Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа
Объектом данной работы является ОАО «Российские железные дороги»; предметом – финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия.
Цель работы – оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Российские железные дороги» и разработка рекомендаций по устранению недостатков в его деятельности.
В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является неотъемлемой функцией управления. Этот аспект управления становится наиболее значимым в настоящее время, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно функционировать. Это и обуславливает актуальность данной работы.
Целесообразно говорить о разделении финансовой и хозяйственной (экономической) стороны анализа. Однако интеграция этих аспектов позволяет более полно охарактеризовать деятельность фирмы. К тому же эти две стороны тесно взаимосвязаны. Ввиду этого в этой работе проведен именно анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом данной работы является ОАО «Российские железные дороги»; предметом – финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия.
Цель работы – оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Российские железные дороги» и разработка рекомендаций по устранению недостатков в его деятельности.
При написании данной работы были изучены и проанализированы работы таких специалистов-аналитиков, как Шеремет А.Д., Ковалева В.В., Савицкой Г.В., Новопашиной Е.А., Бердниковой Т.Б. и других.
1. Анализ финансового состояния
ОАО «Российские железные
Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») учреждено Правительством РФ – в рамках первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года.
Основными видами деятельности, осуществляемыми ОАО «РЖД», являются грузовые перевозки; пассажирские перевозки в пригородном и дальнем сообщении; предоставление услуг инфраструктуры, локомотивной тяги; а также ремонт подвижного состава и строительство объектов инфраструктуры.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация.
Итак, по финансовой отчетности фирмы за 2005 и 2006 годы составлено безусловно-положительное аудиторское заключение, соответственно проведение анализа целесообразно и возможно, так как отчетность во всех существенных аспектах объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия начинается с оценки состава, структуры и динамики размещения средств, а также их источников. Для этого составим аналитический баланс, который разобьем на две таблицы, в одной из которых отразим активы, в другой – пассивы (см. табл. 1 и 2). «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках предприятия» за 2005 и 2006 годы представлены в приложении 1.
Таблица 1
Анализ состава, структуры и динамики размещения средств ОАО «РЖД»
Наименование статей |
На начало года |
На конец года |
Изменение за год | |||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% | |
АКТИВ |
2403757865 |
100 |
2444550536 |
100 |
40792671 |
1,70 |
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
2251955318 |
93,68 |
2303567275 |
94,23 |
51611957 |
2,29 |
Нематериальные активы |
193080 |
0,01 |
891751 |
0,04 |
698671 |
361,86 |
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
182720 |
0,01 |
300313 |
0,01 |
117593 |
64,36 |
Основные средства |
2062941500 |
85,82 |
2040054443 |
83,45 |
-22887057 |
-1,11 |
Незавершенное строительство |
133766943 |
5,56 |
164863314 |
6,74 |
31096371 |
23,25 |
Доходные вложения в материальные ценности |
0 |
0,00 |
1059901 |
0,04 |
1059901 |
100 |
Долгосрочные финансовые вложения |
16682993 |
0,69 |
53713802 |
2,20 |
37030809 |
221,97 |
Отложенные налоговые активы |
9001011 |
0,37 |
12105124 |
0,50 |
3104113 |
34,49 |
Прочие внеоборотные активы |
29187071 |
1,21 |
30578627 |
1,25 |
1391556 |
4,77 |
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
151802547 |
6,32 |
140983261 |
5,77 |
-10819286 |
-7,13 |
Запасы |
51077023 |
2,12 |
54705053 |
2,24 |
3628030 |
7,10 |
НДС |
51159157 |
2,13 |
25230566 |
1,03 |
-25928591 |
-50,68 |
Дебиторская задолженность (более 12 мес.) |
8770884 |
0,36 |
10866438 |
0,44 |
2095554 |
23,89 |
Дебиторская задолженность (до 12 мес.) |
26803038 |
1,12 |
29666658 |
1,21 |
2863620 |
10,68 |
Краткосрочные финансовые вложения |
135509 |
0,01 |
11025529 |
0,45 |
10890020 |
8036,38 |
Денежные средства |
10450371 |
0,43 |
7173903 |
0,29 |
-3276468 |
-31,35 |
Прочие оборотные активы |
3406565 |
0,14 |
2315114 |
0,09 |
-1091451 |
-32,04 |
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что общая стоимость имущества предприятия за 2006 год выросла на 40 792 671 тыс. руб. (1,7%).
Необходимо обратить внимание на низкий удельный вес величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества. На начало 2006 года он составил лишь 6,32%, а на конец - 5,77%. Из этих данных можно сделать предположение о значительной нехватке собственных оборотных средств. Подтвердим это расчетом потребности в собственном оборотном капитале (р. III – р. I – стр. 210). Так, на начало года у предприятия был недостаток собственных оборотных средств в размере 88886363 тыс. руб., а на конец – 118503210 тыс. руб.
За отчетный год в составе имущества произошли существенные изменения:
- выросла стоимость
- оборотные активы снизились на 10 819 286 тыс. руб. (7,13%) в основном за счет сокращения денежных средств предприятия на 3 276 468 тыс. руб. (31,35%), а также прочих оборотных активов – на 1 091 451 тыс. руб. (32,04%). Для предприятия эти тенденции являются весьма негативными.
Увеличение на конец года долгосрочной дебиторской задолженности по сравнению с началом года на 2 095 554 тыс. руб. (23,89%) является отрицательной характеристикой для предприятия. Причем ее доля в общей сумме имущества тоже выросла (на 0,08%).
При анализе имущества предприятия целесообразно проанализировать показатели состояния и движения основных средств. Их значения для данного предприятия приведены в таблице 2.
Анализ показателей, приведенных в таблице 2, показал, что основные фонды не нуждаются в обновлении, так как коэффициент годности на начало и на конец 2006 года составил соответственно 86,63 и 81,79%.
Таблица 2
Динамика показателей состояния и движения основных фондов
№ п/п |
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменение за год |
1 |
Коэффициент обновления основных фондов |
- |
7,39 |
- |
2 |
Коэффициент выбытия основных фондов |
2,99 |
- |
- |
3 |
Коэффициент износа основных фондов |
13,37 |
18,21 |
+4,84 |
4 |
Коэффициент годности основных фондов |
86,63 |
81,79 |
-4,84 |
Далее рассмотрим пассивы баланса. Итак, в обязательствах произошли следующие изменения (см. табл. 3)
1) Прирост капитала и резервов предприятия составил 25 623 140 тыс. руб. (1,16%), что обусловлено, прежде всего, увеличением нераспределенной прибыли и резервного капитала соответственно на 27 559 446 тыс. руб. (115,39%) и 487 551 тыс. руб. (66,68%). Однако, несмотря на то, что размер капитала и резервов увеличился, их удельный вес в балансе сократился на 0,49%. Это объясняется отставанием темпов прироста капитала и резервов по сравнению с темпами прироста всех совокупных пассивов.
Кроме того, произошло снижение добавочного капитала на 2 423 857 тыс. руб. (0,37%) и его доли в структуре баланса на 0,55% относительно начала 2006 года.
Таблица 3
Анализ состава, структуры и динамики источников средств ОАО «РЖД»
Наименование статей |
На начало года |
На конец года |
Изменение за год | |||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% | |
ПАССИВ |
2403757865 |
100 |
2444550536 |
100 |
40792671 |
1,70 |
1. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
2214145978 |
92,11 |
2239769118 |
91,62 |
25623140 |
1,16 |
Уставный капитал |
1535700000 |
63,89 |
1535700000 |
62,82 |
0 |
0,00 |
Добавочный капитал |
653831973 |
27,20 |
651408116 |
26,65 |
-2423857 |
-0,37 |
Резервный капитал |
731145 |
0,03 |
1218696 |
0,05 |
487551 |
66,68 |
Нераспределенная прибыль |
23882860 |
0,99 |
51442306 |
2,10 |
27559446 |
115,39 |
2. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
78642906 |
3,27 |
74793239 |
3,06 |
-3849667 |
-4,90 |
Займы и кредиты |
50623072 |
2,11 |
46129836 |
1,89 |
-4493236 |
-8,88 |
Отложенные налоговые обязательства |
14952822 |
0,62 |
25896502 |
1,06 |
10943680 |
73,19 |
Реструктурируемая задолженность перед бюджетом по налогам и сборам |
10785248 |
0,45 |
488716 |
0,02 |
-10296532 |
-95,47 |
Реструктурируемая задолженность по внебюджетным фондам |
2281764 |
0,09 |
2278185 |
0,09 |
-3579 |
-0,16 |
3. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
110968981 |
4,62 |
129988179 |
5,32 |
19019198 |
17,14 |
Займы и кредиты |
16741304 |
0,70 |
14054579 |
0,57 |
-2686725 |
-16,05 |
Кредиторская задолженность |
92008918 |
3,83 |
111377584 |
4,56 |
19368666 |
21,05 |
Доходы будущих периодов |
2218759 |
0,09 |
4556016 |
0,19 |
2337257 |
105,34 |
2) Сократилась величина долгосрочных обязательств на 3 849 667 тыс. руб. (4,9%), а их удельный вес – на 0,21%, что вызвано резким снижением долгосрочных займов и кредитов на 4 493 236 тыс. руб. (8,88%). Кроме того, сократилась реструктурируемая задолженность предприятия: перед бюджетом по налогам и сборам – на 10 296 532 тыс. руб.(95,47%) и по внебюджетным фондам – на 3 579 тыс. руб. (0,16%).
3) Прирост краткосрочных обязательств на 19 019 198 тыс. руб. (17,14%) за счет резкого увеличения доходов будущих периодов и кредиторской задолженности соответственно на 2 337 257 тыс. руб. и 19 368 666 тыс. руб. В свою очередь, вырос и удельный вес краткосрочных обязательств в стоимости пассивов – на 0,7%. Этот факт для предприятия является отрицательным.
Кроме того, наблюдается положительная тенденция к снижению краткосрочных займов и кредитов. За 2006 год предприятия погасило часть своей задолженности по займам и кредитам в размере 2 686 725 тыс. руб.
Итак, в целом, увеличение баланса ОАО «РЖД» за отчетный год свидетельствует о положительной тенденции в имущественном положении организации. Однако рост имущества был обеспечен в основном за счет роста недвижимого имущества, т.е. за счет внеоборотных активов, и в то же время был сдержан сокращением оборотных активов. То есть вновь привлеченные ресурсы были вложены в менее ликвидные активы, что снижает финансовую стабильность.
Положительным моментом для предприятия является и то, что его капиталы и резервы в 2006 году увеличились; а долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы отчасти были погашены.
Но также, существует отрицательная динамика некоторых других статей баланса – рост дебиторской и кредиторской задолженностей, причем темпы роста дебиторской задолженности не поспевают за темпами роста кредиторской задолженности. Достаточно высокий рост дебиторской задолженности в 2006 году можно объяснить повышением цен на товары, работы и услуги, оказываемые предприятием, при почти неизменном объеме.
Рост кредиторской задолженности является отрицательной характеристикой для предприятия и означает, что растут неплатежи по поставкам, несвоевременные выплаты заработной платы, рост задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды, а также краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов.
Далее необходимо провести оценку платежеспособности и ликвидности предприятия. В целом, платежеспособность – это способность предприятия рассчитываться по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Платежеспособность зависит от степени ликвидности активов. Ликвидность можно определить в абсолютных и относительных показателях. Начнем оценку ликвидности ОАО «РЖД» с абсолютных величин, а именно с ликвидности баланса. Для этого составим аналитическую таблицу, в которой перечислим активы в порядке возрастания ликвидности, а пассивы - по степени срочности погашения обязательств. Принцип группировки показан в табл. 2 приложения 2.
Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «Российские железные дороги»