Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ рынка депозитов физических лиц и прогноз объёма привлечённых средств на рынке банковских услуг Волгоградской области. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
выявить методическое содержание исследования;
произвести анализ депозитов физических лиц;
произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка депозитов физических лиц;
произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;
спрогнозировать объем реализации привлечённых средств на рынке банковских услуг Волгоградской области.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Методическое содержание исследования…………………………5
Глава 2. Анализ привлечения депозитов физических лиц …….…………17
Глава 3. Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка привлечения депозитов физических лиц ……...………………………….25
Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз привлечения депозитов физических лиц ……………………................40
Заключение………………………………………………………………......50
Список использованной литературы……………………………………....52
Процесс привлечения сбережений
населения в банковскую систему
характеризуется совокупностью
факторов, включая темпы роста
реального валового продукта и реальных
денежных доходов населения, уровень
инфляции и связанные с ним
значения реальных процентных ставок,
степень доходности и надежности
вложений в альтернативные формы
сбережений, прежде всего, в иностранную
валюту, наличие правовых гарантий
сохранности и защиты от обесценения
вкладов, спектр оказываемых населению
банковских услуг. Значительное влияние
на уровень сбережений оказывают
социально-психологические
В настоящее время активизация процесса привлечения сбережений населения в банковскую систему характеризуется следующим:
- увеличением вкладов
населения в общем объеме
- предоставлением гарантии
возврата вложенных средств
Одним из главных механизмов регулирования ситуации по привлечению денежных сбережений населения в банковскую систему является процентная политика.
Уровень депозитных процентных ставок коммерческие банки определяют самостоятельно исходя из разработанной ими депозитной политики, однако на него оказывают влияние многие факторы. Кроме размера вклада и сроков договора, это состояние денежного рынка, спрос на кредитные ресурсы, ссудный процент, ставка рефинансирования, уровень инфляции, тип вкладчика и соблюдение им условий договора.
Важным фактором в этой области является функционирующая в стране система гарантирования возврата вкладов, механизмы регулирования деятельности банков, устанавливаемые Национальным банком, стабильность функционирования банковской системы в целом, так как от этого зависит уровень доверия населения к банкам.
Главная цель массового маркетинга
– максимизировать объем
Поскольку сегментация рынка банковских услуг нацеливает банк на узкую и специфическую группу клиентов, банку потребуется столь же специализированный план маркетинга, в котором при ограниченных ресурсах на рекламу и организационные проблемы закладывается более высокая прибыль и эффективность.
Третью возможность
Общий рынок можно оценить после получения ответов на такие вопросы, как [24, с 124]
Результаты, полученные при изучении рынка, обобщаются и включаются в отчёт о положении на рынке. Обычно в него входит:
Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти «от продукта», т.е. выбрать определённый вид услуг и на основе, имеющейся у него информации и клиентах определить, кто нуждается в этой услуге. Второй путь - это путь от потребностей клиента.
Ясно, что для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать клиентов и выявить тех, которые могут явиться потенциальными его потребителями. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним, соответственно, требуется применить разную маркетинговую стратегию.
Сегменты рынка банковских услуг могут выделяться по самым различным признакам: [27, с. 145]
Например, есть люди живущие «одним днём», авантюристы, группа рисковых людей, осторожные в принятии решения о вкладе и какой-то другой услуге.
Образованные с помощью
различных сегментационных
Смысл сбора данных о тех
сегментах, которые банк обслуживает,
состоит в том, чтобы определить,
в каких сегментах банк занимается
обширной деятельностью, и какова её
доля. Такой обзор, объединенный с
общим обзором сегмента, будет
отражать изменения на рынке во всех
его направлениях. Основные усилия
здесь должны быть направлены на то,
чтобы выявить сегменты, обслуживаемые
банком, и определить банковскую долю
рынка и степень его охвата.
Подготовка сведений о настоящих
и потенциальных клиентах путём
организации и поведения
Информация, размариваемая при сборе данных о клиентах, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Информация о клиентах
Демографическая информация включает: |
род занятий; уровни дохода; национальность; образование; размер семьи; социальная группа; пол; возраст; семейное положение. |
Географическая |
размещение рынков и плотность размещения; городской/сельский; характер сезонов; структура транспортной связи; |
Социологическая |
характеристики личности; образ жизни; стиль потребления; ценности и т.д. |
Поведение клиента |
лояльность; требуемые/игнорируемые услуги; чувствительность к изменению цен; чувствительность к качеству и т.д. |
Потребности клиента |
ссуды; различные чековые; сберегательные счета; трастовые услуги; кассовый менеджмент; услуги по депонированию денежной суммы у третьего лица на чьё-либо имя; услуги по банковским карточкам и т.д. |
Источник: [27, с.146]
Для успешного изучения клиентов
необходимо, чтобы существовала хорошо
разработанная центральная
Многие банки проводили исследования среди своих клиентов, для того чтобы выявить основные характеристики, образ жизни, интересы, хобби, точки зрения и т.д. Однако банки иногда проводят исследования клиентов без представления о том, какая информация о клиентах им необходима для более успешного стратегического планирования. Во всех случаях такие банки были разочарованы результатами. Банкиры, предпринимающие исследования клиентов, должны, прежде всего, определить, какая информация сделает разработку стратегии более реальной. Например, исследование могло бы фокусироваться на том, чем руководствуются клиенты, принимая решения «воспользоваться услугами именно данного банка». Так же исследование могло бы затронуть вопрос о том, какую важность клиенты придают таким фактором, как:
Исследование клиентов может быть проведено при помощи комбинирования данных опроса и доступной внешней информации. Оно используется для того, чтобы определить, как они воспринимают банк, и получить ответы на вопросы о том, какие необходимые услуги. Кроме того, тот, кто изучает результаты исследования, должен ответить на такие вопросы:
1. Какие характерные черты
банковских услуг наиболее
2. Есть ли какие-либо
явные тенденции, которые
3. Есть ли какие-либо неудовлетворённые потребности?
4. Какие изменения в окружающей среде затрагивают наши отношения с клиентами?
5. Является ли банк, уязвим
при изменениях окружающей
Выводы, полученные при исследовании, должны быть обобщены в отчёте о положении клиентов. Этот отчёт содержит обработанную статистику о группах, существующих на рынке, и выводы, полученные при исследовании.
В основе сегментации конкурирующих банков и других финансово-кредитных учреждений должна быть информация следующего характера: