Анализ рентабильности показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление путей повышения показателей рентабельности на ООО «Арсенал».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты сущности рентабельности организации
провести анализ рентабельности показателей ООО «Арсенал»
предложить пути совершенствования рентабельности предприятия ООО «Арсенал».
Объектом исследования является предприятие общество с ограниченное ответственностью «Арсенал».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень  использования    предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств [20;C.541].

В экономической литературе наиболее часто встречается следующая формула расчета финансовой рентабельности (RФ):

 

                                                                                                             (6)

 

Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли [6;C.240-241].

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) чистую прибыль делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

                                                       .                                           (7)                                           

 

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый тенге произведенных затрат по ее выпуску и реализации. На показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение [5;C.264].

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

 

                                                                                                  (8)                                                

 

По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам [8;C.189-195].

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

 

                                                   .                                     (9)                                      

 

Таким образом, можно сделать вывод: оценка показателей рентабельности дает представление о том, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность, контролирует расходы на производство и реализацию продукции, и какую чистую прибыль при этом получает. Нормативного значения для коэффициентов рентабельности не существует, но есть общее правило: величина рентабельности должна быть на таком уровне, чтобы обеспечивалась ликвидность предприятия. Это не означает, что чем выше значение коэффициента, тем лучше. Существенное увеличение рентабельности в течение отчетного периода может привести к значительному снижению ликвидности. Планируя коэффициенты рентабельности, предприятию всегда требуется решать, что на данном этапе важнее: рентабельность или ликвидность [17;C.215].

Еще один важный показатель основной деятельности предприятия -  рентабельность активов (РА). Он считается по формуле:

РА = Чистая прибыль / Средняя стоимость активов                       (10)             

Данный показатель является ключевым показателем эффективности деятельности предприятия.

Следующий важный показатель деятельности предприятия – рентабельность внеоборотных активов. Он определяет тот возврат, который генерируется фондами, используемыми в хозяйственной деятельности. Через него проявляется взаимосвязь баланса и отчета о прибылях и убытках. Он исчисляется по следующей формуле:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов                                                                 (11)

Для комплексной оценки эффективности использования оборотных средств учитывается показатель рентабельности текущих активов по чистой прибыли:

Рентабельность текущих активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость текущих активов                                                                               (12)

Следующий показатель эффективности деятельности предприятия - рентабельность собственного капитала, который отражает эффективность использования собственных источников финансирования. Формула расчета имеет вид:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала                                                                (13)

Таким образом, данный показатель характеризует, сколько приходится суммы чистой прибыли на 1 рубль собственного капитала предприятия.

Рентабельность продаж исчисляется по формуле:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка

Данный показатель характеризует, сколько приходится суммы прибыли от продажи на 1 рубль выручки предприятия [1;C.347].

 

2 Анализ показателей рентабельности на ООО «Арсенал»

2.1 Организационная характеристика ООО «Арсенал»

Общество с ограниченной ответственностью фирма «Арсенал», именуемое в дальнейшем «Фирма», создано путем преобразования в соответствии с требованиями КТ РФ и федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»  ООО фирма «Арсенал» и является правопреемником последнего. Официальное наименование фирмы: сокращенное ООО фирма «Арсенал»; полное: Общество с ограниченной ответственностью фирма «Арсенал». Фирма создана на неопределенный срок. Фирма является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в учрежденных банках, круглую печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.

Фирма обладает правоспособностью в соответствии с законодательством РФ. Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Участники фирмы не отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью фирмы, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В случае несостоятельности (банкротства) фирмы по вине ее участников или других лиц и в случае недостаточности имущества на виновных может быть возложена субсидиарная ответственность по ее обязательствам. Организация реализует видео, аудио и бытовую технику, а также осуществляет послепродажное обслуживание купленной техники. Фирма создана в целях:

  • удовлетворения потребности населения в услугах, являющихся предметом деятельности фирмы;
  • достижения экономической эффективности, получения прибыли как в рублях, так и в иностранной валюте.

Предметом деятельности фирмы является:

  • коммерческая деятельность по обеспечению потребительского рынка, посреднические услуги;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • прочая деятельность не запрещенная законом.

Уставной капитал фирмы составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала фирмы в рублях. Размер уставного капитала фирмы в рублях и номинальная стоимость долей участников фирмы определяется в процентах. Номинальная стоимость доли участника фирмы является одним голосом на общем собрании учредителей. Вкладом в уставной капитал фирмы могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Оценка не денежных вкладов уставной капитал фирмы утверждается решением общего собрания участников фирмы единогласно.

Распределение чистой прибыли между участниками фирмы осуществляется по итогам финансового года. Решение о распределении прибыли принимается общим собранием участников фирмы. Часть прибыли фирмы, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале фирмы. Порядок и сроки принятия решения о распределении и выплате прибыли определяются учредительным договором фирмы. Управление фирмой осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Высшим органом фирмы является общее собрание учредителей. Собрание может быть очередным и внеочередным. Фирма строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах деятельности исключительно на основе договоров.

В своей деятельности фирма учитывает интересы потребителей, их требования к качеству товаров, работ, услуг. Организация свободна в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных отношений, не противоречащих уставу. Фирма самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, получаемой в результате деятельности, оставшейся после уплаты налогов и обязательств платежей; также реализует товары, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным фирмой, если иное не установлено законодательством РФ [22].

2.2 Расчет показателей  рентабельности на ООО «Арсенал»

Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности ООО «Арсенал» начинается с расчета уровней и динамики рентабельности активов, оборотного капитала и производственной деятельности на основе показателей финансовой отчетности предприятия за 2012-2013 годы (Приложения А,Б, В,Г). Для этого применяются формулы (2), (3) и (10).  Расчеты оформлены в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности на ООО «Арсенал» 2012- 2013 г.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонение

А

1

2

3

1.Чистая прибыль, тыс. руб.

110070,6

138800

+ 2,872,4

2.Среднегодовая стоимость активов, тыс. тг.

5835942,5

7034,797

+ 1198854,5

3.Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс.руб.

4339593,5

4951756

+ 612162,5

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

10829

23100

           +12271

5.Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.

170890,5

300893

+130002,5

6.Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс. руб.

290409,5

492475

+202065,5

7.Рентабельность активов, %

19,58

61,0

+ 41,52

8.Рентабельность оборотного капитала, %

31,01

94,87

+ 63,86

9.Рентабельность производственной деятельности, %

34,56

113,60

+79,04


 

 

Приведенные в таблице данные показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество предприятия в 2013 году, по сравнению с 2012 годом увеличилась на 41,52%  и составила  19,58%. В то же время  наблюдается увеличение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности соответственно на 63,86% и 79,04%. Изменения в уровнях рентабельности за различные периоды времени происходят под действием различных факторов, оказывающих влияние как на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы. Необходимо провести факторный анализ хозяйственной деятельности ООО «Арсенал» на основе формулы рентабельности производственной деятельности.

Таблица 2 - Анализ влияния факторов на рентабельность хозяйственной деятельности ООО «Арсенал» 2012 – 2013 г.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонение

А

1

2

3

1.Валовая прибыль, тыс. руб.

665169

1057539

+ 392370

2.Среднегодовая стоимость  производственных фондов, тыс. руб.

290409,5

492475

+202065,5

3.Рентабельность производственной  деятельности, %

34,56

113,60

+79,04

4. Объем реализованной  продукции, тыс. тг.

3433297

4380685

+ 4037288

5. Реализация на 1 руб. производственных фондов

6,8500

10,7721

+ 3,9221

6. Прибыль на 1 руб . реализации

,2083

0,35410

-0,1458


 

 

Приведенные данные таблицы свидетельствуют о том, что уровень рентабельности, исчисленный с помощью прибыли, в 2013 году по сравнению с 2012 годом вырос в абсолютном выражении и составил 85,74%. На это увеличение оказали влияние изменения реализации на 1 руб. производственных фондов и прибыли на 1 руб. реализации.

При этом на уровень рентабельности производственной деятельности ООО «Арсенал» оказывают влияние факторы второго порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на один тенге производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств.

Информация о работе Анализ рентабильности показателей