Аудиторский контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Профессиональное  поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

 

 

1.2 Виды аудиторского  контроля

 

 

Аудит можно  классифицировать по разным признакам.

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

  • банковский аудит (проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения);
  • страховой аудит (проверяемые организации – страховые организации и общества взаимного страхования);
  • аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации – инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);
  • общий аудит (проверяемые субъекты – организации прочих видов деятельности) [18, с. 47].

По степени  обязательности аудит подразделяется на обязательный и инициативный аудит.

Обязательный  аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РБ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Обязательная аудиторская проверка может проводится как уполномоченными на то государственными службами, так и сторонними аудиторами по поручению государственных органов, определенных правилами аудиторской деятельности.

Инициативный  аудит осуществляется по решению  экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях: руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги; собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу; банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о финансовых результатах и т. д.

По  составу и объему проверяемой  документации аудит подразделяется на: аудит годовой бухгалтерской отчетности и специальный аудит.

Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в официальном документе – аудиторском заключении.

Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть подтверждение законности совершенных хозяйственных операций; подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит); проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит); проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д. По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).

По  виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на внутренний и внешний аудит.

Внутренний  аудит не является независимым, он подчиняется  руководству организации, действует  в соответствии с его заданиями  и отчитывается перед ним. Вместе с тем, внутренний аудит независим  от тех лиц, деятельность которых он проверяет. Его основным объектом является решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления, как отдельными подразделениями предприятия, так и предприятием в целом. Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности. При этом ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия. Внутренний аудит – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Задачами служб внутреннего аудита могут быть:

  • подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;
  • контроль за состоянием и сохранностью активов;
  • исполнительский контроль;
  • оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д.

Внутренний  аудит также подразделяется на отдельные  виды: управленческий  и аудит хозяйственной деятельности.

Основными задачами управленческого аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, рациональности использования средств. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, оказываемых предприятию-клиенту, с целью повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Аудит хозяйственной деятельности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности предприятия, проводимый для определенных целей:

  • оценка эффективности управления;
  • выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
  • внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий [14, с.18].

Внешний аудит, основным объектом которого является система учета и отчетности предприятия. Внешний аудит характеризуется наличием договорных отношений между аудиторской фирмой и предприятием-клиентом. Их взаимоотношения базируются на равноправном партнерстве и независимости. Аудиторская фирма организует свою работу исходя, прежде всего, из общепринятых правил и норм аудиторской проверки, опираясь на разработанные стандарты. Оплата предоставляемых аудиторской фирмой услуг осуществляется по договору. Целью аудиторской проверки является оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. При этом итоговое аудиторское заключение может быть опубликовано, а аналитическая его часть передается клиенту.

 

 

 

 

Таблица 1 – Особенности  внутреннего и внешнего аудита [13, с. 15]

 

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором между  предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления,

разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учёта  и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством  по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства 

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)

Определяются общепринятыми стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты 

Сотрудники, находящиеся в штате  предприятия 

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства  предприятия

Регламентируется государством

Оплата 

Начисление зарплаты по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг  по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами

Методы 

Методы могут быть одинаковыми  при решении одинаковых задач 

Отчётность 

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту


 

Несмотря  на существующие различия внутренний и внешний аудит во многом дополняют  друг друга (таблица 1). Многие функции, входящие в обязанности внутренних аудиторов, могут также выполняться приглашенными независимыми аудиторами. Кроме того, при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы их решения. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

 

 

 

1.3 Этапы развития аудиторского  контроля в Республике

Беларусь

 

 

Аудиторская деятельность в Беларуси развивалась в несколько этапов.

Первый этап (1986-1991 гг.) характеризуется  появлением первых элементов рыночных отношений: производственных кооперативов, малых предприятий, арендных коллективов и первых совместных предприятий и акционерных обществ, тогда появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и др. В 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы. Аудиторские компании того периода создавались в форме малых предприятий при государственных структурах и обслуживали потребности предприятий всех форм собственности, выполняя заказы по разработке документов для перехода на новые формы хозрасчета, свободного ценообразования, диагностике и анализу финансово хозяйственной деятельности и т.п. Уже тогда проводились аудиторские проверки предприятий по уровню организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности, как в малом бизнесе, так и на крупных государственных предприятиях. Последние проверялись аудиторскими организациями в основном по просьбам или по требованию следственных органов, привыкших работать в тесном контакте со структурами внутриведомственного контроля, которые в то время уже были упразднены.

На втором этапе (1992-1995 гг.) аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие, как в организационном, так и в методическом обеспечении. Этот период характеризуется принятием целого ряда законодательных актов по вхождению в мировое рыночное хозяйство и реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности в республике, например, нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности предприятий и Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских организаций. В Законе было предусмотрено осуществление двух видов аудита: внутреннего и внешнего. На основании данного Закона Национальным банком Республики Беларусь были разработаны Положение о внешней аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь, Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке и другие документы, в которых нашли свое отражение основы аудиторской деятельности, порядок ее лицензирования, контроля и пр. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования. Аудиторские услуги существенно расширились благодаря развитию приватизации, притоку иностранных инвестиций, стимулированию предпринимательской, финансово-банковской, торгово-закупочной деятельности и других элементов развития системы рынка. Можно смело сказать, что это был этап становления аудита в нашей стране. В конце рассматриваемого периода начинает возрождаться ранее упраздненный из-за своей неэффективности аппарат контрольно-ревизионных подразделений министерств и ведомств, сужая активно формирующийся рынок спроса на услуги независимого аудита. В то же время учащаются случаи выигрышей в хозяйственных судах исков к налоговым инспекциям за неправильное применение налогового законодательства к плательщикам, где в качестве независимых экспертов выступали аудиторские организации. Плательщики стали видеть в независимых аудиторских организациях своих защитников. К тому же при некоторых ведомствах были открыты аудиторские организации, которые осуществляли внешний аудит «своих» предприятий, запретив последним заключать договоры на аудиторские услуги с «чужими» аудиторами. В создавшихся условиях цены на аудиторские услуги стали расти несоразмерно их качеству, и появились жалобы на необоснованно завышенные цены аудиторских услуг. В связи с этим обострились отношения некоторых аудиторских организаций и аудиторов с Аудиторской палатой, что привело к многочисленным проверкам последней.

Третий этап развития аудита в Беларуси (1996- 2000 гг.) характеризуется  усилением административного воздействия  на все сферы негосударственного сектора экономики с целью  регулирования коммерческой деятельности. При этом принятие большинства нормативных  актов было направлено на благие цели. Например, в целях обеспечения экономической стабильности и укрепления налоговой дисциплины в 1996г. была проведена перерегистрация всех хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, и с рынка исчезли тысячи объектов малого предпринимательства. Как следствие, спрос на аудит начал падать. Очередная перерегистрация и тотальное лицензирование опять же не способствовали росту спроса на аудит. В этот период легче перечислить виды деятельности, не требующие лицензирования, чем те, на занятие которыми необходима лицензия. По сути дела волна лицензирования захлестнула целые отрасли экономики — транспорт, строительство и ремонт, включая проектирование, бытовое обслуживание, торговлю, заготовки, ряд отраслей промышленного производства, рыбного, лесного хозяйства и т.д. В январе 2000 г. согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30 функции Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, которое и ныне осуществляет лицензирование аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и пр. В этот период многие аудиторы, имевшие лицензию Аудиторской палаты, отказались от получения лицензии Министерства финансов из-за невыгодности в сложившихся условиях работать на рынке аудиторских услуг. Установлены также лимиты отнесения на себестоимость консультационно-информационных услуг. Внешний, независимый аудит все больше стал подменяться внутриведомственным.

Исходя из сложившихся  условий, возникла необходимость совершенствования организации аудиторской деятельности в стране, что потребовало пересмотра нормативного регулирования данной сферы деятельности.

Таким образом, в Беларуси аудит выступает как специфическая  форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с  учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия. Основная задача аудита – сбор достоверной информации производственно-хозяйственной деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчётности. Становление аудита в Республике Беларусь происходило в несколько этапов и претерпевало значительные изменения в эти периоды, как в методологическом, так и в законодательном аспекте.

Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития