Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2» за 2010-2012 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 108.32 Кб (Скачать файл)

– .формирование собственного бюджета на здравоохранение;       

–..координация  и контроль деятельности организаций  государственной и муниципальной  систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством  оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;       

–..охрана окружающей природной среды и обеспечение  экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных  бедствий;      

– .другие вопросы.       

На 01.01.10 г. в системе Министерства здравоохранения  Республики Бурятия насчитывается 64 лечебно-профилактических учреждения здравоохранения (юридические лица), из них - 24 республиканских учреждения, 40 учреждений муниципальной собственности; 44 учреждения, работающих в системе ОМС (68,8%).      

Таким..образом,..эффективность функционирования..системы здравоохранения в РФ невысока. По показателям состояния  здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран. В связи с этим система здравоохранения РФ нуждается в модернизации. 

 

 

    1.2 Бюджетно - страховая  модель финансирования здравоохранения 

 

 

      Состав  и структура источников финансирования деятельности медицинских учреждений определяется исходя из финансовой политики государства.      

В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» источниками финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации являются:      

– средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;       

– средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;      

– личные средства граждан;      

– безвозмездные  и благотворительные взносы и  пожертвования;      

– доходы от ценных бумаг;      

– кредиты  банков и других кредиторов;      

–.иные источники, не запрещенные законодательством  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.      

К настоящему времени сложились три  формы финансирования здравоохранения: госбюджетное, социально - страховое и внебюджетные средства. Каждая из этих форм имеет как свои преимущества, так и недостатки.3       

Бюджетный источник ассоциирован со всей системой государственных финансов, что обеспечивает его высокую надежность. С другой стороны, бюджет любого уровня имеет множество направлений расходования средств, в результате этого благополучие здравоохранения в бюджетной системе зависит не от уровня экономического развития страны, а от приоритетов финансирования, которые она имеет.      

Преимуществом страховой формы финансирования является то, что страховые платежи  имеют целевой характер, что обеспечивает гарантированное направление собранных  средств на финансирование здравоохранения. К тому же она более защищена от остаточного принципа финансирования. Отрицательное свойство данного  источника обусловлено объемом  средств, который обеспечивается страховыми взносами. Они гораздо более скуднее, чем те, которые могут обеспечиваться за счет средств бюджетов.      

Внебюджетные  средства как источник финансирования напрямую связаны с экономическими традициями и уровнем развития государства.       

Еще одним  способом финансирования здравоохранения  является сочетание всех вышеперечисленных  источников, то есть смешанное финансирование.       

Для обеспечения прав гражданина на охрану здоровья и получения бесплатной, качественной медицинской помощи в России была введена система обязательного медицинского страхования, которая определила формирование бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения и должна была стать экономической основой проведения реальных реформ системы здравоохранения.       

Бюджетно - страховая  модель здравоохранения предусматривает  сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое  дополняется внебюджетными источниками  в виде  страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.      

При введении Бюджетно - страховой модели финансирования здравоохранения предполагалось решить два основных вопроса. Во - первых, формирование дополнительного, постоянного, сопоставимого  с бюджетным источника финансирования медицинской отрасли, во - вторых, внедрение  экономических законов в функционирование систем государственного здравоохранения, основанного на использовании принципов  страхования: анализ, контроль и прогнозирование  вероятности реализации страховых  рисков, частоты возникновения страховых  случаев и объема наносимого ущерба; проведение расчетов для разработки экономически обоснованной программы  ОМС и другое.      

Основные  задачи, которые решались при переходе к ОМС в России были:      

–..привлечение  в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций  на ОМС;      

– повышение  эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к  системе договорных отношений между  заказчиком и лечебно-профилактическими  учреждениями, а также внедрения  методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;      

– повышение  качества медицинской помощи и обеспечение  защиты прав потребителя за счет включения  в систему независимого посредника в лице страховых медицинских  организации (ОМС);      

–..другие социально  и финансово значимые задачи.      

Обязательное  медицинское страхование имеет  принципиальные отличия от других видов  страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.       

В связи с внедрением системы ОМС  особенно активно стала происходить  передача функций финансирования на региональный уровень.      

Финансирование  в сфере оказания медицинской помощи в рамках  одних и тех же государственных гарантий производится по двум параллельным каналам (бюджет и средства обязательного медицинского страхования).      

Согласно  Закону «О медицинском страховании  граждан в РФ» обязательное медицинское  страхование  является формой защиты интересов населения в охране здоровья. При этом предусматривается  компенсация расходов граждан на получение медицинской помощи, а также других расходов, связанных с поддержанием здоровья.      

Система финансирования здравоохранения по программе ОМС представлена на рисунке 2.

Внебюджетные  средства

 

Бюджетные ассигнования

Страхование работников

бюджетной сферы

 

Обязательные  взносы предприятий     

(работодателей)


 

    

Государственная и муниципальная

Система здравоохранения

 

Фонд  обязательного медицинского страхования


 

         

Рисунок 2 - Система финансирования здравоохранения  по программе ОМС      

Объектом  обязательного страхования  в  связи с этим выступают расходы  по лечению застрахованного, связанные  с:      

–посещением врачей-специалистов и принятием  необходимых процедур и другого  лечения в амбулаторных условиях;       

– приобретением  медикаментов;      

– пребыванием  в стационарном медицинском учреждении;       

– получением стоматологической помощи.      

В настоящее время система медицинского страхования включает в себя два уровня:       

– обязательное медицинское страхование, являющееся составной частью государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств ОМС в объеме и  на условиях, соответствующих программам ОМС;      

– добровольное медицинское страхование, которое  осуществляется  на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.       

Проведение ..медицинского..страхования в обязательном..порядке создает условия для  организации страховой медицины. В процессе реализации программы по обязательному медицинскому страхованию все граждане России по месту жительства и работы получают страховой полис, по которому население получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг.4       

В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» субъектами ОМС являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское Учреждение.       

В соответствии с законом «О медицинском  страховании граждан в РФ»  финансовые средства государственной  системы обязательного медицинского страхования формируются за счет  отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.      

Основной ..элемент системы здравоохранения ..представлен..медицинскими учреждениями, являющимися конечным получателем средств и оказывающими непосредственно медицинские услуги населению. Медицинскую помощь населению могут оказывать медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств ОМС, определяется совместно с территориальными органами управления здравоохранения и фондами ОМС.      

Роль  фондов ОМС в финансировании деятельности медицинских учреждений весьма существенна. Высокий уровень страховых взносов позволяет поддерживать работу лечебно-профилактических учреждений, входящих в систему обязательного медицинского страхования, и финансировать медицинскую помощь более чем 80% населения страны. Однако уровень и качество медицинской помощи в лечебных учреждениях, работающих в системе  медицинского страхования, оставляет желать лучшего.      

Концепция развития здравоохранения Российской Федерации  на период до 2020г., разработанная Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ направлена на решение  основных проблем здравоохранения, включая  систему обязательного медицинского страхования.      

Средства  добровольного медицинского страхования тоже играют существенную роль в финансировании здравоохранения. В среднем по регионам они составляют около 10% от суммы всех поступлений, формирующих доходы медицинских учреждений.      

Средства  добровольного медицинского страхования являются дополнительным источником финансирования здравоохранения в части применения современных методов лечения, новых эффективных препаратов, поддержания высокого уровня медицинского сервиса, обеспечения права выбора пациентами лечебного учреждения. Все вышеперечисленные направления деятельности медицинских учреждений должны на определенном уровне развиваться и за счет средств государственного бюджетного и внебюджетного финансирования. Но в условиях острого дефицита перечисленных источников средства добровольного медицинского страхования являются, в основном, дополнительным источником покрытия необеспеченных финансированием расходов медицинских учреждений по оказанию бесплатной медицинской помощи.      

Средства  медицинских учреждений, формируемые из различных источников, используются главным образом, на расходы по текущему содержанию  этих учреждений, а именно, на расходы по оплате труда, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, медикаменты и питание.      

Расходы на капитальный ремонт, новое строительство, приобретение оборудования и технологий, то есть капитальные расходы не входят в приоритетную группу финансируемых  расходов и в течение ряда лет  практически не обеспечивают имеющиеся  потребности. Подтверждением этому  является крайне тяжелое материально-техническое  и технологическое состояние  отечественного здравоохранения.      

Таким образом, сегодня в России сложилась  бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения. Она   предусматривает сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое дополняется внебюджетными источниками в виде  страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Система медицинского страхования включает в себя: ОМС и ДМС.  

Информация о работе Анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере ГБУЗ «Городской родильный дом №2»