Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:03, дипломная работа

Описание работы

Теоретические аспекты анализа финансового состояния, методы финансового анализа, анализ на примере конкретного предприятия с выявлением сильных и слабых сторон, предложение мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки финансового  состояния предприятия, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность  его использования;

б) оптимальность структуры  пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового  риска;

в) оптимальность структуры  активов предприятия и степени  производственного риска;

г) оптимальность структуры  источников формирования оборотных  активов;

д) платежеспособность и  инвестиционную привлекательность  предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

Анализ финансового  состояния предприятия основывается главным образом на относительных  показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно  сравнивать:

  1. с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
  2. с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
  3. с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Анализом финансового  состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки – для оценки условий кредитования  и определения степени риска, поставщики – для своевременного получения платежей, налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового положения предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получение максимума прибыли и исключения риска банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

 

 

    1. Информационная база анализа финансового состояния предприятия и проверка ее достоверности

 

Все предприятия и  коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она выражает единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности и формируется по регистрам бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

  1. бухгалтерского баланса (форма №1);
  2. отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  3. отчета об изменениях капитала (форма №3);
  4. отчета о движении денежных средств (форма №4);
  5. приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  6. пояснительной записки (к формам №1-2);
  7. аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту.

Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную и полную картину о финансовом положении предприятия на определенную дату. Достоверной и полной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при разработке бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о его финансовом положении, то в отчетность включаются дополнительные показатели и пояснения.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 06.07.99 в отчетности не допускается  зачет между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей и  убытков, кроме случаев, когда такой зачет разрешен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс включает числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому в бухгалтерском балансе данные о нематериальных активах, основных средствах показываются по остаточной стоимости.

В пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности приводится дополнительная информация: об изменениях учетной политики предприятия, основных средствах, материально-производственных запасах, о доходах и расходах, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности и т. д.

Информацию о соответствующих  данных рекомендуется включать в пояснительную записку в виде отдельных разделов. В данной записке подлежат раскрытию показатели статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках показываются прочие активы, прочие дебиторы и кредиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности предприятия по ее видам (текущей, инвестиционной и финансовой).

Основой финансовой отчетности является бухгалтерский баланс, который анализируется по результатам отчетных периодов.

В общем виде анализ бухгалтерского баланса сводится к сопоставлению  его пассива и актива.

К активам относятся  средства предприятия, подразделяемые на две группы:

  1. внеоборотные активы (основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, расчеты с учредителями предприятия по дивидендам, расчеты с арендаторами и др.);
  2. текущие активы (производственные запасы, затраты по незавершенному производству, готовая продукция, товары, расчеты с дебиторами, денежные средства и прочие активы) и нематериальные активы (купленные патенты, лицензии, права на товарные знаки, на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, цена фирмы, ноу-хау, программное обеспечение и прочие активы, не имеющие материально-вещественной основы).

  К пассивам относятся  источники средств предприятия:

  1. капитал и резервы (уставный, добавочный и резервный капитал, фонды социальной сферы, целевое финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет, непокрытый убыток прошлых лет, нераспределенная прибыль отчетного года, непокрытый убыток отчетного года);
  2. долгосрочные обязательства (займы и кредиты, и прочие долгосрочные обязательства);
  3. краткосрочные обязательства (займы и кредиты, кредиторская задолженность, прочие кредиторы, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства).

Анализируя структуру  пассива баланса, можно оценить рыночную устойчивость предприятия, через анализ активов предприятия оценивают его рыночную активность. Кроме того, баланс активов и пассивов дает возможность установить финансовую устойчивость предприятия.

В приложении к балансу  по форме №5 отражаются семь аналитических таблиц:

  1. движение заемных средств;
  2. дебиторская и кредиторская задолженность;
  3. амортизируемое имущество (по первоначальной стоимости);
  4. движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений;
  5. финансовые вложения;
  6. расходы по обычным видам деятельности;
  7. социальные показатели.

Данные этих таблиц конкретизируют и уточняют показатели бухгалтерского баланса и представляют его в  более удобном виде для аналитической  работы.

В отчете «О прибылях и  убытках» данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В отчете «О прибылях и  убытках», введенном в действие с 01.01.2001г., отражаются пять видов прибыли.

  1. Валовая прибыль равна выручке (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) минус себестоимость проданных товаров.
  2. Прибыль (убыток) от продаж устанавливается как валовая прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов.
  3. Прибыль (убыток) до налогообложения выражает прибыль (убыток) от продаж за вычетом сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Состав операционных и внереализационных доходов  и расходов приведен в Положении  по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» ПБУ 9/99 и Положении  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

  1. Прибыль (убыток) от обычной деятельности равен сумме прибыли до налогообложения за вычетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей.
  2. Чистая (нераспределенная) прибыль выражает прибыль (убыток) от обычной деятельности за вычетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках показываются в «Отчете  об изменениях капитала» (форма №3). Хозяйственные товарищества и общества приводят в этом отчете сведения о  величине капитала на начало отчетного периода поступлении и использовании его в течение года с отражением переходящего остатка на конец отчетного периода.

Отчет содержит сведения об увеличении капитала за счет:

  1. дополнительного выпуска акций;
  2. переоценки имущества;
  3. прироста имущества в результате приобретения новых активов;
  4. реорганизации юридического лица (слияние, присоединение и др.);
  5. доходов, которые непосредственно относятся на увеличение капитала.

Отчет включает данные об уменьшении капитала за счет:

  1. понижения номинала акций;
  2. уменьшения количества акций, находящихся в обращении;
  3. реорганизации юридического лица (разделение, выделение и т.д.);
  4. расходов, относимых в уменьшение капитала, и т. д.

«Отчет о движении денежных средств» (форма №4) содержит сведения о потоках денежных ресурсов (их поступлении и расходовании за период) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разделе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

С помощью данного  отчета можно установить:

  1. состав и структуру денежных средств по предприятию в цело и по видам его деятельности;
  2. влияние притока и оттока денежных средств на его финансовую устойчивость;
  3. резерв денежных средств на конец отчетного периода (как разницу между притоком и оттоком денежной наличности) для поддержания нормальной платежеспособности;
  4. виды деятельности генерирующие основной приток денежных средств и требующие их оттока за отчетный период;
  5. прогнозную величину притока и оттока денежных средств на предстоящий период (квартал, год).

Следовательно, с помощью отчета о движении денежных средств можно как управлять текущими денежными потоками, так и прогнозировать их объем на ближайшую перспективу.

Отчетным формам бухгалтерской  отчетности присуща логическая и  информационная взаимосвязь. Сущность логической связи состоит во взаимодополнении отчетных форм, их разделов и статей.

Логические связи дополняются  информационными данными, представленными  контрольными соотношениями между  отдельными показателями отчетных форм.

Знание этих контрольных соотношений  поможет лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления.

Кратко рассмотрим взаимосвязи  между отчетными формами.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия