Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.
Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31
Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.
1.2 Виды аудиторского контроля
Аудит можно классифицировать по разным признакам.
По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:
По степени обязательности аудит подразделяется на обязательный и инициативный аудит.
Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РБ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Обязательная аудиторская проверка может проводится как уполномоченными на то государственными службами, так и сторонними аудиторами по поручению государственных органов, определенных правилами аудиторской деятельности.
Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях: руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги; собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу; банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о финансовых результатах и т. д.
По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на: аудит годовой бухгалтерской отчетности и специальный аудит.
Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в официальном документе – аудиторском заключении.
Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть подтверждение законности совершенных хозяйственных операций; подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит); проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит); проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д. По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).
По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит не является независимым, он подчиняется руководству организации, действует в соответствии с его заданиями и отчитывается перед ним. Вместе с тем, внутренний аудит независим от тех лиц, деятельность которых он проверяет. Его основным объектом является решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления, как отдельными подразделениями предприятия, так и предприятием в целом. Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности. При этом ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия. Внутренний аудит – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Задачами служб внутреннего аудита могут быть:
Внутренний аудит также подразделяется на отдельные виды: управленческий и аудит хозяйственной деятельности.
Основными задачами управленческого аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, рациональности использования средств. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, оказываемых предприятию-клиенту, с целью повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хозяйственной деятельности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности предприятия, проводимый для определенных целей:
Внешний аудит, основным объектом которого является система учета и отчетности предприятия. Внешний аудит характеризуется наличием договорных отношений между аудиторской фирмой и предприятием-клиентом. Их взаимоотношения базируются на равноправном партнерстве и независимости. Аудиторская фирма организует свою работу исходя, прежде всего, из общепринятых правил и норм аудиторской проверки, опираясь на разработанные стандарты. Оплата предоставляемых аудиторской фирмой услуг осуществляется по договору. Целью аудиторской проверки является оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. При этом итоговое аудиторское заключение может быть опубликовано, а аналитическая его часть передается клиенту.
Таблица 1 – Особенности внутреннего и внешнего аудита [13, с. 15]
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
Постановка задач |
Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления |
Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Объект |
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом система учёта и отчетности предприятия |
Цель |
Определяется руководством предприятия |
Определяется |
Средства |
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита) |
Определяются общепринятыми |
Вид деятельности |
Исполнительская деятельность |
Предпринимательская деятельность |
Организация работы |
Выполнение конкретных заданий руководства |
Определяется аудитором |
Взаимоотношения |
Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнёрство, независимость |
Субъекты |
Сотрудники, находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
Квалификация |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
Оплата |
Начисление зарплаты по штатному расписанию |
Оплата предоставленных услуг по договору |
Ответственность |
Перед руководством за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и перед третьими лицами |
Методы |
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач | |
Отчётность |
Перед собственниками и (или) руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту |
Несмотря на существующие различия внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга (таблица 1). Многие функции, входящие в обязанности внутренних аудиторов, могут также выполняться приглашенными независимыми аудиторами. Кроме того, при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы их решения. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике
Беларусь
Аудиторская деятельность в Беларуси развивалась в несколько этапов.
Первый этап (1986-1991 гг.) характеризуется появлением первых элементов рыночных отношений: производственных кооперативов, малых предприятий, арендных коллективов и первых совместных предприятий и акционерных обществ, тогда появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и др. В 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы. Аудиторские компании того периода создавались в форме малых предприятий при государственных структурах и обслуживали потребности предприятий всех форм собственности, выполняя заказы по разработке документов для перехода на новые формы хозрасчета, свободного ценообразования, диагностике и анализу финансово хозяйственной деятельности и т.п. Уже тогда проводились аудиторские проверки предприятий по уровню организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности, как в малом бизнесе, так и на крупных государственных предприятиях. Последние проверялись аудиторскими организациями в основном по просьбам или по требованию следственных органов, привыкших работать в тесном контакте со структурами внутриведомственного контроля, которые в то время уже были упразднены.
На втором этапе (1992-1995 гг.) аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие, как в организационном, так и в методическом обеспечении. Этот период характеризуется принятием целого ряда законодательных актов по вхождению в мировое рыночное хозяйство и реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности в республике, например, нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности предприятий и Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских организаций. В Законе было предусмотрено осуществление двух видов аудита: внутреннего и внешнего. На основании данного Закона Национальным банком Республики Беларусь были разработаны Положение о внешней аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь, Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке и другие документы, в которых нашли свое отражение основы аудиторской деятельности, порядок ее лицензирования, контроля и пр. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования. Аудиторские услуги существенно расширились благодаря развитию приватизации, притоку иностранных инвестиций, стимулированию предпринимательской, финансово-банковской, торгово-закупочной деятельности и других элементов развития системы рынка. Можно смело сказать, что это был этап становления аудита в нашей стране. В конце рассматриваемого периода начинает возрождаться ранее упраздненный из-за своей неэффективности аппарат контрольно-ревизионных подразделений министерств и ведомств, сужая активно формирующийся рынок спроса на услуги независимого аудита. В то же время учащаются случаи выигрышей в хозяйственных судах исков к налоговым инспекциям за неправильное применение налогового законодательства к плательщикам, где в качестве независимых экспертов выступали аудиторские организации. Плательщики стали видеть в независимых аудиторских организациях своих защитников. К тому же при некоторых ведомствах были открыты аудиторские организации, которые осуществляли внешний аудит «своих» предприятий, запретив последним заключать договоры на аудиторские услуги с «чужими» аудиторами. В создавшихся условиях цены на аудиторские услуги стали расти несоразмерно их качеству, и появились жалобы на необоснованно завышенные цены аудиторских услуг. В связи с этим обострились отношения некоторых аудиторских организаций и аудиторов с Аудиторской палатой, что привело к многочисленным проверкам последней.
Третий этап развития аудита
в Беларуси (1996- 2000 гг.) характеризуется
усилением административного
Исходя из сложившихся
условий, возникла необходимость
Таким образом, в Беларуси
аудит выступает как
Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития