Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:03, дипломная работа
Теоретические аспекты анализа финансового состояния, методы финансового анализа, анализ на примере конкретного предприятия с выявлением сильных и слабых сторон, предложение мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Для оценки финансового состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б) оптимальность структуры
пассивов предприятия, его финансовую
независимость и степень
в) оптимальность структуры активов предприятия и степени производственного риска;
г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Анализ финансового
состояния предприятия
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики – для своевременного получения платежей, налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового положения предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получение максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Все предприятия и коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность состоит из:
Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную и полную картину о финансовом положении предприятия на определенную дату. Достоверной и полной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при разработке бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о его финансовом положении, то в отчетность включаются дополнительные показатели и пояснения.
Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 06.07.99 в отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет разрешен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах показываются по остаточной стоимости.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности приводится дополнительная информация: об изменениях учетной политики предприятия, основных средствах, материально-производственных запасах, о доходах и расходах, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности и т. д.
Информацию о соответствующих данных рекомендуется включать в пояснительную записку в виде отдельных разделов. В данной записке подлежат раскрытию показатели статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках показываются прочие активы, прочие дебиторы и кредиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности предприятия по ее видам (текущей, инвестиционной и финансовой).
Основой финансовой отчетности является бухгалтерский баланс, который анализируется по результатам отчетных периодов.
В общем виде анализ бухгалтерского баланса сводится к сопоставлению его пассива и актива.
К активам относятся средства предприятия, подразделяемые на две группы:
К пассивам относятся источники средств предприятия:
Анализируя структуру пассива баланса, можно оценить рыночную устойчивость предприятия, через анализ активов предприятия оценивают его рыночную активность. Кроме того, баланс активов и пассивов дает возможность установить финансовую устойчивость предприятия.
В приложении к балансу по форме №5 отражаются семь аналитических таблиц:
Данные этих таблиц конкретизируют и уточняют показатели бухгалтерского баланса и представляют его в более удобном виде для аналитической работы.
В отчете «О прибылях и убытках» данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
В отчете «О прибылях и убытках», введенном в действие с 01.01.2001г., отражаются пять видов прибыли.
Состав операционных и внереализационных доходов и расходов приведен в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках показываются в «Отчете об изменениях капитала» (форма №3). Хозяйственные товарищества и общества приводят в этом отчете сведения о величине капитала на начало отчетного периода поступлении и использовании его в течение года с отражением переходящего остатка на конец отчетного периода.
Отчет содержит сведения об увеличении капитала за счет:
Отчет включает данные об уменьшении капитала за счет:
«Отчет о движении денежных средств» (форма №4) содержит сведения о потоках денежных ресурсов (их поступлении и расходовании за период) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разделе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.
С помощью данного отчета можно установить:
Следовательно, с помощью отчета о движении денежных средств можно как управлять текущими денежными потоками, так и прогнозировать их объем на ближайшую перспективу.
Отчетным формам бухгалтерской отчетности присуща логическая и информационная взаимосвязь. Сущность логической связи состоит во взаимодополнении отчетных форм, их разделов и статей.
Логические связи дополняются информационными данными, представленными контрольными соотношениями между отдельными показателями отчетных форм.
Знание этих контрольных соотношений поможет лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления.
Кратко рассмотрим взаимосвязи между отчетными формами.
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия