Аудиторский контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

 

 

2 Оценка состояния аудиторского  контроля в Республике 

Беларусь

 

 

2.1 Государственное регулирование  аудиторского контроля в Республике  Беларусь

 

 

В настоящее время система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь все еще  находится в стадии становления. Происходит процесс определения  прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение  роли и функций государственных  и общественных аудиторских организаций.

Регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с:

1. Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности». Этот закон неоднократно изменялся и дополнялся на протяжении ряда лет. Он определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями. Законом закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет следующие функции в области регулирования аудиторской деятельности:

  • определение субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту;
  • утверждение национальных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • утверждение единой системы проведения тендеров на аудит.
  • установление ограничений допуска аудиторов к обязательному аудиту (членство в общественном объединении, уровень качества);
  • организация условий для подготовки кадров по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и международным стандартам аудита (МСА); обобщение статистической отчетности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
  • разработка методологии аудита;
  • установление республиканских правил аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
  • проведение аттестации аудиторов;
  • осуществление в пределах своей компетенции разъяснения законодательства об аудиторской деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке [23, с.317].

В соответствии с Законом Национальный банк Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности; осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности». Данным Постановление была утверждена инструкция об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора. Обязательными требованиями к претендентам в соответствии с данной инструкцией являются высшее экономическое и (или) юридическое образование; наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

3. Инструкция о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 04.01.2008 г. № 1, изложена в новой редакции. В отличие от ранее действовавшей редакции определен порядок проведения оценки соответствия требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», и квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, порядок проведения аудиторской деятельности в указанных организация, банковских группах и холдингах, а также порядок взаимодействия аудиторских организаций, аудиторов, занимающихся аудиторской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь, с Национальным банком Республики Беларусь. Сведения об аудиторских организациях и аудиторах - индивидуальных предпринимателях, которые получили согласие Национального банка и (или) в отношении которых такое согласие было отозвано, размещаются на официальном сайте Национального банка.

4. Требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, регламентируются республиканскими правилами аудиторской деятельности, которые утверждены постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 9.07.2001 г. N 77 «Об утверждении правил аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями от 01.12.2010 г.

Правила аудиторской деятельности подразделяются:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.

Правила аудиторской деятельности – это  единые требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к Международным стандартам аудита, при этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь. В случае отсутствия республиканских правил в какой-либо области аудита в соответствии с действующим законодательством по аудиторской деятельности при разработке правил аудиторской организации можно руководствоваться Международными стандартами аудита, правилами (стандартами) аудиторской деятельности других стран, с учетом особенности проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь.

Ниже  пролегает пласт нормативного регулирования, затрагивающий оперативно-хозяйственную деятельность аудиторских организаций и аудиторов. Они обязаны соизмерять любой свой шаг с подзаконными нормативными актами и международными стандартами аудита. Основную методическую базу для них формирует Министерство финансов Беларуси, издающее акты как обязательного, так и рекомендательного характера.

 

 

2.2 Оценка состояния показателей  деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь

 

 

Развитие  рынка аудиторских услуг в  Республике Беларусь является одним  из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции белорусских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь.

Вместе  с этим, как показывает статистика, растет и количество аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей (рисунок 1).

Доля индивидуальных аудиторов в количестве субъектов, фактически ведущих аудиторскую  деятельность, весьма значительна (80,1 процентов) по сравнению с долей аудиторских организаций (19,9 процентов), хотя деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, а ее масштабы оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.

 

 

Рисунок 1 – Количество аудиторских организаций и аудиторов  –

индивидуальных предпринимателей в 2008 – 2011 годах [22, с. 223]

 

Также следует отметить, что аудиторские  организации неравномерно распределены по экономическим районам Республики Беларусь. Так, наибольший удельный вес аудиторов сосредоточен в городе Минске и Минской области, а наименьшее количество аудиторов приходится на Брестскую и Могилевскую области. И, соответственно, количество аудиторов сказывается на количестве оказанных аудиторских услуг (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Распределение  количества оказанных аудиторских услуг за 2011 год по экономическим районам Республики Беларусь [24]

 

Исходя  из статистических данных, за 2011 г. аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь оказано аудиторских услуг на сумму 86597 млн.руб., что на 35,5 процентов превысило показатель 2010 года (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Объем оказанных аудиторских  услуг за 2008 – 2011 годы [17, с. 94]

 

Доля  доходов, которые поступили в 2011 году непосредственно от проведения аудита, составила более 71,1процентов в совокупном объеме средств, полученных профильными организациями. Наибольшей востребованностью пользовались аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности – 90 процентов, иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности – 5,5 процентов, правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета – 3,3 процента.

Популярными были также консалтинговые услуги и  помощь при постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета. Они составили соответственно 41,8 процента и 37,4 процента в совокупном доходе, полученном от оказания услуг (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Структура  оказанных аудиторских услуг  в 2008 – 2011 годах [17, с.93]

 

Количество  организаций, в которых проводился аудит в 2011 году возросло по сравнению с 2010 годом незначительно (на 11 предприятий). Однако если сравнивать показатели 2010 года с числом проаудированных организаций в 2009  году, то можно сказать о значительном увеличении (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 – Количество проаудированных организаций [22, с. 221]

 

В результате проведения в 2011 г. аудита в 3065 организациях установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, что составляет 54,4 процента от количества проаудированных организаций. У 2309 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 27 млрд рублей. Как показывают результаты проверок и найденные нарушения по отношениям с бюджетом, суммы недоплат занимают не последнее место в доходной части бюджета. По предыдущим годам суммы недоплат в бюджет составили (рисунок 6):

 

 

Рисунок 6 – Суммы недоплат в бюджет по результатам аудиторских проверок [24]

 

В 2011 г. ассоциация аудиторских организаций и компания «Экперт-Эко» представила рейтинг аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных  предпринимателей,  который имеет совершенно  иную  качественную основу. На основе различных показателей при помощи математических методов определяется рейтинг и следующие частные индексы: независимости, потенциала развития, качества работы, ответственности. Рейтинговая группа устанавливается на основе обобщенной оценки индексов по следующей шкале:

 

Таблица 2 – Шкала оценки рейтинга аудиторских компаний [23, с. 317]

 

Значение общего

индекса

Рейтинговая группа

Характеристика рейтинговой группы

1

2

3

         От 0,8 и выше

 А +

Самый высокий уровень

От 0,7 до 0,8

 А

Высокий уровень

От 0,6 до 0,7

 В +

Очень хороший уровень


Окончание таблицы 2

 

1

   2

3

От 0,5 до 0,6

 В

Хороший уровень

От 0,4 до 0,5

 С +

Достаточный уровень

От 0,3 до 0,4

 С

Низкий уровень

Ниже 0,3

D

Неудовлетворительный уровень


 

Построение подобного рейтинга проводилось впервые. Следует отметить, что многие аудиторы не приняли участие в рейтинге, ряд участников из-за невысокой оценки (низкий и неудовлетворительный уровень) отказались от опубликования результатов.

Рейтинговую оценку В+ (очень хороший уровень) получили ООО «Партнераудит» и ОДО «БухБизнесАудит». По индексу качества данные организации соответствуют рейтинговой группе А (высокий уровень).

Рейтинговую оценку В (хороший  уровень)  получили  аудиторские  организации, которые имеют стабильную клиентскую базу, хорошую производительность и  уровень  качества: ООО «Альфа-Аудит»,  ООО «Аудит и Консультации»,  ООО «АудитБизнесКонсалт», ООО «БелАудитАльянс», ООО «Квали тетАудит»,  ООО «Фирма «Могилеваудит»». Совсем немного не хватило для присвоения рейтинговой оценки В+ ООО «КвалитетАудит» и ООО «Фирма «Могилеваудит»», имеющим наивысшие среди участников рейтинга значения индекса не зависимости, а также высокий уровень качества, соответствующий группе В+.

Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития