Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение состояния финансов населения Свердловской области.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить сущность и содержание финансов населения;
- проанализировать формирование финансов населения и их взаимосвязь с другими секторами финансов;
- проанализировать финансы населения Свердловской области на современном этапе;
- изучить проблемы, сдерживающие нехватку денежных средств населения на удовлетворение необходимых им потребностям и пути их решения;
Введение 3
1 Теоретические основы финансов населения 5
1.1 Понятие, сущность, значение финансов населения 5
1.2 Формирование финансов граждан 8
1.3 Взаимосвязь финансов населения с другими секторами финансов 10
2 Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе 13
2.1 Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области за 2011-2012 гг. 13
2.2 Основные тенденции формирования доходов населения Свердловской области 18
2.3 Анализ расходов населения 29
3 Перспективы Финансового благосостояния населения 34
3.1 Основные тенденции формирования финансов граждан в современной России 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Поскольку «конечным пунктом назначения» является кошелек гражданина, совокупный «семейный бюджет» должен быть, по сравнению с другими денежными фондами, наиболее крупным.
Для анализа качества финансов страны (региона) в разрезе денежных фондов необходимо выяснить, сколько из изначального объема ресурсов, поступивших хозяйствующим субъектам, досталось гражданам
Рисунок 1 – Место финансов населения в финансовой системе: [14, C.95]
1-налоги, 2-трансферты, 3-кредиты, 4-страховые взносы, 5-социальная поддержка, 6-сбережения, 7-%, прибыль, рента, 8-оплата труда, 9-стоимость товаров и услуг, 10-стоимость рабочей силы
Исходной точкой «рождения» денежных ресурсов служат хозяйствующие субъекты, где производится основной объем прибавочной стоимости. Выручка, полученная предпринимателями, перераспределяется между органом власти, населением и самим предприятием[2, C. 84].
Поскольку «конечным пунктом назначения» является кошелек гражданина, совокупный «семейный бюджет» должен быть, по сравнению с другими денежными фондами, наиболее крупным.
Для анализа качества
финансов страны (региона) в разрезе
денежных фондов необходимо выяснить,
сколько из изначального объема ресурсов,
поступивших хозяйствующим
Сравнивая данные по разным субъектам федерации, можно определить регион, где перераспределение товаров и услуг осуществляется лучше всех, а также - где хуже всех[13, C. 70].
Сравнивая данные по объему
средств, поступивших в орган
власти, можно определить территории,
где госсектор больше, либо, наоборот,
где дела обстоят лучше.
Рисунок 2 - Сравнительный размер звеньев финансов субъектов общества [25, C. 10]
Рисунок, составленный на основе экспертных оценок, схематичен, но главный перекос виден хорошо - значимость влияния органов власти и размер обязательств хозяйствующих субъектов [25, C. 10].
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы населения это неотъемлемая часть всех остальных секторов финансов и все основывается на затратах граждан.
Свердловская область – один из крупнейших субъектов РФ по численности населения (4,3 млн. человек) и масштабу индустриальной экономики. Освоение Среднего Урала началось в петровские времена и было изначально промышленным. Многие города, в том числе столица области Екатеринбург, основанный в 1723 г., выросли из поселков при заводах. Индустриальное развитие Урала переживало подъемы и спады: за ускоренным ростом экономики в XVIII – начале XIX вв. последовала депрессия конца XIX века, когда Урал стал проигрывать быстро растущему Донбассу, затем – мощная волна советской индустриализации, усилившая роль тяжелой промышленности в экономике, а в конце XX века – сильнейший кризис, восстановившись после которого область вновь оказалась под ударом экономического кризиса 2008-2009 гг.
Основа экономики области –
промышленность, в период экономического
подъема 2000-х на нее приходилось
до 40% ВРП, из них более 33% ВРП давали
обрабатывающие производства (в среднем
по регионам России – 34 и 20%, соответственно).
Исторически сложившаяся
В 2012 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности: «Обрабатывающие производства» увеличился на 11,7%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - на 5,4%; «Добыча полезных ископаемых» по сравнению с 2011 г. в фактически действующих ценах уменьшился на 15,2%.
Индекс промышленного
В хозяйствах всех категорий валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 521,2 тыс. тонн (68,3% к уровню 2011 г.), картофеля – 673,9 тыс. тонн (80,6), овощей – 166,7 тыс. тонн (83,6%). В 2012 г. объем перевозок грузов транспортом составил 245,0 млн. тонн, что на 0,6% больше объема 2011 г.
Доходы от услуг связи крупных и средних организаций за 2012 г., по оперативным данным, составили 39,3 млрд. рублей. По сравнению с 2011 г.
Оборот розничной торговли за 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился в сопоставимых ценах на 6,4% и составил 858,8 млрд. рублей.
2011г. |
В % к 2010г. |
2012 г. |
В % к 2011 г. | |
Оборот организаций (в действующих ценах), млрд. рублей |
3177,1 |
128,0 |
3843,1 |
116,2 |
в том числе организаций, отнесенных к обрабатывающим производствам |
1092,8 |
123,7 |
1206,2 |
109,2 |
Продукция сельского хозяйства1), млрд. рублей |
56,7 |
114,0 |
49,7 |
93,0 |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
784,6 |
112,0 |
858,8 |
106,4 |
Оборот общественного питания, млрд. рублей |
40,0 |
113,9 |
43,8 |
106,3 |
Перевозки грузов организациями всех видов транспорта, млн. тонн |
243,6 |
105,3 |
245,0 |
100,6 |
Индекс цен производителей промышленных товаров2) |
х |
х |
х |
х |
Общая численность безработных3), тыс. человек |
159,4 |
х |
х |
х |
Официально признаны безработными (на конец периода)4), тыс. человек |
38,4 |
х |
х |
х |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника5) - номинальная, рублей |
22083,2 |
114,8 |
25023,0 |
114,7 |
- реальная |
х |
104,8 |
х |
109,0 |
Индекс потребительских цен |
х |
х |
х |
х |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей |
24158,8 |
110,3 |
27373,3 |
110,0 |
Введено жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. метров общей площади |
1817,8 |
102,7 |
1867,6 |
102,5 |
в том числе индивидуальное жилищное строительство |
704,7 |
105,2 |
682,7 |
96,5 |
Среднемесячная
продажа потребительских
Оборот розничной торговли на 94,8%
формировался торгующими организациями
и индивидуальными
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, снизился по сравнению с 2011 г. на 1,5 процентного пункта и составил 46,2%. Объем продажи пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в сопоставимых ценах повысился на 2,9%, непродовольственных товаров - на 9,5%.
Оборот общественного питания за 2012 г. составил 43,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,3% больше, чем в 2011 г.
В 2012 г. населению области, по оперативным данным, оказано платных услуг на 214,7 млрд. рублей. К уровню 2011 г. в сопоставимой оценке объем платных услуг, оказанных населению, составил 102,7%.
Среднемесячный объем платных услуг населению в расчете на одного жителя области в 2012 г. составил 4154 рубля, из них бытовых – 408 рублей (в 2011 г. – 3837 и 378 рублей соответственно).
В 2012 г. в структуре платных услуг, оказанных населению, жилищно-коммунальные услуги составили 26%, транспортные услуги – 22,3%, услуги связи – 13,6%.
Бытовых услуг населению в 2012 г. оказано на 21,1 млрд. рублей, что составило к уровню 2011 г. в сопоставимой оценке 103,3%.
В 2012 г. (в декабре 2012 г. к уровню декабря 2011 г.) потребительские цены на товары и услуги повысились на 7,3% (в 2011 г. - на 6,4%).
Продовольственные товары подорожали на 7,4%, в том числе продукты питания – на 6,8%, алкогольные напитки – на 12%.
По данным Уральского таможенного управления ФТС России (без учета данных энергетической таможни), внешнеторговый оборот без учета официально нерегистрируемого экспорта (импорта) в январе-ноябре 2012 г. составил в текущих ценах 11069,3 млн. долларов США и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 7,1%, в том числе экспорт – 8449,9 млн. долларов США, на 13,8%, импорт – 2619,4 млн. долларов США, снизился на 9,8%.
Сальдо торгового
баланса сложилось
Внешнеторговый оборот области со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 9943,4 млн. долларов США, увеличился к уровню января-ноября 2011 г. на 7,9%, в том числе экспорт –7707,6, на 15,1%, импорт – 2235,8 млн. долларов США, уменьшился на 11,4%.
Внешнеторговый оборот области
с государствами-участниками
По данным Министерства финансов Свердловской области за январь-ноябрь 2012 г. консолидированный бюджет области исполнен по доходам на сумму 183,5 млрд. рублей, по расходам - на 170,7 млрд. рублей. Доходная часть консолидированного бюджета превысила расходную, профицит составил 12,8 млрд. рублей.
Численность экономически активного населения области в среднем за 2012 г., по итогам обследования населения по проблемам занятости, составила 2375 тыс. человек. Из них заняты в экономике 2234 тыс. человек и 141 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ), классифицировались как безработные). По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области на конец декабря 2012 г. официально зарегистрированы 31 тыс. безработных. Уровень общей безработицы составил 5,9%, зарегистрированной – 1,5% к численности экономически активного населения.
В 2012 г. в государственные учреждения по вопросам занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось 160 тыс. человек, из них 123 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, что на 16% меньше предыдущего года. Трудоустроено незанятых 77 тыс. человек или на 6% меньше уровня 2011 года.
Номинальные денежные доходы, полученные населением области в 2012 г., составили по предварительным расчетам 1415,0 млрд. рублей и по сравнению с предыдущим годом возросли на 10,1%. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) и реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились соответственно на 4,5% и на 3,9%. Доходы на одного жителя в месяц составили 27373,3 рубля, по сравнению с 2011 г. возросли на 10%.
Заработная плата. Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника области (с подсчетом до полного круга организаций) за январь-ноябрь 2012 г. составила 25023 рубля и возросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,7%, реальная заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, выросла на 9%.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по Свердловской области на I квартал 2013 г. составила 7005 рублей (установлена Постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012г. № 1435-ПП). Для трудоспособного жителя области величина прожиточного минимума на I квартал составила 7626 рублей, для пенсионера – 5608 рублей, для ребенка – 6646 рублей.
За годы реформы в России не просто изменилось материальное положение граждан страны — трансформировалась вся система формирования финансов граждан. В социалистической экономике основным источником поступления личных доходов являлась оплата труда (примерно ¾ от всех доходов), причем ее уровень был крайне невысок и малоподвижен, дифференциация основной массы населения по размеру заработка практически отсутствовала, а весь процесс регулирования сводился к механизму начисления и перерасчета заработной платы по определенной схеме. Параллельно с этим существовала дополнительная закрытая система распределения благ, обслуживающая небольшую социальную группу. При этом всеми процессами формирования и регулирования доходов граждан «дирижировало» государство.
К настоящему моменту в России сложилась прямо противоположная система формирования финансов населения, в которой функции и возможности государства минимизированы. Прежде всего, значимость официального заработка в структуре доходов за годы реформы упала почти вдвое.
В 2011 г. объем денежных доходов населения Свердловской области (по данным расчетного баланса денежных доходов и расходов населения) сложился в размере 1284,5 млрд. рублей и увеличился на 12,6% по сравнению с 2010 г., денежные расходы населения – соответственно 1264,0 млрд. рублей и на 11,9%. Население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 1018 млрд. рублей, что на 18,3% больше, чем в 2010 г. Сбережения составили 80,1 млрд. рублей, что на 39,9% меньше, чем в 2010 г.
Проанализируем
структуру денежных доходов населения
по годам и выявим наиболее значимые
категории доходов.
Таблица 2 – Структура денежных доходов населения Свердловской области по источникам поступления
Годы |
в том числе в процентах: | ||||
Доходы от предпринимательской деятельности |
Оплата труда, включая скрытую заработную плату |
Социальные выплаты |
Доходы от собствен- ности |
Другие доходы
| |
2008 |
10,2 |
68,36 |
13,2 |
6,2 |
2,0 |
2009 |
9,5 |
67,3 |
14,8 |
6,4 |
2,0 |
2010 |
8,9 |
65,2 |
17,7 |
6,2 |
2,0 |
2011 |
8,9 |
65,6 |
18,3 |
5,2 |
2,0 |
2012 |
8,5 |
66,1 |
18,3 |
5,1 |
2,0 |
Из таблицы 2 видим, что наибольшую долю в денежных доходах населения области занимает «Оплата труда, включая скрытую заработную плату» - 66,1% в 2012г., на втором месте «Социальные выплаты» - 18,3%, далее «Доходы от предпринимательской деятельности» - 8,5%, другие доходы-2%. В целом за анализируемый период структура доходов не изменялась.
На рисунке 3 покажем структуру доходов населения Свердловской области за 2012 год.
Информация о работе Анализ состояния финансов населения Свердловской области на современном этапе