Аудиторский контроль и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение и описание современных проблем и тенденций развития аудита в Республике Беларусь. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии аудита в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1 Теоретические основы аудиторского контроля............................................... 5
1.1 Сущность и содержание аудиторского контроля..................................... 5
1.2 Виды аудиторского контроля...................................................................... 7
1.3 Этапы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь.......... 11
2 Оценка состояния аудиторского контроля в Республике Беларусь.............. 14
2.1 Государственное регулирование аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................................
14
2.2 Оценка состояния показателей деятельности аудиторских организаций в Республике Беларусь...........................................................................................
16
3 Перспективы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь....... 22
3.1 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь...... 22
3.2 Предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь...................................................................................................
24
Заключение.............................................................................................................. 30
Список использованных источников.................................................................... 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - копия.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Необходимо  расширить  основания  для аннулирования  аттестата  аудитора,  ввести  обязательное  страхование  гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной  деятельности, ввести  обязанности  профессиональных общественных  организаций  по  созданию  страхового  фонда, определить меры  административного  и  дисциплинарного  воздействия  со  стороны Министерства  финансов  Республики  Беларусь  и  профессиональных общественных  организаций,  расширить  обязанности  аудиторских организаций,  аудиторов-индивидуальных  предпринимателей. Соответственно, должна  быть  увеличена  ответственность  субъектов хозяйствования  за  уклонение  от  проведения  аудита  и  препятствие  его проведению.

Интересам  пользователей  будет  соответствовать  развитие  такой функции  аудита, как  оценка  непрерывности  деятельности  предприятия. Аудитор  должен  оценить, дает  ли  аудируемая  бухгалтерская  отчетность уверенность  в  том, что  деятельность  субъекта  хозяйствования  будет продолжаться не менее одного года, следующего за отчетным периодом.  

Особое  внимание следует уделить повышению  качества национального аудита. Во многих случаях, заказчики аудита не представляют содержания республиканских  правил  аудиторской  деятельности, а  аудиторы, к сожалению, не  информируют  их  о  существенных  условиях  проводимого аудита (несмотря на требования правил). 

Одним из перспективных направлений развития аудита является распределение регулирования аудиторской деятельности на общественные организации, либо государство и общественные организации.

Государственное  регулирование  аудита,  помимо  существующих методов,  предлагается  осуществлять  путем  установления  права  допуска аудиторских организаций, аудиторов-индивидуальных  предпринимателей  к обязательному  аудиту, путем  разработки  единой  системы  показателей отбора аудиторов заказчиками при проведении обязательного аудита, путем разработки  показателей  рейтинга,  всесторонне характеризующих аудиторские организации, аудиторов –индивидуальных предпринимателей. Выполнение  требований  допуска  к  обязательному  аудиту  позволит выделить  аудиторские  организации,  аудиторов-индивидуальных предпринимателей, способных  осуществлять  качественный  аудит.

Функции государственного регулирования:

  • определение субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту;
  • ведение контрольного реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
  • утверждение национальных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • утверждение единой системы проведения тендеров на аудит.
  • установление ограничений допуска аудиторов к обязательному аудиту (членство в общественном объединении, уровень качества);
  • организация условий для подготовки кадров по МСФО и МСА;
  • обобщение статистической отчетности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
  • иные, установленные законодательством функции [12, с. 5].

Обязанности  контроля  за  качеством  аудита  также следует возложить и  на профессиональные общественные организации аудиторов. Таким образом, профессиональные общественные  объединения вовлекаются в процесс регулирования аудиторской деятельности и несут за это ответственность. По мере развития общественных  объединений  им  могут  быть  переданы  некоторые  функции государственного  регулирования  аудиторской  деятельности (аттестация аудиторов и др.)

Функции общественного регулирования:

  • контроль качества аудита и контроль выполнения аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь;
  • разработка и внедрение методологического обеспечения национальных и международных стандартов аудита;
  • обеспечение финансовой устойчивости национальных аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей;
  • представление интересов аудиторов в органах исполнительной и законодательной власти;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их в органы государственной власти;
  • унификация рабочей документации аудиторов с целью снижения затрат времени на выполнение работы и контроль;
  • разработка единых требований к содержанию договоров оказания аудиторских услуг с целью предотвращения недобросовестной конкуренции и упрощения контроля;
  • использование единых методик расчета трудоемкости аудита с целью реализации национальных правил и МСА на этапе планирования;
  • разработка и внедрение системы аттестации и повышения квалификации аудиторов, основанной на знании современной методологии аудита, МСА;
  • разработка системы показателей и методов их обработки для проведения тендеров на аудит с целью минимизации мошенничества;
  • ведение реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
  • досудебное урегулирование споров между аудиторами и заказчиками;
  • внедрение методики построения рейтинга аудиторских организаций и аудиторов, приближенной к международным стандартам;
  • обеспечение взаимодействия аудиторских организаций (аудиторов — индивидуальных предпринимателей) и координация их деятельности при совместном проведении аудита;
  • разработка механизма, обеспечивающего равные экономические условия деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций.
  • организация взаимодействия с органами государственного и внутреннего контроля министерств и ведомств [2].

Снижение  рисков пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности является самой  сложной задачей аудита. Перспективными представляются следующие направления ее решения:

  • контроль качества процесса аудита в соответствии с действующими правилами и МСА;
  • внедрение современных технологий оценки качества аудита как услуги, имеющей потребительские свойства;
  • реализация методики обоснования при заключении договоров на проведение аудита условий выполнения задания, методики расчета стоимости и объема оказываемых услуг, необходимого времени, уровня существенности и аудиторских рисков;
  • внедрение механизмов противодействия нарушениям этики, недобросовестной конкуренции, ограничениям объема аудиторских процедур аудиторами и заказчиками аудита [2, с. 7].

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется комплекс системных мер по гармонизации национальной системы бухгалтерского учета с МСФО. В числе этих мер — установление нормы, в соответствии с которой в формат МСФО должна в обязательном порядке трансформироваться консолидированная отчетность соответствующих коммерческих организаций. Очевидно, что в таких условиях аудиторские организации должны владеть как навыкам и трансформации отчетности в формат МСФО, так и механизмами проверки правильности такой трансформации и ее аудиторского подтверждения. К сожалению, национальные компании такими знаниями не обладают, что существенно сокращает рынок аудиторских услуг в пользу международных аудиторских компаний. Основными мерами в данном направлении развития национального аудита должны стать следующие:

  • разработка и внедрение объединением аудиторов системы контроля качества процесса аудита, соответствующей международным стандартам; обеспечение подготовки кадров по МСФО и МСА;
  • гармонизация республиканских правил с МСА;
  • взаимодействие с международными аудиторскими организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь и других странах;
  • участие в международных симпозиумах, съездах, конференциях по аудиту и бухгалтерскому учету [14, с. 20].

   Следует учесть, что развитие  национального аудита требует  серьезных финансовых, временных   и  интеллектуальных  вложений. К  сожалению, большинство   аудиторов  занимают  выжидательную   позицию, которая  в институциональной  теории  называется «проблемой  безбилетника». «Проблема  безбилетника» проявляется  в  том, что  потребитель общественного  блага  старается  уклониться  от  его  оплаты. Безбилетники хотят  пользоваться  выгодами, не  оплачивая  свою  долю  издержек. Относительно  аудита  это  означает, что  некоторые  аудиторы  будут уклоняться  от  своей  доли  затрат  на  формирование  эффективного национального аудита. 

Для  формирования  эффективного национального  аудита  необходимо сочетание следующих  факторов:

1. Позиция  представителей  власти  должна  быть  направлена  на  соблюдение  государственных  интересов (расширение  базы  обязательного аудита, применение мер государственного регулирования, способствующих развитию национальных аудиторских организаций); 

2.  Становление  профессиональной  общественной  организации аудиторов, способной  обеспечить  методическую  базу, механизмы  оценки качества, контроля  поведения ее членов;

3. Желание  и  возможности   национальных  аудиторов  защищать  интересы  пользователей  отчетности  (государства,  национальных предприятий, иностранных инвесторов) и свои собственные. 

В случае несовпадение направлений движения и скорости изменения этих  факторов   прогноз  развития  национального  аудита  скорее пессимистичный, чем  оптимистичный. Учитывая менталитет и  финансовое состояние  большинства  национальных  аудиторов, можно  предвидеть  и трудность  создания  эффективных  коалиций,  способных  преодолеть  регулирование рынка недобросовестными участниками.  Это будет означать продолжение  существующей  тенденции  расширения  своего  сегмента международными  аудиторскими  компаниями  при  медленной  стагнации  национального аудита.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

По  своей сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Деятельность  аудиторских организаций и аудиторов  – индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности.

В Республике Беларусь аудит очень  молод, ему нет 20 лет. Поэтому ему  место в нашей экономике не определено окончательно, тенденции  развития рынка аудиторских услуг  в Республике Беларусь определяют следующие  ключевые моменты.

Во-первых, отсутствие явного укрупнения и концентрации аудиторского бизнеса, определяющие количество и опережающий рост численности  аудиторов – индивидуальных предпринимателей над численностью аудиторских организаций;

Во-вторых, снижение темпов роста объема оказываемых  аудиторских услуг;

В-третьих, развиваются новые направления деятельности: услуги в области международных стандартов финансовой отчетности, информационных технологий, в области устойчивого развития бизнеса, независимые финансовые расследования, реструктуризация бизнеса, услуги связанные с выходом белорусских предприятий на международный рынок капитала, продукции и услуг.

Основные  направления, способствующие развитию рынка аудита в стране, можно свести к следующим:

  • принципиальным является соотношение двух основополагающих элементов регулирования аудиторской деятельности: государственного регулирования и саморегулирования;
  • при формировании политики государства в сфере аудиторской деятельности должен быть признан приоритетным фактор качества аудиторских услуг, включающие ценовой фактор, который направлен на увеличение полезности и эффективности аудита для экономики при целеустремленном использовании этой составляющей;
  • разработка и внедрение объединением аудиторов системы контроля качества процесса аудита, соответствующей международным стандартам; обеспечение подготовки кадров по МСФО и МСА;
  • участие в международных симпозиумах, съездах, конференциях по аудиту и бухгалтерскому учету для перенятия международного опыта.

 

Список  использованных источников

 

 

1 Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ; в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

2 Концепция развития аудита в Республике Беларусь на 2010 – 2014 гг. / Ассоциация аудиторских организаций Респ. Беларусь; редкол.: А.А. Гавриленко [и др.]. – Минск, 2010.

3 Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: учебник / Г.М. Пупко. – Минск: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – С. 96–106.

4 Крайко, И. Достоверность бухгалтерской  отчетности и существенность  искажений в аудите / И. Крайко // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. –  № 9. – С. 29–30.

5 Касперович, Е. Рейтинг – 2010: определены  лучшие / Е. Касперович // Финансы.  Учет. Аудит. – 2011. – № 5. – С. 30–31.

Информация о работе Аудиторский контроль и перспективы его развития