Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа
Объектом данной работы является ОАО «Российские железные дороги»; предметом – финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия.
Цель работы – оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Российские железные дороги» и разработка рекомендаций по устранению недостатков в его деятельности.
Значения индекса постоянного состава на конец и на начало 2006 года составляют соответственно 1,016 и 1,026 и соответствуют нормативному показателю (около 1), что является положительной характеристикой для предприятия.
Коэффициент автономии соответствует нормативному значению; так, на начало отчетного периода он составил 0,922; на конец – 0,918. Это означает, что предприятие на начало года было независимо от внешних источников финансирования на 92,2%, а на конец – на 91,8%. Несмотря на то, что данный показатель снизился к концу года, он все равно находится в пределах нормы, что характеризует предприятие с хорошей стороны.
Коэффициент финансовой активности показывает, что на начало отчетного года предприятие на 1 рубль вложенных собственных средств привлекало всего лишь 8 копеек заемных; а на конец – 9 копеек. Это является положительным моментом для предприятия.
Коэффициент финансовой устойчивости и на начало, и на конец отчетного периода очень высокий – соответственно 0,96 и 0,95. Полученные значения свидетельствуют о том, что 96% актива - на начало года и 95% актива на конец – финансировались за счет устойчивых источников (собственных средств организации, средне- и долгосрочных обязательств).
Итак, проанализировав показатели финансовой устойчивости, можно сказать, что в целом ОАО «РЖД» финансово неустойчиво. Практически все собственные средства предприятия вложены во внематериальные активы. Получается, что собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности (об этом свидетельствует анализ абсолютных финансовых показателей).
Далее оценим деловую активность предприятия. Деловая активность характеризуется оборачиваемостью ресурсов, в частности оборотных. Финансовое положение организации находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. То есть, чем выше оборачиваемость, тем выше активность предприятия. Значения показателей оборачиваемости приведены в таблице 10.
Таблица 10
Динамика показателей деловой активности ОАО «РЖД»
Показатели |
На конец 2005 года |
На конец 2006 года |
Изменение |
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
5,17 |
5,8 |
+0,63 |
2. Продолжительность одного оборота в днях |
70 |
62 |
-8 |
3. Коэффициент закрепления (загрузки) |
0,19 |
0,17 |
-0,02 |
Итак, коэффициент оборачиваемости оборотных активов на конец 2006 года составил 5,8, это означает, что за 2006 год оборотные средства обернулись 5,8 раз. Тогда как коэффициент загрузки составил 0,17. Этот показатель говорит о том, что в 2006 году на 1 рубль реализованной продукции (услуг работ) пришлось всего 17 копеек оборотных средств.
Период оборачиваемости на конец 2006 года составил 62 дня, что по сравнению с предыдущим годом на 8 дней меньше. Это в свою очередь привело к незначительному изменению коэффициента оборачиваемости (+0,63) и коэффициента закрепления (-0,02).
Используя метод цепных подстановок, изучим влияние на изменение продолжительности одного оборота таких факторов, как изменение средних остатков оборотных средств и изменение объема продукции (см. табл. 11)
Таблица 11
Анализ влияния факторов на изменение продолжительности (ПО) одного оборота оборотных средств
Факторный признак |
Формула расчета результативного признака |
Значение результативного признака |
Изменение факторного признака |
1. Изменение средних остатков оборотных средств (ОбС) |
1 |
+1689710 | |
2. Изменение выручки от реализации продукции (ВРП) |
-9 |
+100267051 |
Согласно табл. 11, в результате увеличения средних остатков оборотных средств на 1689710 тыс. руб., оборачиваемость оборотных средств замедлилась на 1 день. Тогда как увеличение выручки от продукции (на 100267051 тыс. руб.) привело к ускорению оборачиваемости на 9 дней. Таким образом, изменение обоих факторов повлияло на оборачиваемость так, что она ускорилась на 8 дней.
В результате ускорения оборачиваемости сумма высвобожденных из оборота средств составила 18 865 507,42 тыс. руб. Кроме того, имея данные о прибыли за предыдущий 2005 год (см. «Отчет о прибылях и убытках» в Приложении 1), определим увеличение суммы прибыли в результате ускорения оборачиваемости. Итак, прибыль в результате ускорения оборачиваемости оборотных активов увеличилась на 7 850 213,461 тыс. руб.
Далее определим экономический эффект от ускорения оборачиваемости исходя из коэффициента загрузки средств в обороте. Так, в 2006 году относительная экономия оборотных средств составила 17 689 660,84 тыс. руб.
Отдельные виды активов имеют разную скорость оборота, поэтому для определения причин оборачиваемости следует проанализировать динамику показателей оборотных средств по стадиям кругооборота, то есть их элементов – производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и незавершенного производства (см. табл. 12).
Таблица 12
Показатели оборачиваемости элементов оборотных активов
Показатель |
На конец 2005 года |
На конец 2006 года |
Изменение |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
15,53 |
16,05 |
+0,52 |
Продолжительность оборота запасов |
23,18 |
22,43 |
-0,75 |
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции |
516,38 |
579,7 |
+63,32 |
Продолжительность оборота готовой продукции |
0,7 |
0,62 |
-0,08 |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств |
76,23 |
96,34 |
+20,11 |
Продолжительность оборота денежных средств |
4,72 |
3,74 |
-1,02 |
Коэффициент оборачиваемости незавершенного производства (НЗП) |
378,96 |
498,92 |
+119,96 |
Продолжительность оборота НЗП |
0,95 |
0,72 |
-0,23 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) |
26,06 |
30,07 |
+4,01 |
Продолжительность оборота ДЗ |
13,81 |
11,97 |
-1,84 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КЗ) |
8,09 |
8,35 |
+0,26 |
Продолжительность оборота КЗ |
44,5 |
43,11 |
-1,39 |
Рассчитав данные показатели, определим продолжительность производственного цикла (ППЦ), определяемого с момента поступления запасов сырья и материалов на склад до момента отгрузки готовой продукции покупателю. Итак, продолжительность производственного цикла составляет 24 дня.
Длительность финансового цикла (ПФЦ) начинается с момента погашения кредиторской задолженности (КЗ) за поставленное сырье, материалы и заканчивается поступлением денежных средств от покупателей за реализованную продукцию (ДЗ). Значение показателя продолжительность финансового цикла составляет -7. Отрицательное значение данного показателя свидетельствует о том, что оборотные средства предприятия финансируются преимущественно за счет внешних источников.
Итак, оборачиваемость всех элементов оборотных активов увеличилась так, что показатель продолжительности финансового цикла принял отрицательное значение.
В целом же, ускорение оборачиваемости привело к высвобождению средств (18 865 507,42 тыс. руб.), которые пошли на финансирование деятельности предприятия.
Таким образом, финансовое состояние можно охарактеризовать как неустойчивое. Это обусловлено, прежде всего, нарушением ликвидности баланса предприятия. Кроме того, увеличивается недостаток собственных оборотных средств и основных источников формирования запасов и затрат. Также следует обратить внимание на устойчивый рост дебиторской и кредиторской задолженностей, что является для предприятия достаточно негативной тенденцией.
Данный этап анализа предполагает оценку динамики доходов и расходов предприятия, а также анализ эффективности деятельности предприятия, которые будут осуществлены на основе данных форм №1 и 2 финансовой отчетности.
Итак, динамика некоторых финансовых результатов предприятия проиллюстрирована в таблице 13.
Таблица 2.12
Динамика доходов и расходов ОАО «РЖД»
№ п/п |
Наименование показателя |
За 2005 год |
За 2006 год |
Изменение | |
В % |
в тыс. руб. | ||||
1 |
Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг |
748 680 783 |
848 947 834 |
13,39 |
100 267 051 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
681 284 271 |
774 920 337 |
13,74 |
93 636 066 |
3 |
Коммерческие расходы |
2 974 919 |
3 229 707 |
8,56 |
254 788 |
4 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4) |
64 421 593 |
70 797 790 |
9,90 |
6 376 197 |
6 |
Проценты к получению |
271 599 |
1 173 854 |
332,20 |
902 255 |
7 |
Проценты к уплате |
3 196 603 |
4 211 768 |
31,76 |
1 015 165 |
8 |
Доходы от участия в других организациях |
63 739 |
159 354 |
150,01 |
95 615 |
9 |
Прочие доходы |
76 327 593 |
76 027 496 |
-0,39 |
-300 097 |
10 |
Прочие расходы |
106 524 086 |
84 784 226 |
-20,41 |
-21 739 860 |
11 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (стр. 5 + стр. 6 + стр. 8 + стр. 9 – стр. 7 – стр. 10) |
31 363 835 |
59 162 500 |
88,63 |
27 798 665 |
12 |
Текущий налог на прибыль |
23 925 817 |
30 714 082 |
28,37 |
6 788 265 |
13 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
9 751 020 |
26 409 995 |
170,84 |
16 658 975 |
Как показывают данные таблицы 13, в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло значительное увеличение процентов к получению и доходов от участия в других организациях соответственно на 332,2 и 150,01%. Кроме того, выросла выручка нетто от реализации продукции (работ, услуг) на 13,39%. Положительной характеристикой для предприятия также является и то, что прочие расходы снизились на 20,41%. Эти и другие факторы обеспечили в конечном итоге увеличение чистой прибыли на 170,84%.
Для более детальных выводов о причинах изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности необходимо выполнить детальный факторный анализ отдельных показателей. Безусловно, важнейшим показателем является прибыль от продаж. Прибыль от продажи характеризует абсолютную эффективность хозяйственной деятельности. Она создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств перед бюджетом, банками и существенными кредиторами. Данный показатель определяется как разница между выручкой от продажи товаров, себестоимостью проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов. Анализ влияния факторов на прибыль от продаж проводится с помощью метода цепных подстановок.
Итак, факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:
- изменение объема реализации (продаж) продукции;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции;
- изменение себестоимости продукции;
- изменение цены реализации продукции.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 10% (см табл. 14).
Таким образом, факторный анализ показал, что наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало изменение цен реализации и себестоимости. В результате совместного изменения этих факторов прибыль от продаж увеличилась на 4 524 565,3 тыс. руб. Также большое влияние оказало изменение выручки нетто, в результате чего прибыль от продаж увеличилась на 1 984 184,06 тыс. руб.
Таблица 14
Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «РЖД»
Показатели |
Формула расчета |
Значение |
Пояснение |
Индекс цен на реализуемую продукцию - |
|
1,1 |
- среднее изменение цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с базисным (в %) - выручка от реализации продукции за отчетный период; - индекс изменения выручки-нетто от продаж в ценах базисного периода; - прибыль от продаж в базисном году; - фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости; - коммерческие расходы в базисном и отчетном году соответственно; - себестоимость реализованной продукции в базисном и отчетном периодах соответственно |
Объем реализации (выручка нетто) в сопоставимых ценах - |
|
771 770 758,2 | |
Изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки нетто - |
|
1 984 185,06 | |
Изменение прибыли от продаж за счет изменения цен реализации продукции - |
|
77 177 075,8 | |
Изменение прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов - |
|
- 254 788 | |
Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости реализованной продукции - |
|
-72 652 510,5 | |
Изменение прибыли за счет изменения структуры ассортимента - |
|
122 234,64 | |
Общее изменение прибыли от продаж - |
|
6 376 197 |
Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «Российские железные дороги»