Аудиторский контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Рейтинговую опенку С+ (достаточный уровень) получили ООО «АжурАудит». ООО «АудитПлюс» ООО «Юрисаудит» Отдельно хотелось бы отметить Частное предприятие «Аудит и Право», которое пришло на рынок аудиторских услуг только в конце 2009 г. Предприятие  имеет  специалистов  с  международной  квалификацией,  а  также самый высокий уровень ответственности среди всех участников рейтинга, соответствующий рейтинговой группе А (высокий уровень). Использование новых технологий и увеличение количества постоянных клиентов позволит данной организации претендовать на более высокий рейтинг.

Также свой рейтинг аудиторских компаний ежегодно представляет Главное управление регулирования бухгалтерского учета Министерства финансов Республики Беларусь. На протяжении нескольких последних лет первую строчку этого рейтинга занимает Частное унитарное предприятие «БДО». Данная организация по показателям в выручке за оказанные услуги за 2011 год в 3 раза превышает данные показатели у своего ближайшего конкурента – ООО «ФБК-Бел». Основные показатели по первым 10 аудиторским организациям, которые участвовали в данном рейтинге приведены в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Рейтинг аудиторских организаций Республики Беларусь по  итогам 2011 года [8, с. 30]                                                                                                                                                                                                          

 

Место по итогам 2011 года

Место по итогам 2010 года

Название аудиторской организации

Выручка от оказания аудиторских услуг  за 2010г., тыс. руб.

Выручка от оказания аудиторских услуг  за 2011г., тыс. руб.

Прирост выручки, %

Доля выручки от проведения аудита в общем объеме выручки за 2011г., %

Среднесписочная численность аудиторов за 2011г., чел.

1.

1.

Аудиторское частное унитарное предприятие "БДО"

9 466 899,0

8467078

-22,5

77,9

53

2

5

ООО "ФБК-Бел"

1034617,9

2710323

110,1

56,2

12

3

2

ООО "Белросаудит"

1848599

2506362

37,4

98,6

30

4

3

АООО "Силар"

1754501,9

2305934

35,2

99,1

24

5

9

Частное  унитарное предприятие  по оказанию услуг "Царев и партнеры"

878141,3

1556671

64

85,7

113

6

н/у

ООО "Партнераудит"

949737

1329708

43,2

93,7

19

7

н/у

Аудиторское предприятие "МастерАудит и Консультации"

1029580

1132601

6,2

75,1

12

8

6

ООО "АудитБизнесКонсалт"

1019328

1109882

8,4

82,5

21

9

12

ООО "Аудит и Консультации" Международной ассоциации INPACT

664813

1021223

46,8

88,3

9

10

7

РУП "Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь"

956998

1002776

15,7

49

55


 

Таким образом, рынок аудиторских услуг  в Республике Беларусь постепенно развивается. В результате проведения рейтинга: во-первых, определились аудиторы и аудиторские организации, имеющие желание и, что важно, возможности быть флагманами развития аудита в республике; во-вторых, заказчикам аудиторских услуг предоставлена система объективного выбора аудиторов, а аудиторам – возможность заявить о своих конкурентных преимуществах; в-третьих, были определены резервы повышения качества аудита и эффективности деятельности каждого участника.

 

 

 

3 Перспективы развития  аудиторского контроля в Республике  Беларусь

 

 

3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь

 

 

Внедрение международных стандартов аудита в  настоящее время является необходимым условием активного вхождения Республики. Беларусь в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Одной из наиболее значимых тенденций развития рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь является их сочетание с процессом консультирования. Аудиторы в аудиторский отчет помимо выявленных ошибок и неточностей стали включать заключения о рациональности действующей учетной политики, используемых методов организации бухгалтерского учета и применяемых программных продуктах, а также рекомендации по их изменению и совершенствованию. Вследствие этого в аналитической части аудиторского отчета появились элементы консультирования.

По  мере развития аудиторской деятельности в стране все больше внимания уделяется вопросу понимания деятельности проверяемой организации, что продиктовано желанием повысить качество проведения аудиторской проверки и надежность выводов о достоверности отчетности. Для этого аудитор должен получить представление о его деятельности, что предполагает изучение информации, выходящей за рамки сугубо бухгалтерской службы.

Однако  процесс развития, как правило, проходит кризисные этапы. Кризис аудиторской деятельности в Республике Беларусь сопровождается отсутствием единой системы регулирования и контроля аудиторской деятельности, снижением профессионального уровня аудиторов и консультантов, уходом многих аудиторов в другие коммерческие и государственные структуры, переездом в другие страны и т. п.

К сожалению, пополнения аудиторского сообщества, достаточного для развития, ни по количеству, ни по качеству не наблюдается. Среди  практикующих аудиторов наблюдается значительное число специалистов, которые утратили свои профессиональные знания в силу различных причин (административная работа, отсутствие практической и доступной системы повышения уровня знаний, отсутствие возможности систематического самообразования). Внутренние проблемы аудиторского сообщества передаются и умножаются проблемами, связанными с постановкой и ведением учета и отчетности в организациях – объектах приложения аудиторских услуг.

Ситуация  усугубляется неизбежной перестройкой экономического мышления, чтобы достичь международного уровня в связи с интеграцией Республики Беларусь в мировую экономическую систему, в том числе с обязательным переводом субъектов рынка на учет по МСФО и существенным реформированием национальной системы учета для остальных участников, что потребует более значительных затрат и длительного времени. Переход на международные стандарты финансовой отчетности качественно повышает необходимый уровень эффективности аудита и требует наличия высокой профессиональной подготовки аудиторов, позволяющей соответствовать требованиям аудиторских стандартов. Но во многих случаях проведение аудита превращается исключительно в проверку правильности исчисления налогов. В результате возникает реальное условие для отступления от требований аудиторского законодательства о проведении аудита финансовой отчетности.

Таким образом, к основным  проблемам  национального аудита  в настоящий  момент можно отнести:  

1) Искаженное понимание сущности  аудита пользователями отчетности  и  органами  государственного  регулирования. Существующее  определение  аудита способствует общему восприятию того, что аудит является функцией, дополняющей  государственные  проверки. Разрешение  налоговых  проблем заказчика  задачей  аудита  не  является. Это  сопутствующая  услуга («налоговый аудит»), на оказание которой заключается отдельный договор и используется  особая  методика  проверки.  Аудит  бухгалтерской  отчетности представляет  собой  оценку  профессиональным  суждением  аудитора бухгалтерской отчетности субъектов хозяйствования с целью ее пригодности для принятия решений.

2)   Недостаточный  охват  субъектов   хозяйствования  обязательным аудитом. По  данным  Министерства  финансов  Республики  Беларусь  аудиторскими  организациями  ежегодно  проводится  немногим  более 5500 проверок  субъектов хозяйствования. Это означает, что большинство субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту, уклоняются от его проведения. В то же время, необходимость аудита  для государства обусловлена спецификой рассматриваемых вопросов,  многие из которых не контролируются ни одним государственным ведомством. К таким вопросам можно отнести оценку искажений финансовой отчетности, оценку системы внутреннего  контроля, оценку   неотъемлемых  рисков  субъектов хозяйствования, оценку  вероятности  мошенничества, оценку  возможности продолжения  деятельности. Аудит  должен  обеспечивать  эффективную обратную  связь  государства (пользователей  отчетности) с  субъектами хозяйствования, что  позволит  вовремя  корректировать  управляющие воздействия.

3)  Несовершенство  системы  государственного  и  общественного регулирования  аудиторской  деятельности. Отсутствует  единообразный подход к оценке предложений аудиторов заказчиками, оценке существенных условий  договора (трудоемкости,  существенности, рисков, стоимости аудиторских услуг) и необходимой для этого информации. Не разработана система  допуска  к  обязательному  аудиту,  законодательно  не  закреплено понятие «качество аудита», несовершенна система страхования гражданской ответственности. Аудиторы  не  имеют  профессиональной  организации, обеспечивающей  связь  между  аудиторами  и  органами  государственной власти, разработку  и  внедрение  механизма  противодействия  демпингу. Аудиторы уклоняются от своей доли затрат на формирование  национального аудита. Это привело к тому, что на практике аудит, в значительной степени, регулируется  неформальными  институтами, а  также  недобросовестными заказчиками  и  аудиторами. Проблема  демпинга  и  ограничения  объема аудиторских процедур состоит в том, что часто заказчиком аудита является менеджмент, интересы  которого  могут  расходиться  с  интересами собственников и иных пользователей бухгалтерской  отчетности.  

4) Ограниченные  возможности большинства аудиторских компаний.   Выражаются  в  малочисленности, невысокой  финансовой  устойчивости, зависимости от заказчика, недостаточном уровне квалификации, отсутствии практики  международного  аудита, незначительном  потенциале  развития. Стагнации  отрасли  способствует  ориентация  государства  на  развитие индивидуального  предпринимательства  в  аудите. Поэтому  основным направлением  деятельности  национальных  аудиторов  является  налоговый аудит  либо  аудит  по  специальному  заданию, бухгалтерские  услуги, что приводит  к  неконтролируемому  демпингу. Это  подтверждается  низкой рентабельностью  аудиторских  организаций,  не  позволяющей  внедрять современные  технологии, а  также  паритетом  численности  аудиторов-индивидуальных предпринимателей и аудиторов, являющихся работниками аудиторских  организаций.

5) Отсутствие международного признания национального аудита.            Аудиторские  заключения  национальных  аудиторских  организаций  не признаются  за  территорией  Республики  Беларусь. Международному признанию  белорусского  аудита   будет  способствовать  вступление профессиональных общественных организаций аудиторов в  международную федерацию бухгалтеров (IFAC). Для вступления в (IFAC) необходимо, чтобы организация была  признана законно, т.е. Законом Республики Беларусь «Об аудиторской  деятельности» должны  быть  определены  ее  права  и обязанности.   Критерии  членства  в IFAC требуют, чтобы  организация, претендующая  на  вступление  в IFAC, участвовала  в  профессиональном регулировании правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности или содействовала  этому  процессу. Кандидаты  на  членство IFAC должны продемонстрировать, что  они  с  должным  усердием  стремятся  быть принятыми в члены IFAC (добровольность членства, соглашения о взаимном признании  другими  организациями).  Членство  в IFAC требует, чтобы организация  активно  участвовала  в  деятельности IFAC и  способствовала продвижению программ, действий и заявлений IFAC и IASB. Кандидаты на членство IFAC должны быть материально и финансово жизнеспособны.  У кандидатов  на  членство  в IFAC должна  быть  внутренняя  операционная структура, которая предусматривает поддержку ее участников. 

 

 

3.2 Предложения по совершенствованию  аудиторского 

контроля в Республике Беларусь

 

 

Объективное развитие экономики республики требует  минимизации издержек субъектов хозяйствования, в том числе и за счет повышения качества бухгалтерской и финансовой отчетности. Практика показывает, что пользователями отчетности принимается большое количество неверных решений из-за неадекватной оценки стоимости активов, потери доверия партнеров, недооценки уровня мошенничества в организации, неточной оценки возможности продолжения бизнеса.

Далее выделены концептуальные подходы к  развитию национального аудита. Особенно важным представляется законодательное закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества.

Предлагается  объединить аудиторов в единую общественную организацию, способную установить единые правила регулирования аудиторского рынка, осуществить разработку методологии национального аудита, внедрить новые технологии, соответствовать требованиям международных стандартов аудита (МСА). Основанием для успешной реализации концепции является внедрение разработанных белорусскими учеными технологий оценки качества аудита, механизма противодействия недобросовестной конкуренции, критериев проведения тендеров и построения аудиторского рейтинга. Механизм проведения тендеров представляется в виде ввода единых для всех и доступных для контроля показателей в закрытую от внешнего воздействия программу. Оценка качества ориентирована на пользователей отчетности и возможность контроля всех проводимых аудиторами проверок. Реальное повышение качества будет обеспечиваться методологией, позволяющей осуществить выполнение национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудита. Реализация новых технологий позволит зафиксировать пределы ответственности аудиторов, обосновать параметры аудита (трудоемкость, существенность, риски) при заключении договоров, оперативно контролировать соблюдение законодательства.

Особое  внимание  следует  уделить  расширению  базы  обязательного аудита и  предусмотреть механизм контроля за уклонение от него. В процессе аудита  рассматриваются  вопросы, которые  не  контролируются  ни  одним  государственным  ведомством. К  таким  вопросам  можно  отнести: оценку искажений бухгалтерской отчетности, оценку системы внутреннего контроля субъектов хозяйствования, оценку корректности финансовых вложений. 

Контроль  за уклонение от обязательного аудита обеспечивается путем включения  сведений о проведении обязательного  аудита в государственную статистическую отчетность. 

Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития