Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование финансов населения и их взаимосвязь с другими секторами финансов;
- проанализировать финансы населения Свердловской области на современном этапе;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансов населения 5
1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения 5
1.2 Формирование финансов граждан 8
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе 13
2.1 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг. 13
2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области 18
2.3 Анализ расходов населения 29
3 Перспективы Финансового благосостояния населения 34
3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Финансы населения Курсовая.docx

— 203.96 Кб (Скачать файл)

                       

СОДЕРЖАНИЕ        

Введение                                                                                                                   3

1 Теоретические основы финансов населения                                                      5

1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения                                       5

1.2 Формирование финансов граждан                                                                  8

1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов           10

2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе                                                                                                13

2.1 Основные итоги  социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг.                                                                                        13

2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области                                                                                                                    18

2.3 Анализ расходов населения                                                                            29

3 Перспективы Финансового благосостояния населения                                  34

3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России                                                                                                                     34

Заключение                                                                                                             39

Список использованных источников                                                                   41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим экономическим  показателем в жизни населения  являются финансы. Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы населения - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг.

Для того что бы понять какого соотношение доходов и расходов граждан необходимо провести определенные меры по расчету данных показателей. Финансы населения очень важны  в современном мире, ведь на финансах и существует само государство.

Все вышесказанное еще  раз подтверждает актуальность и практическую значимость темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

- определить сущность  и содержание  финансов населения;

- проанализировать формирование  финансов населения и их взаимосвязь  с другими секторами финансов;

- проанализировать финансы  населения Свердловской области  на современном этапе;

- изучить проблемы, сдерживающие  нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;

Объектом исследования курсовой работы являются финансы населения Свердловской области.

Предметом исследования курсовой работы является проблемы финансирования граждан.

 

          Теоретической основой курсовой работы послужили исследования ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области финансов. В качестве информационной базы для исследования были использованы аналитические обзоры Госкомстата и социологические данные; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также статьи ведущих экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа изложена на 42 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе  рассматриваются теоретические основы финансов населения, во второй главе анализируется баланс доходов и расходов населения и в третьей главе выявляются современные тенденции финансового благосостояния населения.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ   НАСЕЛЕНИЯ

 

Финансы населения - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы населения могут быть разных стандартов - минимальные, рациональные и элитарные финансы, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.[20, C. 5].

Существуют три основных стадии удовлетворения потребностей:

минимальный, нормальный и уровень роскоши. Первому  из них соответствует минимальный  потребительский бюджет, характеризующий  ту структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму  и третьему уровню удовлетворения потребностей (уровень достатка и роскоши) соответствуют  рациональный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские  бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления  людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.

В Российской Федерации в  условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кризисные условия функционирования российской экономики.

Финансами населения являются распределительные и перераспределительные денежные отношения по поводу сохранения, приобретения более высокого социального статуса или вынужденного его понижения, а также решения задач текущего и перспективных этапов жизненных циклов семьи и гражданина. При этом происходит перераспределение собственности между физическими лицами, их взаимодействие с бюджетом, инвестиционная деятельность, участие в залоге, страховании, а также перераспределение средств, направляемых на удовлетворение личных потребностей, и др.

Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и все возрастающее значение:

- для обеспечения социальной стабильности общества.

- для формирования классовой структуры общества.

- как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц).

- как источник инвестиций в развитие экономики страны.

- как источник финансирования внутреннего долга правительства.

- для формирования страхового фонда страховщиков и др.

Финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения  доходов в различные периоды  жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в  период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в  улучшении социального положения [23, C. 87].

Гражданин проходит этапы  взросления, активной деятельности, а  затем наступают преклонные годы. Граждане создают семьи. В маркетинге известно, что семья проходит следующие  этапы: семья без детей; полная семья  на первой стадии развития (маленькие  дети); полная семья на второй стадии развития (взрослые дети); «пустое гнездо (1-я стадия)» - пожилые супруги без детей; «пустое гнездо (2-я стадия)» - вдовствующие одинокие граждане.

На каждом из этапов жизни  гражданин и семья имеют различные  возможности для получения доходов. Одновременно на каждом из этапов они  имеют свои потребности, решают соответствующие  этим этапам задачи, удовлетворяют  свои потребности различными способами. Различны и риски, которым подвергаются гражданин и человек на различных этапах жизни. Поэтому отличается по характеру и объему возможный ущерб при реализации этих рисков.

Роль финансов населения  состоит в том, что они позволяют  обеспечить гражданину стабильность потребления  и сохранить принадлежность к  определенному общественному классу при случайном колебании его  доходов.

Общественным классом  является сравнительно стабильная группа людей в рамках общества, которая  характеризуется наличием у её членов схожих ценностных представлений, интересов  и поведения.

Финансы населения взаимодействуют  с централизованными финансами (бюджетами  и внебюджетными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями различных форм собственности и финансовым рынком.

Население продает государству  свой труд, товары и услуги собственного производства, оплачивает налоги, сборы, страховые взносы. Государство воздействует на объем бюджета домохозяйства  путем выплаты денежных трансфертов, через общественные блага в натуральной  форме и государственное ценообразование [17, C. 50].

Юридические лица обеспечивают домохозяйства оплачиваемой работой, товарами и услугами, кредитными ресурсами, прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии у них соответствующей  собственности.

Таким образом, роль финансов населения очень важна в современном  мире и состоит в том, что они позволяют обеспечить гражданину стабильность потребления и сохранить принадлежность к определенному общественному классу при случайном колебании его доходов.

 

 

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ГРАЖДАН

 

Рассмотрим методологические подходы к разработке финансов граждан  различных уровней.

Финансы граждан включают, как правило, несколько сотен  товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной потребительских корзин, а также включает плату за услуги и налоги.

В структуре финансов граждан  обычно предусматриваются следующие  статьи расходов:

- питание;

- одежда, белье, обувь;

- предметы санитарии, гигиены, лекарства;

- мебель, посуда, товары длительного пользования;

- жилище и коммунальные услуги;

- культурно-просветительные мероприятия и отдых;

- бытовые услуги;

- транспорт;

- связь;

- прочее.

Финансы граждан, как правило, дифференцируются по социально-демографическим  и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, детей 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.

Финансы граждан могут  быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава, в последнем случае речь идет о потребительском бюджете семьи. Отметим, что разработаны специальные коэффициенты, учитывающие снижение семейного бюджета за счет совместного проживания членов семьи. Это позволяет формировать прожиточный минимум практически любых по составу семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. д.

В мировой и отечественной  практике выработаны следующие методы формирования финансов граждан[1]:

- Нормативный — бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или нормального уровня.

- Статистический — бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей страны.

- Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод — расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи — статистическим путем.

- Субъективный метод — на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.

- Ресурсный метод — исходя из возможностей государства в данный период обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.

Система потребительских  бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:

- обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;

- помогает обосновать государственную политику доходов и систему распределительных отношений;

- обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономического положения отдельных социальных групп;

- является базой для адресной социальной политики, критерием экономического положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.

1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ НАСЕЛЕНИЯ  С ДРУГИМИ СЕКТОРАМИ ФИНАНСОВ

 

Финансы населения непосредственно  связаны с такими категориями  финансов как: финансы хозяйствующих  субъектов, финансы органов власти. 
         Исходной точкой «рождения» денежных ресурсов служат хозяйствующие субъекты, где производится основной объем прибавочной стоимости. Выручка, полученная предпринимателями, перераспределяется между органом власти, населением и самим предприятием[2, C. 84].

Информация о работе Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе