Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.
Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике
Беларусь
2.1
Государственное регулирование
аудиторского контроля в
В
настоящее время система
Регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с:
1. Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности». Этот закон неоднократно изменялся и дополнялся на протяжении ряда лет. Он определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями. Законом закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет следующие функции в области регулирования аудиторской деятельности:
В соответствии с Законом Национальный банк Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности; осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности». Данным Постановление была утверждена инструкция об аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора. Обязательными требованиями к претендентам в соответствии с данной инструкцией являются высшее экономическое и (или) юридическое образование; наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
3. Инструкция о регулировании аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 04.01.2008 г. № 1, изложена в новой редакции. В отличие от ранее действовавшей редакции определен порядок проведения оценки соответствия требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», и квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, порядок проведения аудиторской деятельности в указанных организация, банковских группах и холдингах, а также порядок взаимодействия аудиторских организаций, аудиторов, занимающихся аудиторской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь, с Национальным банком Республики Беларусь. Сведения об аудиторских организациях и аудиторах - индивидуальных предпринимателях, которые получили согласие Национального банка и (или) в отношении которых такое согласие было отозвано, размещаются на официальном сайте Национального банка.
4. Требования, предъявляемые к правилам внутреннего контроля качества оказываемых аудиторских услуг, регламентируются республиканскими правилами аудиторской деятельности, которые утверждены постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 9.07.2001 г. N 77 «Об утверждении правил аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями от 01.12.2010 г.
Правила аудиторской деятельности подразделяются:
Правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к Международным стандартам аудита, при этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь. В случае отсутствия республиканских правил в какой-либо области аудита в соответствии с действующим законодательством по аудиторской деятельности при разработке правил аудиторской организации можно руководствоваться Международными стандартами аудита, правилами (стандартами) аудиторской деятельности других стран, с учетом особенности проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь.
Ниже
пролегает пласт нормативного регулирования,
затрагивающий оперативно-
2.2
Оценка состояния показателей
деятельности аудиторских
Развитие рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции белорусских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь.
Вместе с этим, как показывает статистика, растет и количество аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей (рисунок 1).
Доля индивидуальных аудиторов в количестве субъектов, фактически ведущих аудиторскую деятельность, весьма значительна (80,1 процентов) по сравнению с долей аудиторских организаций (19,9 процентов), хотя деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, а ее масштабы оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.
Рисунок 1 – Количество
аудиторских организаций и
индивидуальных
Также
следует отметить, что аудиторские
организации неравномерно распределены
по экономическим районам
Рисунок 2 – Распределение количества оказанных аудиторских услуг за 2011 год по экономическим районам Республики Беларусь [24]
Исходя из статистических данных, за 2011 г. аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь оказано аудиторских услуг на сумму 86597 млн.руб., что на 35,5 процентов превысило показатель 2010 года (рисунок 3).
Рисунок 3 – Объем оказанных аудиторских услуг за 2008 – 2011 годы [17, с. 94]
Доля доходов, которые поступили в 2011 году непосредственно от проведения аудита, составила более 71,1процентов в совокупном объеме средств, полученных профильными организациями. Наибольшей востребованностью пользовались аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности – 90 процентов, иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности – 5,5 процентов, правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета – 3,3 процента.
Популярными были также консалтинговые услуги и помощь при постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета. Они составили соответственно 41,8 процента и 37,4 процента в совокупном доходе, полученном от оказания услуг (рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура оказанных аудиторских услуг в 2008 – 2011 годах [17, с.93]
Количество организаций, в которых проводился аудит в 2011 году возросло по сравнению с 2010 годом незначительно (на 11 предприятий). Однако если сравнивать показатели 2010 года с числом проаудированных организаций в 2009 году, то можно сказать о значительном увеличении (рисунок 5).
Рисунок 5 – Количество проаудированных организаций [22, с. 221]
В результате проведения в 2011 г. аудита в 3065 организациях установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, что составляет 54,4 процента от количества проаудированных организаций. У 2309 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 27 млрд рублей. Как показывают результаты проверок и найденные нарушения по отношениям с бюджетом, суммы недоплат занимают не последнее место в доходной части бюджета. По предыдущим годам суммы недоплат в бюджет составили (рисунок 6):
Рисунок
6 – Суммы недоплат в бюджет по
результатам аудиторских
В 2011 г. ассоциация аудиторских организаций и компания «Экперт-Эко» представила рейтинг аудиторских организаций и аудиторов-индивидуальных предпринимателей, который имеет совершенно иную качественную основу. На основе различных показателей при помощи математических методов определяется рейтинг и следующие частные индексы: независимости, потенциала развития, качества работы, ответственности. Рейтинговая группа устанавливается на основе обобщенной оценки индексов по следующей шкале:
Таблица 2 – Шкала оценки рейтинга аудиторских компаний [23, с. 317]
Значение общего индекса |
Рейтинговая группа |
Характеристика рейтинговой |
1 |
2 |
3 |
От 0,8 и выше |
А + |
Самый высокий уровень |
От 0,7 до 0,8 |
А |
Высокий уровень |
От 0,6 до 0,7 |
В + |
Очень хороший уровень |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
3 |
От 0,5 до 0,6 |
В |
Хороший уровень |
От 0,4 до 0,5 |
С + |
Достаточный уровень |
От 0,3 до 0,4 |
С |
Низкий уровень |
Ниже 0,3 |
D |
Неудовлетворительный уровень |
Построение подобного рейтинга проводилось впервые. Следует отметить, что многие аудиторы не приняли участие в рейтинге, ряд участников из-за невысокой оценки (низкий и неудовлетворительный уровень) отказались от опубликования результатов.
Рейтинговую оценку В+ (очень хороший уровень) получили ООО «Партнераудит» и ОДО «БухБизнесАудит». По индексу качества данные организации соответствуют рейтинговой группе А (высокий уровень).
Рейтинговую оценку В (хороший уровень) получили аудиторские организации, которые имеют стабильную клиентскую базу, хорошую производительность и уровень качества: ООО «Альфа-Аудит», ООО «Аудит и Консультации», ООО «АудитБизнесКонсалт», ООО «БелАудитАльянс», ООО «Квали тетАудит», ООО «Фирма «Могилеваудит»». Совсем немного не хватило для присвоения рейтинговой оценки В+ ООО «КвалитетАудит» и ООО «Фирма «Могилеваудит»», имеющим наивысшие среди участников рейтинга значения индекса не зависимости, а также высокий уровень качества, соответствующий группе В+.
Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития