Аудит как форма исследования и оценки финансового состояния хозяйствующих органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотреть аудит как форму исследования и оценки финансового состояния хозяйствующих органов.
Цель определила следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по теме работы;
- исследовать сущность аудита, его содержание, цели и задачи;
- определить место аудита в системе контроля;
- рассмотреть аудит на примере конкретного предприятия;
- исследовать содержание, классификацию и организацию аудиторского контроля.

Содержание работы

Введение
1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
1.2. Правовые основы аудиторской деятельности.
1.3. Виды аудитов, стандарты, классификация.
2. Аудит как метод исследования и оценки финансового состояния на примере фирмы "Сластена".
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудит как форма исследования и оценки финансового состояния хозяйствующих органов.docx

— 54.35 Кб (Скачать файл)

 

1.3     Виды аудитов, стандарты, классификация.

 

Важное методологическое значение имеет изучение видов аудита.

Аудит классифицируется по условиям законодательства на обязательный и инициативный.

В Законе Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности" определено, что видами аудита являются обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит предусматривается  законом, и хозяйствующий субъект  обязан для проверки финансово-хозяйственной  деятельности приглашать аудиторов. Обязательный аудит проводится в случаях, установленных  законодательством Республики Казахстан.

В отличие от обязательного  инициативный аудит проводится по инициативе хозяйствующего субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных  договором на проведение аудита между  аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией.

Виды аудита классифицируются также по его субъектам на внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими организациями или индивидуальными  аудиторами для проверки достоверности  финансовых отчетов проверяемого предприятия,  а также объективной  оценки  его финансовых возможностей. Выполнение такой независимой экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта предполагает одновременно и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии предприятия, повышению эффективности его хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного  хозяйствующего субъекта.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут  быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических  программ, то владельцы средств и  акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности  заключаемых исполнительной властью  сделок, рационального использования  денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы  принадлежащей им компании, а также  на другие специальные вопросы.

Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение  о них мнения заказчику, защита прав собственности.

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним  пользователям  наблюдать и потенциально контролировать деятельность хозяйствующего субъекта и его руководства. Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень  их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными  принципами аудита.

Внутренний аудит рассматривается  как неотъемлемая часть общей  системы внутреннего контроля. Его  можно определить как независимая  оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему аудиторских услуг. Внутренний аудит начал функционировать прежде всего на крупных и средних предприятиях. Главной его задачей является оценка качества экономической информации, формируемой на предприятии, и обеспечение пользователей информацией о достоверности бухгалтерского  учета и финансовой отчетности.

Цель внутреннего аудита заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную,  оценке функционирования внутреннего  контроля, осуществляемого всеми  структурными подразделениями. Следовательно, кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых  исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае он понимается как совокупность различного рода аудиторских  услуг по заказу руководства предприятия, оказываемых самостоятельным подразделениям предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы. Иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.

Объектом внутреннего  аудита могут быть финансовая и производственная деятельность, компьютерные системы. Поскольку  большая часть расходов и потерь приходится на производственную сферу, из этого надо исходить при формировании штатов службы внутреннего аудита, задачей которого являются специальные  ревизии и проверки по заданию  руководства и правоохранительных органов. Для их проведения часто  приходится привлекать специалистов. Это должно быть предусмотрено в  Положении о внутреннем аудите. Для  надлежащего исполнения своей роли служба внутреннего аудита подчиняется  непосредственно руководству предприятия.

Таким образом, служба внутреннего  контроля пронизывает буквально  всю деятельность предприятия - от производственной бригады, участка и цеха до его  деятельности в целом и призвана  досконально знать как общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, так и внутренние документы предприятия, составляющие его экономическую нормативную базу, а также технологию производства.

Из любых перечней видов  услуг аудиторов и аудиторских  фирм в международной практике выделяют прежде всего аудит как таковой. Поэтому исследование видов аудита, по нашему мнению, нельзя смешивать с исследованием других видов аудиторских услуг. (Например, консультации могут оказывать любые компетентные лица, профессионалы в той или иной области знаний и практической деятельности, и аудиторские консультации в этом смысле - всего лишь обычные, ординарные консультации, они только оказываются клиентам аудиторами.)

Стандарты аудита

Аудиторские стандарты —  это единые базовые принципы, которым  должны следовать все аудиторы (аудиторские  фирмы) в процессе своей 

Соблюдение аудиторских  стандартов в процессе осуществления  аудиторской деятельности гарантирует  определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для  подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу "Аудит" на право заниматься аудиторской  деятельностью.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости  от того, насколько отступил аудитор  от стандарта, определяется мера ответственности  аудитора. Аудитор, допустивший в  своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить  причину этого.

Значение аудиторских  стандартов состоит в том, что  они:

• при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

• содействуют внедрению  в аудиторскую практику новых  научных достижений;

• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Основные понятия и  определения, используемые в стандарте;

3. Сущность стандарта;

4. Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:

• цель и необходимость  разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими  стандартами.

В разделе "Основные понятия  и определения используемые в стандарте" содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая  описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и  другие нормативные документы, должен содержать такие непременные  реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения  проблемы.

        Помимо  аудиторских стандартов, являющихся  нормативными документами и обязательными  для применения, в аудиторских  фирмах могут разрабатываться  и собственные, внутрифирменные  аудиторские стандарты.

         Как правило, в качестве таких  стандартов выступают разработанные  ведущими специалистами фирмы  и проверенные на практике  методики проведения конкретных  аудиторских процедур. Такие методики  обычно аудиторская фирма держит  в строжайшем секрете, справедливо  полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском  и наименьшими затратами времени  и сил провести аудиторскую  проверку, является «ноу-хау».

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1.) Общие стандарты аудита;

2.) Рабочие стандарты аудита;

3.) Стандарты отчётности;

4.) Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности;

 

 

 

 

 

 

2 Аудит как метод исследования  и оценки финансового состояния  на примере фирмы "Сластена".

 

Товарищество с ограниченной ответственностью "Сластена" является компанией средних размеров по производству сладостей. В течение последних  двух лет она работала без прибыли. Высшее руководство компании чувствовало, что трудности обусловлены плохой работой сбытовых служб. Для того чтобы исправить ситуацию, руководство  планировало ввести новую компенсационно-поощрительную  систему и принять на работу специалиста  по обучению сбытовиков современным  методам сбыта продукции. Однако перед реализацией данного плана  было решено нанять консультанта по маркетингу для проведения аудита маркетинговой  деятельности. Аудитор обнаружил  следующее:

1. Продуктовая линия компании  производит в основном 18 продуктов,  главным образом плитки сладостей.  Два ведущих продукта, составляющие 76% объема продаж, находятся в  стадии зрелости. Компания наблюдала  за быстроразвивающимся рынком  шоколадных сладостей, однако  не предприняла еще никаких  реальных шагов по освоению  этого рынка.

2. Компания недавно исследовала  профиль своих потребителей. Ее  продукцию прежде всего покупают малообеспеченные и престарелые потребители. Опрошенные оценили продукцию компании "Сластена" по сравнению с продукцией ее конкурентов как "среднего качества и немного устаревшую".

3. ТОО "Сластена" продает свою продукцию большому числу оптовых и розничным торговцев сладостями.

Сбытовики компании поддерживают контакты с большим числом розничных  торговцев, советуя им, как лучше  организовать демонстрацию продукции. Компания достигла хороших результатов  по проникновению в сеть малых  розничных торговцев, однако не для  всех рыночных сегментов – так, быстроразвивающийся  ресторанный сегмент остался  неохваченным.

Главными элементами стратегии  компании по отношению к посредникам  являются: торговые скидки, эксклюзивные контракты, финансирование запасов.

В то же время "Сластена" не достигла заметных успехов в проникновении в другие торговые сети. Ее конкуренты полагаются в большей степени на рекламу для массовых потребителей и сбыт через большие магазины.

4. Бюджет маркетинга составляет 15% от объема продаж компании. В то же время эта цифра  у конкурентов равняется 20%.

Большая часть бюджета  расходуется на поддержку деятельности сбытовиков, остатки средств вкладываются в рекламу. Стимулирование потребителей используется в ограниченных размерах. Рекламный бюджет в первую очередь расходуется на повторную рекламу основных двух продуктов компании.

Новые продукты разрабатываются  редко, и когда они появляются, то предлагаются розничным торговцам  методом "оказания давления".

5. Подразделения маркетинга  возглавляются вице-президентом  по сбыту, которому подчиняются  управляющий сбытом, управляющий  маркетинговыми исследованиями  и управляющий рекламой. В силу  прежнего опыта работы вице-президент  по сбыту уделяет больше времени  деятельности сбытовиков и не  обращает внимания на выполнение  других функций маркетинга. Сбытовики  организованы по территориальному  принципу, каждую территориальную  группу возглавляет менеджер.

Маркетинговый аудитор пришел к выводу, что проблемы "Сластена" не могут быть решены путем улучшения  работы сбытовиков. Проблемы сбытовиков являются следствием более глубоких недостатков в работе компании.

Аудитор подготовил и представил руководству компании следующие  результаты своей работы:

А. Результаты анализа:

1. Продуктовые линии компании  опасно не сбалансированы.

Два ведущих продукта составляют 76% общего объема продаж и не имеют  потенциала роста.

Пять из восемнадцати продуктов  являются бесприбыльными и не имеют  потенциала роста.

2. Маркетинговые цели  не являются ясными и реалистичными.

3. Стратегия компании  не учитывает новые возможности  по выбору каналов доставки  продукции потребителям и быстро  не реагирует на изменения  рынка.

4. Деятельность компании  скорее определяется сбытом, чем  маркетингом.

5. Комплекс маркетинга  несбалансирован: слишком много средств расходуется на сбытовиков и очень мало – на рекламу.

Информация о работе Аудит как форма исследования и оценки финансового состояния хозяйствующих органов