Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» за 2010-2012 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Актуальность  темы исследования. Здравоохранение – это особая сфера деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а также одно из самых приоритетных  направлений в политической и социальной жизни страны. Социальные гарантии, предоставленные государством населению страны в области здравоохранения, законодательно закреплены  в Конституции РФ.      

Здоровье  населения, как социально-экономическая категория, представляет собой важнейшую составляющую национального богатства, является совокупным показателем благополучия общества. Для поддержания здоровья населения потребляется существенная часть валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека является необходимым ресурсом для производства материальных благ. Здоровье есть функция таких переменных, как производство и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания.      

Все задачи, связанные с охраной здоровья людей,  необходимо воспринимать как государственные. В их решении, кроме органов здравоохранения, должны принимать участие органы государственного управления, многие ведомства, хозяйственные руководители и население.      

Система здравоохранения  в настоящее время имеет ряд  проблем, связанных с финансированием  расходов бюджета на здравоохранение. Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть компенсированы никакими другими ценностями и благами.      

Высокий уровень  госпитализации, длительность пребывание больных на койке, низкие занятость  и оборот койки являются основными  составляющими неэффективного использования  мощностей и больших финансовых затрат. Рынок труда ограничивает мотивацию населения в отношении госпитализации в том случае, если есть возможность выбора форм и места лечения. Пребывание в больнице может привести к потере работы, кроме того, еще и связано с большими затратами и бытовыми неудобствами из-за низкого уровня сервиса в больницах.       

Целью курсовой работы является проведение анализа  финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.      

Исходя  из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:      

– раскрытие  теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;      

– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;       

– определение  роли бюджетов в финансировании здравоохранения;       

– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» за 2010-2012 гг.;      

– выявление  проблем и путей совершенствования  финансирования здравоохранения.      

Объектом  исследования является ГБУЗ «Городской родильный дом №2».      

Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.       

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.      

Информационную  базу исследования составляют законодательные и нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; труды отечественных экономистов, посвященные исследованию проблем в здравоохранении; данные периодической печати. 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Общая характеристика системы здравоохранения

 

 

      Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.      

Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.      

Сегодня состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения  как важнейшего ее элемента ученые характеризуют как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему.1       

В докладе Всемирного банка «Реформирование  системы здравоохранения Российской Федерации в целях улучшения  состояния здоровья населения: основные задачи на 2008 г. и последующий период» отмечено, что по показателям состояния здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от других стран «большой восьмерки» и стран со средним уровнем доходов, о чем свидетельствует официальная статистика. В России ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67 лет, что на 16 лет меньше, чем в Японии и на 14 лет меньше среднего уровня в странах Европейского Союза.      

По  мнению экспертов, высокий уровень  заболеваемости и смертности российского населения трудоспособного возраста представляют угрозу для социально-экономического развития и национальной безопасности страны. Потери от заболеваний и преждевременной смертности в России в 2008 г. составили почти 400 млрд. рублей, или 15% ВВП.      

С 2001 г. в России доля государственных  расходов на здравоохранение в валовом  внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.       

Существуют  значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы расходуют на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15%. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85% расходов на здравоохранение в России3.       

 Все эти факторы, по словам Президента РФ Д. Медведева, обуславливают необходимость создания эффективной модели здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах4.       

В соответствии с этой задачей в 2008 г. была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в которой на основе анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации определены основные цели, задачи и способы его совершенствования.       

В настоящее время в нашей стране существует система здравоохранения, представляющая собой разветвленную  сеть медицинских учреждений, деятельность которой направлена на предупреждение заболеваний и их лечение, а также  совокупность органов управления данными учреждениями.       

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является главным органом управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.      

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 30.06.2004 г. № 321 Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.      

Правовое  регулирование взаимоотношений  человека и общества во все времена  не могло обойти сферу охраны здравоохранения  граждан и медицинскую деятельность. В условиях правового государства  реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов, как федерального уровня, так и субъектов РФ.      

Приказом  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая представлена на рисунке 1.       

 
  Рисунок 1 - Схема учреждения здравоохранения  Российской Федерации      

Рисунок 1 показывает, что система здравоохранения  Российской Федерации отличается большим  разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.      

В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения направлены десятки  и сотни нормативных актов.      

К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения  в Российской Федерации, относится  Закон РФ «О медицинском страховании  граждан в РФ»5, в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования (ОМС).2       

В ст. 10 Закона перечислены источники  финансирования системы здравоохранения. Это – финансовые средства государственной  и  муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства  государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:      

– финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;      

– обеспечение  профессиональной подготовки кадров;      

– финансирование научных исследований;      

– развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;      

– оплаты особо  дорогостоящих видов медицинской  помощи;      

–.оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных  бедствий, катастроф и других целей  в области охраны здоровья населения.       

Согласно  Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан  – это совокупность мер политического, экономического, экологического, правового, социального, культурного, научного, медико-санитарного  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.      

Что касается Республики Бурятия, то основными принципами охраны здоровья граждан являются:      

– соблюдение прав человека и гражданина в области  охраны здоровья и обеспечение связанных  с этими правами государственных  гарантий;      

– приоритет  профилактических мер в области  охраны здоровья граждан;      

– приоритет  охраны здоровья матери и ребенка;      

– доступность  медико-социальной помощи;      

– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.      

К ведению органов государственной власти Республики Бурятия в вопросах охраны здоровья граждан относятся:      

– принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия в области  охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;      

– защита прав и свобод человека и гражданина в  области охраны здоровья;      

– определение  государственной политики Республики Бурятия в области охраны здоровья граждан; участие в реализации федеральных  программ по развитию здравоохранения;       

– определение  доли расходов на здравоохранение при  формировании республиканского бюджета  Республики Бурятия, формирование целевых  фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования  граждан; установление льгот отдельным  группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном  обеспечении;      

– предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в республиканский бюджет Республики Бурятия для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;      

– охрана семьи, материнства, отцовства и детства;       

– санитарно-гигиеническое  образование населения;      

– и другие вопросы.      

К ведению органов местной власти в области охраны здоровья граждан  относятся:       

– контроль за соблюдением законодательства в  области охраны здоровья граждан;      

– .защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;      

–..формирование органов управления медицинской  системы здравоохранения;      

–..развитие сети учреждений муниципальной системы  здравоохранения, определение характера  и объема их деятельности;      

– создание условий для развития частной  системы здравоохранения;      

Информация о работе Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2»