс.руб. Превышение расходов над доходами составляет 28958,6 тыс.руб. Источником дефицита бюджета являются остатки средств на счете муниципального района на 01.01.2008 г. в сумме 33481,3 тыс.руб.
Расходная часть бюджета муниципального района за 2009 год исполнена на 105,1% при уточненной сумме 692121,8 тыс.руб. Исполнение составляет 727123,5 тыс.руб. Это на 23% меньше, чем за 2008 год.
Исполнение за 2010 год составляет 99,1 % или 664719,2 тыс. руб. при уточненном годовом плане 670918,4 тыс.руб. Это на 28,9% меньше по сравнению с 2010 годом и на 5,9% по сравнению с 2009 годом.
Исполнения расходов выглядят следующим образом:
1.Общегосударственные вопросы.
Исполнение за 2008 год составляет 27169,1 т.р., соответственно за 2009 год - 320660,1 т.р. или 93,9%, за 2010 год - 36694,7 т.р. или 98,0%, в т.ч расходы из резервного фонда составили за 2008 год в сумме 1000,9 т.р., которые направлены на оказание материальной помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. За 2009 год соответственно расходы из резервного фонда составили 2201,9 т.р.или 73,4%, за 2010 год 905,8 т.р. или 99,4%.
2.Национальная безопасность
и правоохранительная
По данному разделу приняты Районные целевые программы «Профилактика правонарушений 2008-2010 гг.» на реализацию, которой направлено за 2008 год - 100,0 т.р., за 2009 год - 303,8 т.р., за 2010 год по РЦП «Профилактика правонарушений на 2008 – 2011 г.г.» и «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2011 гг.» на 69,1 %. на сумму 697,7 т.р.
3.Национальная экономика.
Исполнение расходов по национальной экономике за 2008 год составляет 37963,5 т.р., за 2009 год - 18155,6 т.р. или 328,1%, за 2010 год составляет 5602,5 т.р. или 99,9%.
4.Жилищно-коммунальное хозяйство.
По данному разделу исполнение за 2008 год составляет 241629,6 т.р., за 2009 год – 86500,1 т.р. или 115,7%, за 2010 год – 12611,0 т.р. или 99,8%.
5.Образование.
По учреждениям образования за 2008 год исполнение составило 32044,0 т.р. или 90,8 %. По учреждениям образования за 2009 год исполнение составило 31897,1 т.р. или 90,8%. За 2010 год – 371362,3 т.р. или 99,5%.
6.Культура.
Предусмотренные расходы за 2008 исполнены в сумме 9070,9 т.р., что составляет 98,6%. Расходы за 2009 год исполнены в сумме 24877,2 т.р. в т.ч 10749,7 т.р. расходы направленные из бюджета района, что составляет 98,4% от запланированного на 2009 год по бюджету района. в т.ч. были выделены средства на строительство районной библиотеки из федерального бюджета и бюджета Агинского Бурятского округа в сумме 14127,5 т.р. Предусмотренные расходы за 2010 год исполнены в сумме 26586,0 тыс.руб., что составляет 97,2 %.
7.Здравоохранение и спорт.
Всего расходов по разделу за 2008 год составляет 104854,5 т.р. Объем расходов по МУЗ «МЦРБ» составил 102988,1 т.р., при плане 103550,7 т.р., по физической культуре и спорту в сумме 1089,3 т.р., по РЦП « Развитие туризма» выделено 100,0 т.р., Дом спорта «Баяр» - 677,1 т.р.
Всего расходов по разделу за 2009 год – 129649,4 тыс.руб. Объем расходов по муниципальному учреждению здравоохранения «Могойтуйская ЦРБ» составил 124125,4 т.р., при плане 130323,4 т.р., по ФК и спорту в сумме 966,4 т.р., по РЦП «Развитие туризма» выделено 416,3 т.р., Дому спорта «Баяр» – 3149,1 т.р., также были произведены расходы по полученным средствам из федерального бюджета на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в размере 1098,1 т.р.
Всего расходов по разделу за 2010 год составляет 117617,3 т.р. Объем расходов по МУЗ «Могойтуйская ЦРБ» за 2010 год составил 110102,6 тыс.руб. (99,9 %). Произведены выплаты медицинскому персоналу ФАП, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой помощи в сумме 1463,1 тыс. руб. Расходы по ФК и спорту всего на сумму 5458,8 т.р., по РЦП «Развитие туризма в муниципальном районе «Могойтуйский район» на 2009-2011 г.г.» направлено 351,2 тыс.руб. (100,0 %), по РЦП «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в муниципальном районе «Могойтуйский район» на 2010-2014 годы» – 241,7 тыс.руб. (90,3 %).
8.Социальная политика.
По данному разделу за 2008 год исполнение составляет 42308 т.р.
Всего расходов за 2009 год – 28423,2 т.р. За 2010 год расходы составляют 12438,0 т.р. или 89,4%.
9.Межбюджетные трансферты
Исполнение за 2008 год составляет 324419,4 т.р., за 2009 год – 367574,5 т.р. или 89,5%, за 2010 год – 80759,7 т.р. или 99,3%.
С целью исключения возможности завышения местными администрациями своих расходных нужд, отдел экономики администрации муниципального района «Могойтуйский район» провел работу по инвентаризации объектов бюджетной инфраструктуры муниципального района. Каждый объект имеет паспорт, в котором указаны все натуральные расходные потребности учреждения.
Далее, сравним общую сумму дохода местного бюджета и его расхода по годам: в 2008 году доходы -565719,8 т.р. расходы-482041,9 т.р.;
в 2009 году доходы-688637,7 т.р. расходы-618477,8 т.р.;
в 2010 году доходы -659809,0 т.р. расходы-670918,4 т.р.
Следовательно, проанализировав соотношение наблюдаем, если доходы превышают расходы, то образуется профицит бюджета, что мы наблюдаем в 2008-2009 годах. Профицит бюджета можно использовать для решения других задач или регулировать статьи расхода. Если имеет место равенство соотношения, т.е. доходы равны сумме расходов, то бюджетный баланс бездефицитен и безпрофицитен, в то же время не имеет резерва. В бюджете на 2010 год наблюдается дефицит бюджета 11109,4 т.р. возникает необходимость изыскивать новые источники дохода для его покрытия или регулировать статьи расхода.
Одним из аспектов, который подрывает
самостоятельность местных
Из приложения 1-3, которые показывают структуру доходов муниципального района видно, что этот данный регион имеет высокий вертикальный бюджетный дисбаланс. Действительно, собственные доходы этого местного бюджета, включая и регулирующие доходы, покрыли только 13,4% всех расходов, которые район понес в 2008 году, 11,9% в 2009 году, 10,0% в 2010 году. А все виды помощи из вышестоящего бюджета составили 86,4% и более. Такой высокий вертикальный дисбаланс, безусловно, подрывает возможности Могойтуйского района проводить самостоятельную местную бюджетную политику, ставя его доходы в решающую зависимость от помощи вышестоящего бюджета.
Необходимо подчеркнуть, что данная картина является типичной не только для Могойтуйского района, как муниципального образования с местным бюджетом, но для всех субъектов федерации, т.к. основной причиной ее является распределение доходных источников и расходных обязательств, установленное в федеральном законодательстве. Так, из анализа видно, что организация, содержание и развитие учреждений образования является обязанностью местных органов власти. В приложении 7 видно, что расходы только на эти цели составляют более 55,6% бюджета.
Таким образом, только эта статья расходов более чем вдвое превышает собственные доходы местного бюджета.
Исследуем структуру и
- гр. 4 = гр. 3- гр. 2;
- гр. 5 = гр. 2*100: общий итог за 2008г гр. 2;
- гр. 6 = гр. 3*100: общий итог за 2010г гр. 3;
- гр. 7 = гр. 6- гр. 5;
- гр. 8 = гр. 4*100: гр. 2;
- гр. 9 = гр. 4*100: (гр. 4- гр. 3)
Данные сравнительного аналитического баланса показывают, что отклонение по доходам составляет + 94089,2 т.р., отклонение по расходам +188876,5 т.р.
Профицит 83677,9 тыс.руб., а дефицит 11109,4 тыс.руб. следовательно:
94089,2+83677,9+11109,4 = 188876,5
Доходы бюджета муниципального района возросли на 16,6%, расходы на 39,2 %.
По структуре расходов наибольшая часть приходится на расходы по оплате труда, более 40%, а в 2008 году более 50%, соответственно связанная с фондом зарплаты статья по коду 213 занимает более 12%.
Глава 3. Перспективы совершенствования доходности и повышение эффективности расходов бюджетных средств местных бюджетов
3.1.Перспективы совершенствования доходности
В России местные налоги и сборы, которые призваны обеспечить финансовую самостоятельность местного самоуправления, в настоящее время составляют лишь от 8 до 17% доходной базы местных бюджетов, формирование которой преимущественно осуществляется за счет неподконтрольным местным властям источников. Местные налоги и сборы не покрывают большей части расходов, связанных с реализацией вопросов местного значения, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления. Для укрепления необходимо закрепить за местными бюджетами стабильные налоговые источники и делать ставку на расширение закрепленных за местными бюджетами налогов и сокращение удельного веса безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней. Предлагается, отказавшись от бюджетного выравнивания с использованием фондов финансовой поддержки муниципальных образований, перейти от практики расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной вертикали к закреплению за каждым уровнем бюджетной системы собственных налогов по принципу «один налог - один бюджет» к вопросу о формировании доходной части бюджетов муниципальных образований.