Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование финансов населения и их взаимосвязь с другими секторами финансов;
- проанализировать финансы населения Свердловской области на современном этапе;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;
Введение 3
1 Теоретические основы финансов населения 5
1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения 5
1.2 Формирование финансов граждан 8
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе 13
2.1 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг. 13
2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области 18
2.3 Анализ расходов населения 29
3 Перспективы Финансового благосостояния населения 34
3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические
основы финансов населения
1.1 Понятие,
сущность, значение финансов населения
1.2 Формирование
финансов граждан
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ
состояния финансов населения Свердловской
области на современном этапе
2.1 Основные
итоги социально-экономического развития
Свердловской области за 2011-2012 гг.
2.2 Основные
тенденции формирования доходов населения
Свердловской области
2.3 Анализ
расходов населения
3 Перспективы
Финансового благосостояния населения
3.1 Основные
тенденции формирования финансов граждан
в современной России
Заключение
Список
использованных источников
Важнейшим экономическим показателем в жизни населения являются финансы. Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы населения - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг.
Для того что бы понять какого соотношение доходов и расходов граждан необходимо провести определенные меры по расчету данных показателей. Финансы населения очень важны в современном мире, ведь на финансах и существует само государство.
Все вышесказанное еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование
финансов населения и их
- проанализировать финансы
населения Свердловской
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;
Объектом исследования курсовой работы являются финансы населения Свердловской области.
Предметом исследования курсовой работы является проблемы финансирования граждан.
Теоретической основой курсовой работы послужили исследования ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области финансов. В качестве информационной базы для исследования были использованы аналитические обзоры Госкомстата и социологические данные; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также статьи ведущих экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
Курсовая работа изложена на 42 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы финансов населения, во второй главе анализируется баланс доходов и расходов населения и в третьей главе выявляются современные тенденции финансового благосостояния населения.
Финансы населения - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы населения могут быть разных стандартов - минимальные, рациональные и элитарные финансы, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.[20, C. 5].
Существуют три основных стадии удовлетворения потребностей:
минимальный,
нормальный и уровень роскоши. Первому
из них соответствует минимальный
потребительский бюджет, характеризующий
ту структуру и уровень
В Российской Федерации в
условиях перехода к рынку основное
внимание уделяется разработке бюджетов
прожиточного минимума, рассчитанных
на кризисные условия
Финансами населения являются
распределительные и
Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и все возрастающее значение:
- для обеспечения социальной стабильности общества.
- для формирования классовой структуры общества.
- как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц).
- как источник инвестиций в развитие экономики страны.
- как источник финансирования внутреннего долга правительства.
- для формирования страхового фонда страховщиков и др.
Финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения доходов в различные периоды жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в улучшении социального положения [23, C. 87].
Гражданин проходит этапы взросления, активной деятельности, а затем наступают преклонные годы. Граждане создают семьи. В маркетинге известно, что семья проходит следующие этапы: семья без детей; полная семья на первой стадии развития (маленькие дети); полная семья на второй стадии развития (взрослые дети); «пустое гнездо (1-я стадия)» - пожилые супруги без детей; «пустое гнездо (2-я стадия)» - вдовствующие одинокие граждане.
На каждом из этапов жизни
гражданин и семья имеют
Роль финансов населения
состоит в том, что они позволяют
обеспечить гражданину стабильность потребления
и сохранить принадлежность к
определенному общественному
Общественным классом является сравнительно стабильная группа людей в рамках общества, которая характеризуется наличием у её членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Финансы населения взаимодействуют с централизованными финансами (бюджетами и внебюджетными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями различных форм собственности и финансовым рынком.
Население продает государству свой труд, товары и услуги собственного производства, оплачивает налоги, сборы, страховые взносы. Государство воздействует на объем бюджета домохозяйства путем выплаты денежных трансфертов, через общественные блага в натуральной форме и государственное ценообразование [17, C. 50].
Юридические лица обеспечивают
домохозяйства оплачиваемой работой,
товарами и услугами, кредитными ресурсами,
прибылью, дивидендами, процентами, арендной
платой при наличии у них
Таким образом, роль финансов
населения очень важна в
Рассмотрим методологические подходы к разработке финансов граждан различных уровней.
Финансы граждан включают, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной потребительских корзин, а также включает плату за услуги и налоги.
В структуре финансов граждан обычно предусматриваются следующие статьи расходов:
- питание;
- одежда, белье, обувь;
- предметы санитарии, гигиены, лекарства;
- мебель, посуда, товары длительного пользования;
- жилище и коммунальные услуги;
- культурно-просветительные мероприятия и отдых;
- бытовые услуги;
- транспорт;
- связь;
- прочее.
Финансы граждан, как правило, дифференцируются по социально-демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, детей 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.
Финансы граждан могут быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава, в последнем случае речь идет о потребительском бюджете семьи. Отметим, что разработаны специальные коэффициенты, учитывающие снижение семейного бюджета за счет совместного проживания членов семьи. Это позволяет формировать прожиточный минимум практически любых по составу семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. д.
В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы формирования финансов граждан[1]:
- Нормативный — бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или нормального уровня.
- Статистический — бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей страны.
- Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод — расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи — статистическим путем.
- Субъективный метод — на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.
- Ресурсный метод — исходя из возможностей государства в данный период обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.
Система потребительских бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:
- обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;
- помогает обосновать государственную политику доходов и систему распределительных отношений;
- обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономического положения отдельных социальных групп;
- является базой для адресной социальной политики, критерием экономического положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.
Финансы населения непосредственно
связаны с такими категориями
финансов как: финансы хозяйствующих
субъектов, финансы органов власти.
Исходной
точкой «рождения» денежных ресурсов
служат хозяйствующие субъекты, где производится
основной объем прибавочной стоимости.
Выручка, полученная предпринимателями,
перераспределяется между органом власти,
населением и самим предприятием[2, C. 84].
Информация о работе Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе