Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование финансов населения и их взаимосвязь с другими секторами финансов;
- проанализировать финансы населения Свердловской области на современном этапе;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансов населения 5
1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения 5
1.2 Формирование финансов граждан 8
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе 13
2.1 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг. 13
2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области 18
2.3 Анализ расходов населения 29
3 Перспективы Финансового благосостояния населения 34
3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России 34
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Финансы населения Курсовая.docx

— 203.96 Кб (Скачать файл)

Таблица 8 - Структура  использования денежных доходов

 

Всего использовано доходов, %

в том числе в процентах

Покупка товаров и оплата услуг

Оплата обязательных платежей и взносов

Сбережения

Покупка валюты

Прирост (+), уменьшение (-) на руках

2008

100

74,1

12,3

  5,3

7,9

0,4

2009

100

69,8

10,5

13,9

5,4

0,4

2010

100

69,6

  9,7

14,8

3,6

2,3

2011

100

73,5

10,3

10,4

4,2

1,6

2012

100

74,2

10,8

10,1

4,9

0,0


 

По данным таблицы 8 видим, что наибольшая доля расходов населения  приходится на покупку товаров и  оплату услуг – 74,2%, далее оплата обязательных платежей и взносов  – 10,8%, сбережения – 10,1%, покупка валюты – 4,9%, прирост уменьшение на руках 0%. В целом же можем сказать, что  за анализируемый период структура  расходов населения существенных изменений  не имела, кроме того, что в 2009 и 2010 гг. доля приходящаяся на сбережения была выше доли оплаты обязательных платежей и взносов.

Представим данные таблицы 8 в виде диаграммы (рис.8).

 

Рисунок 8 – Динамика структуры расходов населения Свердловской области  за 2008-2012гг.

Среднедушевые потребительские в 2011 году увеличились по сравнению с 2007 годом в 1,7 раза.

В структуре потребительских расходов 1/3 приходится на покупку продуктов  для домашнего питания.

Расходы на оплату питания  вне дома  (общественное питание) увеличились с 2007 года в 2,0 раза и составили  в 2011 году в среднем на домохозяйство 12,8 тыс. рублей за год.  В структуре расходов на общественное питание увеличилась доля расходов на  питание в кафе и ресторанах с 21,4% в 2007 году до 63,5% в  2011 году и уменьшилась доля расходов на питание в столовых (с 76,7% до 33,1%).

В 2011 году на алкогольные напитки  и табачные изделия израсходовали  в среднем на домохозяйство 12,3 тыс. рублей, что в 1,8 раза превышает расходы 2007 года. Четверть данных расходов составляют расходы на покупку табачных изделий.

Расходы на покупку одежды и обуви  увеличились с 2007 года на 31,1% и составили в среднем на домохозяйство 32 тыс. рублей за год. При этом расходы на покупку одежды и обуви для женщин увеличились на 30%, для мужчин -  на 20% и для детей – на 75%. Структура расходов, связанных с одеждой и обувью, практически одинакова на протяжении последних пяти лет. Основную долю  составляют расходы на покупку женской одежды и обуви (около 60%), примерно 20% приходится на мужскую одежду и обувь и 10-15% - на покупку детской одежды и обуви.

За период с 2007 по 2011 гг. расходы, связанные с содержанием жилья, выросли на 36% и составили в среднем около 3 тыс. рублей в месяц.  Около 6% членов домашних хозяйств воспользовались в 2011 году правом на получение государственной социальной поддержки, в результате которой 86,1% из них получили денежные компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, 0,8% - субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

В 2011 году 70,6% наряду с лампами  накаливания используют для освещения  жилищ энергосберегающие лампы, из них 6,1% пользуются только энергосберегающими лампами; 58% используют многотарифные счетчики потребления электроэнергии; 39,5 % оборудовали свое жилое помещение приборами учета расхода холодной воды и 34,3% - горячей воды.

Расходы на лечение или  поддержание здоровья в 2011 году составили 17,8 тыс. рублей за год, в 1,6 раза выше, чем  в 2007 году.  При этом в структуре  данных расходов увеличилась с 27,2%  до 39,2% доля расходов на покупку лекарств и витаминов и сократилась  в 2 раза доля расходов на оплату санаторно-оздоровительных  услуг.

Расходы на транспорт, состоящие  из расходов на покупку транспортных средств, расходов на содержание и ремонт личного транспорта, на оплату услуг  общественного транспорта и прочие транспортные услуги, увеличились по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза, из них расходы на покупку и содержание личного транспорта - в 2,6 раза, на оплату услуг общественного транспорта – в 1,3 раза.  При этом в структуре  расходов, связанных с транспортом, на 10,8 % увеличилась доля расходов на покупку и содержание личного транспорта и снизилась в 1,8 раза доля расходов на оплату услуг общественного транспорта.

Расходы на оплату услуг связи  увеличились с 2007 года в 1,5 раза и  составили 13,4 тыс. рублей в среднем  за год. Наибольшую долю в структуре  данных расходов домохозяйств в течение последних 5-ти лет составляет оплата услуг сотовой телефонной связи – 46,3% (в 2007 году - 35%). 

В 4 раза увеличились расходы  на оплаты услуг сети  Интернет и  составили в 2011 году в среднем 2,9 тыс. рублей за год.

На организацию отдыха и культурных мероприятий израсходовали в 2011 году в среднем на домохозяйство 31,6 тыс. рублей за год, в 2 раза больше, чем в 2007 году. В структуре данных расходов наибольший удельный вес (37,8%) занимает организация отдыха на территории России и зарубежные туры (в 2007 году - 24,2%).

В 2011 году расходы, связанные с образованием, составили в среднем на 1 учащегося 6,6 тыс. рублей за год.  Расходы на оплату учебы по основному договору в учреждениях общего и профессионального  образования всех уровней составили 38,3 тыс. рублей в среднем на 1 учащегося  на платной основе, на 13,1 тыс. рублей больше, чем в 2007 году.

Количество имеющихся предметов  длительного пользования увеличилось  практически по всем видам их назначения. За последние 5 лет увеличилось количество  микроволновых печей (с 44 до 74 штук), телевизоров (со 139 до 168), мобильных  телефонов (со 179 до 236), легковых автомобилей (с 43 до 51 в среднем на 100 домохозяйств).

По сравнению с 2007 годом увеличилось  число людей положительно оценивших  свое финансовое положение с точки зрения возможности приобретать те или иные товары,  недвижимость, оплачивать услуги и т.д. Оценка своего личного материального положения во многом определяет их  потребительские намерения. Уменьшилась доля, оценивающих свое финансовое состояние, как «денег не хватает даже на еду» и «на еду денег хватает, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно».

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

За годы реформы в России не просто изменилось материальное положение граждан страны – трансформировалась вся система формирования финансов граждан. В социалистической экономике основным источником поступления личных доходов являлась оплата труда (примерно ¾ от всех доходов), причем ее уровень был крайне невысок и малоподвижен, дифференциация основной массы населения по размеру заработка практически отсутствовала, а весь процесс регулирования сводился к механизму начисления и перерасчета заработной платы по определенной схеме. Параллельно с этим существовала дополнительная закрытая система распределения благ, обслуживающая небольшую социальную группу. При этом всеми процессами формирования и регулирования доходов граждан «дирижировало» государство [18, C. 59].

К настоящему моменту в  России сложилась прямо противоположная  система формирования финансов населения, в которой функции и возможности  государства минимизированы. Прежде всего, значимость официального заработка  в структуре доходов за годы реформы  упала почти вдвое.

Основными функциями заработной платы принято считать:

- обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы (воспроизводственная функция).

- Поддержание соответствия покупательского спроса предложению товаров и услуг на потребительском рынке (регулирующая функция).

- Создание у работников мотивации к эффективной работе (стимулирующая функция).

Важно добиться, чтобы заработная плата оказывала стимулирующее  воздействие и активнее влияла на мотивы поведения и деятельность работников. Между размером заработной платы, выплачиваемой работнику, и  величиной «отдаваемого» им количества труда должно соблюдаться соотношение, отвечающее принципу, сформулированному  в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс): равная оплата за равный труд.

Как реализовать этот принцип  практически? Ведь государственное  регулирование отношений по оплате труда должно охватывать не только размеры оплаты, но и величину трудового  вклада за полученную заработную плату. Необходимость обеспечения гарантий работнику по оплате его трудовых затрат работодателем фактически не осознается. Отдельные положения, касающиеся гарантий в сфере нормирования труда, в Трудовом кодексе содержатся, но их явно недостаточно. В частности, ст.159 Трудового кодекса предусматривает, что работникам гарантируется:

- Государственное содействие системной организации нормирования труда

- Применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором [19, C. 243].

Трудовой кодекс вменил в  обязанности работника выполнение норм, установленных работодателем, но не предусмотрел обязанность работодателя серьезно заниматься нормированием  труда. Провозглашенная государством гарантия того, что работодатель будет  применять какие-либо системы нормирования труда и учитывать при этом мнение профсоюзной организации, в  действительности не реализуется, а  значит, и заработная плата не может  иметь стимулирующего воздействия  на работников.

В обществе, основанном на многообразии форм собственности и наемном  труде, любые формы регулирования  заработной платы, в том числе  и осуществление государственных  гарантий по оплате труда, зависят от состояния рынка рабочей силы. К сожалению, этот рынок остается неразвитым, и государство мало делает для того, чтобы происходящие на нем «торги» по заработной плате между работниками и работодателями осуществлялись на принципах социального партнерства. Между тем для нормального функционирования рынка труда именно государство должно устанавливать определенные гарантии, представляющие собой конкретные, научно обоснованные параметры, которые бы служили исходным основанием для этих самых «торгов».

Экономическая обоснованность подобных параметров имеет первостепенное значение. Только при этом условии  возможно нормальное развитие трудовых отношений. В противном случае усиливается  социальная напряженность, углубляется  экономическое неравенство, создаются  условия для политической нестабильности.

К сожалению, в Российской Федерации ряд государственных  гарантий не имеет реального экономического содержания. Прежде всего это относится  к минимальной заработной плате, которая на протяжении всех пореформенных  лет остается ниже прожиточного минимума.

Минимальная заработная плата  как регулятор спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда фактически не действует. Отношения на нем складываются по большей части стихийно, но практически всегда в пользу работодателей [21, C. 39].

В регулировании территориального перемещения работников, привлечения  их в районы, где существует спрос  на рабочую силу, а также различия в условиях воспроизводства рабочей  силы, важную роль призваны сыграть  районные коэффициенты к заработной плате. Являясь одной из форм государственных  гарантий в области заработной платы, в новых реалиях они теряют свое экономическое содержание. В  прежней экономической модели действовала  единая система розничных цен  на товары и услуги. Неравенство  размеров районных коэффициентов отражало различия в стоимости наборов  товаров и услуг, необходимых  для нормального воспроизводства  рабочей силы, на соответствующих  территориях. Теперь же потребительские  цены на одни и те же товары по регионам страны существенно разнятся, а установленные районные коэффициенты не соответствуют их размерам.

Это свидетельствует о  том, что федеральные органы власти объективно не могут способствовать смягчению территориальных различий в условиях воспроизводства рабочей  силы, а значит, не способны влиять на формирование территориальных рынков труда с помощью районных коэффициентов (по существу, они просто не в состоянии  оперативно отслеживать изменения  в уровне цен на потребительские  товары и услуги).

Таким образом, назрела настоятельная  необходимость замены прежнего механизма  воздействия государства на территориальное  размещение рабочей силы (с помощью  районных коэффициентов, стажевых надбавок, льгот по отпускам и т.п.) на новый, адекватный потребностям развития экономики и учитывающий особенности региональных рынков труда [23, C. 79].

Как известно, заработная плата  является основным источником доходов  населения. Определяя доход и  уровень потребления основной части  взрослого населения (рабочих и  служащих), она служит еще и базой  для формирования доходов значительной части неработающего населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через механизмы социального  страхования. Эти доходы выделились в самостоятельные виды, но сохранилась  их внутренняя связь с заработной платой.

Порядок назначения таких  выплат, а также отчислений в соответствующие  фонды социального страхования  жестко привязан к заработной плате  работников и государственным гарантиям  в области заработной платы. Минимальный  размер заработной платы не может  не корреспондироваться с минимальными размерами пенсий, пособиями по болезни, по безработице. Уровень минимальной  заработной платы принимается во внимание при назначении стипендий  студентам, определении размеров выделяемой материальной помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя и государства. В частности, чем выше минимальная зарплата, тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую часть – начислять в открытой форме. Тогда и сумма ЕСН увеличится, и размеры поступлений государству в виде налога на доходы физических лиц тоже вырастут.

Информация о работе Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе