Авто кредитование и перспективы его развития в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РК оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач: изучить теоретические основы автокредитования;
1) рассмотреть нормативы банковского кредитования;
2) охарактеризовать особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РК
3) выявить проблемы автокредитования и наметить пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АВТОКРЕДИТОВАНИЕ КАК БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ……………………………………………………………..…………..5
1.1 Автокредит и его виды……………………………………………………….5
1.2 Условия автокредитования…………………………………………………..9
1.3 Порядок автокредитования физических лиц………………………………12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО " БТА БАНК" И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ…............................................................................................................... 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО "БТА Банк"……... 22
2.2 Организация финансовой работы АО "БТА Банк"………………………..29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….34
3.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РК……………………..34
3.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РК…………………….37
3.3 Перспективы развития автокредитования в РК…………………………....41
Заключение……………………………………………………………….............44Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения………………………………………………………………...........49

Файлы: 1 файл

курсовая по банковскому делу.docx

— 607.48 Кб (Скачать файл)

Отрасль экономики

%

Строительство

3

Оптовая торговля

19

Розничная торговля

10

Сельское хозяйство и пищевая  промышленность

12

Промышленное производство

27

СМИ и образование

4

Другие

25


 

 

 

 

  Рис. 2.3  
Структура кредитного портфеля"БТА Банк"

    Кредитный портфель АО "БТА Банк" разносторонне развит  и не имеет чрезмерной отраслевой  концентрации. В структуре выданных  банком кредитов преобладают  краткосрочные ссуды, обеспечивающие  наименьший риск и наибольшую  доходность операций. Удлинение сроков привлекаемых ресурсов обусловило увеличение доли финансирования проектов на среднесрочные и долгосрочные основах. 
    В 2005 году "БТА Банк" разработал стратегию увеличения кредитного и депозитного портфелей. 
    Рис. 2.4 
Кредитный портфель АО "БТА Банк"  в млрд. долл.

     Достижение планируемых  показателей планируется за счет: 
- Сегментации клиентской базы (формирующийся "средний класс" оценивается в качестве ключевого клиентского сегмента для розничного бизнеса) 
- Расширение банкоматной сети 
- Формирования конкурентоспособной продуктовой линейки 
- Повышения качества обслуживания 
- Активной рекламной продажи 
- Агрессивной политики по продуктовым внедрениям и инновациям 
 
2.2 Организация финансовой работы АО “ БТА Банк” 
 
Основой финансовой роботы в коммерческих банках является операционная работа. К ней относятся:

-прием и проверка правильности  денежных документов от клиентов  банка;

-подготовка документов для их  отражения в бухгалтерском учете;

-контроль за своевременностью платежей;

-оперативный учет поступления денежных средств и платежей;

-учет данных для регулирования задолженности по банковским ссудам;

-контроль за зачислением денежных средств и другие.

  Операционная работа в банке  разнообразна и сложна, что объясняется  наличием множества форм денежных  расчетов, способов и правил выдачи  и погашения ссуды, особенностей  производства платежей. В процессе  операционной работы осуществляется  контроль за совершением кассовых, расчетных и других операций. Выполнение ежедневной операционной работы и связанное с ней ведение бухгалтерского учета принято называть учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции - учетно-операционным аппаратом банка. Правильная и четкая организация учетно-операционной работы обеспечивает успешное выполнение всех функций, возложенных на банк. Все банковские операции считаются завершенными, если они отражены в бухгалтерском учете. 
   Организация учетно-операционной работы в банке включает: 
-построение учетно-операционного аппарата; 
-организацию рабочего дня и документооборота; 
-внутрибанковский контроль. 
   Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением банка и возглавляется главным бухгалтером. В структуре учетно-операционного аппарата могут быть выделены учетные группы, которые ведут счета, однородные по экономическому содержанию. Количество групп и их состав зависят о направления деятельности банка и ее масштабов. Например, ведение счетов клиентов осуществляет операционный отдел, состоящий из ответственных исполнителей. Они осуществляют обслуживание клиентов по совершаемым ими в банке расчетно-денежным операциям. Они являются доверенными работниками банка, оформляют и подписывают расчетно-платежные документы. Счета и операции распределяются между ответственными исполнителями, регистрируются в специальной книге и оформляются подписями бухгалтера и работников. 
   Учетно-операционную работу в банке обеспечивает главный бухгалтер, который занимается организационными вопросами и осуществляет контрольные функции.  
  Главный бухгалтер обеспечивает: 
-контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех операций, осуществляемых банком; 
-оформление открытия расчетных, текущих и прочих счетов клиентов; 
-контроль исправлений в лицевых счетах; 
-контроль начисления процентов по счетам; 
-контроль за использованием бланков строгого учета и обязанностей между ответственными исполнителями; 
-представление руководству банка оперативной информации; 
-составление в определенные сроки бухгалтерской отчетности; 
-осуществление экономического анализа финансовой деятельности банка. 
  Главный бухгалтер ежедневно проверяетправильность кассовых операций, полноту оприходования денег, сводку оборотов и баланс за день, и правильность формирования и хранения денежно-расчетных документов.                Главный бухгалтер обязан составить должностные инструкции работников-бухгалтеров банка с указанием закрепленных счетов и штампов; порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений в вычислительный центр или компьютерную систему; распределить права и обязанности ответственных исполнителей. В зависимости от особенностей деятельности банка, количества функций и операций по-разному может быть укомплектован штат бухгалтеров, а также различным образом комбинироваться функции бухгалтеров. Их обязанности регламентируются в перечне основных обязанностей учетно-операционных работников банка, где основные из них: соответствующая обработка поступивших документов – зачисления, перечисления или выдачи денег, законности операций, целевое назначение платежей, оформление чеков, платежных поручений и требований, справок о начислении заработной платы, соблюдение правил расчетов и другие. Все обработанные документы должны быть заверены подписью ответственного исполнителя. В зависимости от величины и специализации банка, а также объема выполненных операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия банка может иметь отделы: операционный, валютный, кредитный, депозитный, ценных бумаг, внутрибанковского контроля и другие. 
   Организация учетно-операционной работы в АО «БТА Банк» должна обеспечить выполнение следующих условий: 
-все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно, как правило, 3,5-4 часа); 
-передача обработанных документов в вычислительном центре банка ли на компьютерную систему производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее, чем за 1,5-2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня; 
-бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня; 
-платежные поручения, принятые на инкассо за два часа до окончания рабочего дня, должны быть отправлены в учреждения банка по месту нахождения счета плательщика в тот же день, а документы, поступившие в банк после окончания операционного времени, отражаются в бухгалтерском учете следующего рабочего дня; 
-платежи по имеющимся претензиям производятся за счет свободного остатка средств на начало рабочего дня и за счет денег, поступивших в банк в течение операционного дня времени; 
    -деньги, перечисленные от одногородних учреждений банков, используются для удовлетворения претензий не позднее утра следующего дня. 
    Организация учетно-операционной работы в АО «БТА Банк» направлена на быстрое и четкое обслуживание клиентов, своевременное и безошибочное отражение всех банковских операций в бухгалтерском учете. 
    За организацию рабочего дня работников банка отвечает главный бухгалтер банка. В операционных залах банка операционисты в течение рабочего дня принимают от клиентов банка платежные документы (платежные поручения, требования, аккредитивы, чеки и т.д.), тщательно их проверяют, по необходимости исправляют и визируют. В конце рабочего дня все эти документы собирают, сортируют в пачки в установленном порядке. Старший по операционному делу проверяет правильность сортировки и формирования пачек документов, устраняет ошибки, затем заводит контроль, на которой указывается вид документа, их количество и общая сумма платежа в данной пачке и ставит подпись. По всем отправляемым в основную бухгалтерию пачкам документов составляется опись в двух экземплярах, затем упаковочные пачки и второй экземпляр описи документов вкладывают в инкассаторскую сумку, которую закрывают и пломбируют. Инкассатор доставляет сумку в бухгалтерию банка для обработки документов и отражения их данных в синтетическом и аналитическом учете. При ручной обработке бухгалтерской информации ее  регистрация осуществляется в карточках, бухгалтерских книга, бухгалтерских журналах, оборотных ведомостях и ежедневном балансе. 
    В настоящее время обработка информации, ее регистрация производятся в основном на компьютерной технике по специально разработанной программе. В результате ввода первичной бухгалтерской информации, отраженной в документах и ее обработки бухгалтерия получает все необходимые выходные данные (распечатки) как аналитического, так и синтетического характера, отчетные формы, балансы и другие. Главный бухгалтер или его заместитель контролируют операции по переадресовке и возврату сумм, дополнительному взысканию пени, закрытию текущих и расчетных счетов и другим внутрибанковским операциям. Контролерами проверяются расчетно-денежные документы и записи в аналитическом учете по счетам вкладов граждан, взысканию штрафов, операциям основной деятельности, внебалансовым счетам и другие. При совершении кассовых операций контролируются законность операций, правильность оформления кассовых документов, наличие подписи ответственного исполнителя. Главный бухгалтер следит за оформлением открытия расчетных, текущих счетов клиентов, организует контроль и повсеместное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной работы. Главный бухгалтер и его заместитель контролируют исправление на лицевых счетах, открытие и закрытие счетов, начисление процентов по ним, использование бланков строгой отчетности, квитанции о приеме наличных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА  АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН  В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

3.1 Этапы формирования  рынка автокредитования в РК

 

Исследуя историю развития автокредитования в РК можно условно выделить три  этапа. Первый этап - до 1998 года - «зачаточное» состояние, это время иностранного финансирования, «запредельных» процентов  и жестких ограничений для  заемщиков. Второй этап - с 1998-го по 2002 год, когда российский рынок автокредитования начал делать первые самостоятельные  шаги, характеризуется адаптацией западных схем кредитования для России, и  ограниченным числом банков, предоставляющих  кредиты. Третий этап начался в 2003 году. Это период бурного роста рынка  автокредитования. Если в начале 2002 года услугу автокредитования предоставляли  всего около десяти банков, то в 2003 году только в Алмате было уже более 30 реальных игроков этого сегмента бизнеса. С каждым годом их число росло в геометрической пропорции [13, С.52].

Началась активная борьба за клиента, банки начали снижать процентные ставки, и пошли в сегмент кредитования отечественных автомобилей.

Самыми характерными для российского  рынка кредитования чертами являются его молодость, динамичность развития и высокий потенциал.

Первые покупки автомобилей  в кредит в Казахстане были совершены  не более десяти лет назад. Стремясь привлечь потребителей, банки начинают предлагать разнообразные кредитные  программы. Проценты за пользование  кредитом подошли к своему минимальному порогу - ставке рефинансирования. Для  расширения круга потенциальных  заемщиков банки увеличивают  срок кредитования до 5-7 лет, минимизируют количество документов, требуемых для  оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают «экспресс»- оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как «кредит с обратным выкупом» и «кредит на автомобиль с пробегом»  и ряд других [8, С.5].

Стабилизация процентных ставок. В 2006-2007 годах снижение стабилизация процентных ставок по кредитам практически  прекратилось.

Конкуренция на двух крупнейших казахстанских  рынках (Алмата и Астана) стала очень высокой, и дальнейшее развитие идет в основном за счет развития крупных сетевых игроков и «нишевых» проектов. Развитие региональных программ столичными банками приводит к дополнительной конкуренции на местном уровне. Тем не менее, по некоторым данным потребность в кредитах в казахстанских регионах сейчас удовлетворяется пока еще не в полном объеме.

Если раньше банки, стремясь получить свою выгоду, маскировали затраты  по кредиту, взимая различные комиссии, обязывая покупать страховку только у «своих» страховых компаний, то теперь программы автокредитования видоизменяются в интересах покупателя.

Усилению конкуренции на рынке  автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных  автопроизводителей. (см раздел «Автокредиты от производителей»).

Автокредитование продолжает оставаться основной движущей силой российского  автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как  в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок  кредитных ресурсов.

Семь лет назад (в 2002 году), по оценке, с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч  автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн. USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к  емкости этого рынка еще около 1 млрд. USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч  автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд. USD [30].

Очередной, 2005 год показал более  чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных  денег было продано порядка 500 тысяч  легковых автомобилей, а объем рынка  увеличился до 5,5 млрд. USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы [30].

В 2006 году автокредитование охватило более 60% рынка - 750 тыс. автомобилей, а  финансовая ёмкость этого сегмента бизнеса выросла до 10 млрд. USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного  рынка [30].

В 2007 году все основные тенденции  сохранились. В 2007 году из 2,4 млн. проданных  на российском рынке автомобилей - 1,15 млн. были приобретены с использованием различных кредитных схем. Суммарная  емкость рынка автокредитования составила 16 млрд. USD, а стоимость  одного «среднестатистического» кредита  выросла до 13,9 тыс. USD [30].

К концу 2008 года незначительно возрос объем продаж-1,65 млн. авто. Суммарная  емкость рынка-32,7 млрд. USD [30].

На первоначальном этапе развития рынка автокредитования в Казахстане(2000-2002гг), когда кредиты предоставляли  всего несколько банков, выбор  программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант  с достаточно жесткими условиями. С  развитием рынка и роста числа  игроков, усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных  программ. К настоящему времени можно  выделить следующие типовые программы  кредитования: Классический автокредит; Экспресс-кредит; Беспроцентное кредитование; Кредит без первоначального взноса; Buy-back («обратный выкуп»); Автокредитование без страховки; Кредит на покупку автомобиля у частных лиц; Кредит на подержанный автомобиль; Рефинансирование автокредита и порядка десятка других программ, встречающихся реже.

В годы начала формирования рынка  автокредитования в Казахстане доминировали банки с иностранным капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать  розничное кредитование и, в частности, автокредитование, стали «набирать  обороты». Если обратиться к данным за прошедшие четыре года, то можно  увидеть, что на протяжении 2004-2006 годов  лидером по объему выданных кредитов оставался «БТА», а по итогам 2007 года лидер сменился.

Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в течение последних двух лет  – это усиление интереса столичных  банков к регионам. Так, из топ-«двадцатки» самых «автокредитных» банков по итогам 2007 года, 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах [10, С.11].

Стремительное развитие авторынка  в России потянуло за собой и развитие рынка автокредитования. Казахстанские  автопроизводители начали развивать  собственные кредитные программы, большинство иностранных производителей выдают кредиты, заключая партнерские  соглашения с российскими банками  или филиалами крупнейших западных банков.

Одной из первых иностранных компаний в Казахстана, предоставивших частным  лицам возможность приобретать  свои автомобили в кредит (2000г.), стала  компания Ford. В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в Казахстан и свои финансовые сервисы совместно с казахстанскими банками – БТА, Halykbank, Aliancebank.

Компания Toyota первой из мировых производителей открыла собственный банк в Казахстане. 21 июня 2007 г. С 1 октября 2007 года осуществляет свою деятельность DaimlerChryslerBankRus (ныне – "Mercedes-BenzBank ").

В качестве примера - данные по Сбербанку:

Кредиты предоставляются по одной  из следующих программ:

«Связанная программа»: кредиты  на покупку автомобиля (других транспортных средств) в сети торговых организаций, осуществляющих их реализацию, заключивших  с Банком договор о сотрудничестве по программе целевого кредитования граждан.

«Стандартная программа»: кредиты  на покупку автомобиля у официальных  дилеров без заключения договора о сотрудничестве.

За время становления российского рынка автокредитования многое изменилось количество банков, предлагаемых этот вид кредитования, условия, количество и качество программ автокредитования, пакет документов, необходимый для оформления кредита и так дале. На сегодняшний день он, как мне кажется, представляет собой полноценно развитый вид банковского кредита.

 

 

 

 

3.2 Рынок автокредитования  на современном этапе в РК

 

Еще где-то до середины 2008 года банки  и заемщиков ждала радостная  перспектива сотрудничества. Оформить автомобиль в кредит было достаточно несложно, процентные ставки были достаточно выгодными для обоих, на рынок  автокредитования выходили новые игроки, рост продаж с каждым днем существенно  повышался и должен был побить рекордный рост продаж в 2009 году. И  все по прогнозам аналитиков должно было быть хорошо, но с наступлением кризиса ситуация кардинально изменилась и заставила аналитиков и банки  пересмотреть свои прогнозы на этот год (Приложение 3).

Сейчас положение осложнилось  из-за существенного ослабления национальной валюты в Казахстане, а также неопределенностью  с дальнейшими курсами доллара  и евро. Именно поэтому многие банки  и кредитные организации предпочитают не спешить с выдачей автокредитов или выдают их только самым надежным заемщикам. Стоит отметить, что проценты, под которые выдается кредит на автомобиль очень высокие, в среднем процентная ставка выросла в полтора, а в  некоторых банках даже в два раза, тем самым сократив в 2009 году количество желающих оформить автокредит [30].

Сейчас люди предпочитают подождать  с оформлением автокредита, чем  брать его под такие высокие  проценты. Покупки автомобилей за наличные деньги, тоже значительно  сократились среди населения  России. По данным на 2009 год оформить автомобиль в кредит можно только в очень крупных банках, так  многие небольшие банки или кредитные  организации на данный момент предпочитают выйти из игры и подождать лучших времен, чтобы выйти из кризиса  с наименьшими потерями.

Что касается повышения кредитных  ставок, то в этом случае особых изменений  нет. Банки предпочитают не повышать процентные ставки, которые и так  уже практически подошли к  своему максимуму. Повышение процентных ставок на автокредитование может грозить  исчезновением спроса на этот вид  кредита, что уж никак не выгодно  для банков. А на понижение процентных ставок можно рассчитывать только в  том случае, если иностранные компании предложат специальные льготные программы кредитования, которые  будут выгодны как для банков, так и для потребителей.

Мировой финансовый кризис вынудил  банки резко повысить ставки по кредитам на автомобили. Данные меры отразились на поведении потенциальных заемщиков: одна часть переориентировалась  на более дешевые автомобили, вторая часть - предпочла отложить приобретение автомобиля до лучших времен. Отмечается, если говорить об условиях, то дело не только в размере процентных ставок. К примеру, высокий порог первоначального  взноса также делает этот продукт  недоступным для многих потенциальных заемщиков. Более того, негативно сказался рост цен на автомобили.

По данным PricewaterhouseCoopers действительно, средняя рублевая стоимость автомобилей в первом полугодии 2009 года выросла на 13%, за это же время, по подсчетам аналитиков PWC, в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РК, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого транспорта в РК упали ровно в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года [26 С-23].

Информация о работе Авто кредитование и перспективы его развития в Республике Казахстан