Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:41, курсовая работа
Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РК оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач: изучить теоретические основы автокредитования;
1) рассмотреть нормативы банковского кредитования;
2) охарактеризовать особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РК
3) выявить проблемы автокредитования и наметить пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. АВТОКРЕДИТОВАНИЕ КАК БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ……………………………………………………………..…………..5
1.1 Автокредит и его виды……………………………………………………….5
1.2 Условия автокредитования…………………………………………………..9
1.3 Порядок автокредитования физических лиц………………………………12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АО " БТА БАНК" И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ В БАНКЕ…............................................................................................................... 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО "БТА Банк"……... 22
2.2 Организация финансовой работы АО "БТА Банк"………………………..29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….34
3.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РК……………………..34
3.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РК…………………….37
3.3 Перспективы развития автокредитования в РК…………………………....41
Заключение……………………………………………………………….............44Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения………………………………………………………………...........49
Отрасль экономики |
% |
Строительство |
3 |
Оптовая торговля |
19 |
Розничная торговля |
10 |
Сельское хозяйство и пищевая промышленность |
12 |
Промышленное производство |
27 |
СМИ и образование |
4 |
Другие |
25 |
Рис. 2.3
Структура кредитного портфеля"БТА
Банк"
Кредитный портфель АО
"БТА Банк" разносторонне развит
и не имеет чрезмерной
В 2005 году "БТА Банк" разработал
стратегию увеличения кредитного и депозитного
портфелей.
Рис. 2.4
Кредитный портфель АО "БТА Банк"
в млрд. долл.
Достижение планируемых
показателей планируется за
- Сегментации клиентской базы (формирующийся
"средний класс" оценивается в качестве
ключевого клиентского сегмента для розничного
бизнеса)
- Расширение банкоматной сети
- Формирования конкурентоспособной продуктовой
линейки
- Повышения качества обслуживания
- Активной рекламной продажи
- Агрессивной политики по продуктовым
внедрениям и инновациям
2.2 Организация финансовой работы АО “
БТА Банк”
Основой финансовой роботы в коммерческих
банках является операционная работа.
К ней относятся:
-прием и проверка
-подготовка документов для их
отражения в бухгалтерском
-контроль за своевременностью платежей;
-оперативный учет поступления денежных средств и платежей;
-учет данных для регулирования задолженности по банковским ссудам;
-контроль за зачислением денежных средств и другие.
Операционная работа в банке
разнообразна и сложна, что объясняется
наличием множества форм
Организация учетно-операционной
работы в банке включает:
-построение учетно-операционного аппарата;
-организацию рабочего дня и документооборота;
-внутрибанковский контроль.
Бухгалтерия является самостоятельным
структурным подразделением банка и возглавляется
главным бухгалтером. В структуре учетно-операционного
аппарата могут быть выделены учетные
группы, которые ведут счета, однородные
по экономическому содержанию. Количество
групп и их состав зависят о направления
деятельности банка и ее масштабов. Например,
ведение счетов клиентов осуществляет
операционный отдел, состоящий из ответственных
исполнителей. Они осуществляют обслуживание
клиентов по совершаемым ими в банке расчетно-денежным
операциям. Они являются доверенными работниками
банка, оформляют и подписывают расчетно-платежные
документы. Счета и операции распределяются
между ответственными исполнителями,
регистрируются в специальной книге и
оформляются подписями бухгалтера и работников.
Учетно-операционную работу в банке
обеспечивает главный бухгалтер, который
занимается организационными вопросами
и осуществляет контрольные функции.
Главный бухгалтер обеспечивает:
-контроль и отражение на счетах бухгалтерского
учета всех операций, осуществляемых банком;
-оформление открытия расчетных, текущих
и прочих счетов клиентов;
-контроль исправлений в лицевых счетах;
-контроль начисления процентов по счетам;
-контроль за использованием бланков строгого
учета и обязанностей между ответственными
исполнителями;
-представление руководству банка оперативной
информации;
-составление в определенные сроки бухгалтерской
отчетности;
-осуществление экономического анализа
финансовой деятельности банка.
Главный бухгалтер ежедневно проверяетправильность
кассовых операций, полноту оприходования
денег, сводку оборотов и баланс за день,
и правильность формирования и хранения
денежно-расчетных документов.
Главный бухгалтер обязан составить должностные
инструкции работников-бухгалтеров банка
с указанием закрепленных счетов и штампов;
порядок ведения и регистрации операций
в книгах, журналах или передачи обработанных
сведений в вычислительный центр или компьютерную
систему; распределить права и обязанности
ответственных исполнителей. В зависимости
от особенностей деятельности банка, количества
функций и операций по-разному может быть
укомплектован штат бухгалтеров, а также
различным образом комбинироваться функции
бухгалтеров. Их обязанности регламентируются
в перечне основных обязанностей учетно-операционных
работников банка, где основные из них:
соответствующая обработка поступивших
документов – зачисления, перечисления
или выдачи денег, законности операций,
целевое назначение платежей, оформление
чеков, платежных поручений и требований,
справок о начислении заработной платы,
соблюдение правил расчетов и другие.
Все обработанные документы должны быть
заверены подписью ответственного исполнителя.
В зависимости от величины и специализации
банка, а также объема выполненных операций
могут быть выбраны различные варианты
организации бухгалтерского аппарата.
Бухгалтерия банка может иметь отделы:
операционный, валютный, кредитный, депозитный,
ценных бумаг, внутрибанковского контроля
и другие.
Организация учетно-операционной
работы в АО «БТА Банк» должна обеспечить
выполнение следующих условий:
-все операции с документами, принятыми
от клиентов в течение операционного времени,
отражаются в бухгалтерском учете в тот
же день (операционное время устанавливается
банком самостоятельно, как правило, 3,5-4
часа);
-передача обработанных документов в
вычислительном центре банка ли на компьютерную
систему производится в течение рабочего
дня по графику, но не позднее, чем за 1,5-2
часа до его окончания, для того чтобы
ввести необходимую информацию, обработать
ее для составления отчетности текущего
дня;
-бухгалтерский ежедневный баланс составляется
не позднее следующего рабочего дня;
-платежные поручения, принятые на инкассо
за два часа до окончания рабочего дня,
должны быть отправлены в учреждения банка
по месту нахождения счета плательщика
в тот же день, а документы, поступившие
в банк после окончания операционного
времени, отражаются в бухгалтерском учете
следующего рабочего дня;
-платежи по имеющимся претензиям производятся
за счет свободного остатка средств на
начало рабочего дня и за счет денег, поступивших
в банк в течение операционного дня времени;
-деньги, перечисленные от одногородних
учреждений банков, используются для удовлетворения
претензий не позднее утра следующего
дня.
Организация учетно-операционной
работы в АО «БТА Банк» направлена на быстрое
и четкое обслуживание клиентов, своевременное
и безошибочное отражение всех банковских
операций в бухгалтерском учете.
За организацию рабочего дня
работников банка отвечает главный бухгалтер
банка. В операционных залах банка операционисты
в течение рабочего дня принимают от клиентов
банка платежные документы (платежные
поручения, требования, аккредитивы, чеки
и т.д.), тщательно их проверяют, по необходимости
исправляют и визируют. В конце рабочего
дня все эти документы собирают, сортируют
в пачки в установленном порядке. Старший
по операционному делу проверяет правильность
сортировки и формирования пачек документов,
устраняет ошибки, затем заводит контроль,
на которой указывается вид документа,
их количество и общая сумма платежа в
данной пачке и ставит подпись. По всем
отправляемым в основную бухгалтерию
пачкам документов составляется опись
в двух экземплярах, затем упаковочные
пачки и второй экземпляр описи документов
вкладывают в инкассаторскую сумку, которую
закрывают и пломбируют. Инкассатор доставляет
сумку в бухгалтерию банка для обработки
документов и отражения их данных в синтетическом
и аналитическом учете. При ручной обработке
бухгалтерской информации ее регистрация
осуществляется в карточках, бухгалтерских
книга, бухгалтерских журналах, оборотных
ведомостях и ежедневном балансе.
В настоящее время обработка
информации, ее регистрация производятся
в основном на компьютерной технике по
специально разработанной программе.
В результате ввода первичной бухгалтерской
информации, отраженной в документах и
ее обработки бухгалтерия получает все
необходимые выходные данные (распечатки)
как аналитического, так и синтетического
характера, отчетные формы, балансы и другие.
Главный бухгалтер или его заместитель
контролируют операции по переадресовке
и возврату сумм, дополнительному взысканию
пени, закрытию текущих и расчетных
счетов и другим внутрибанковским операциям.
Контролерами проверяются расчетно-денежные
документы и записи в аналитическом учете
по счетам вкладов граждан, взысканию
штрафов, операциям основной деятельности,
внебалансовым счетам и другие. При совершении
кассовых операций контролируются законность
операций, правильность оформления кассовых
документов, наличие подписи ответственного
исполнителя. Главный бухгалтер следит
за оформлением открытия расчетных, текущих
счетов клиентов, организует контроль
и повсеместное наблюдение за его осуществлением
на всех участках учетно-операционной
работы. Главный бухгалтер и его заместитель
контролируют исправление на лицевых
счетах, открытие и закрытие счетов, начисление
процентов по ним, использование бланков
строгой отчетности, квитанции о приеме
наличных денег.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
3.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РК
Исследуя историю развития автокредитования в РК можно условно выделить три этапа. Первый этап - до 1998 года - «зачаточное» состояние, это время иностранного финансирования, «запредельных» процентов и жестких ограничений для заемщиков. Второй этап - с 1998-го по 2002 год, когда российский рынок автокредитования начал делать первые самостоятельные шаги, характеризуется адаптацией западных схем кредитования для России, и ограниченным числом банков, предоставляющих кредиты. Третий этап начался в 2003 году. Это период бурного роста рынка автокредитования. Если в начале 2002 года услугу автокредитования предоставляли всего около десяти банков, то в 2003 году только в Алмате было уже более 30 реальных игроков этого сегмента бизнеса. С каждым годом их число росло в геометрической пропорции [13, С.52].
Началась активная борьба за клиента, банки начали снижать процентные ставки, и пошли в сегмент кредитования отечественных автомобилей.
Самыми характерными для российского рынка кредитования чертами являются его молодость, динамичность развития и высокий потенциал.
Первые покупки автомобилей в кредит в Казахстане были совершены не более десяти лет назад. Стремясь привлечь потребителей, банки начинают предлагать разнообразные кредитные программы. Проценты за пользование кредитом подошли к своему минимальному порогу - ставке рефинансирования. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до 5-7 лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают «экспресс»- оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как «кредит с обратным выкупом» и «кредит на автомобиль с пробегом» и ряд других [8, С.5].
Стабилизация процентных ставок. В 2006-2007 годах снижение стабилизация процентных ставок по кредитам практически прекратилось.
Конкуренция на двух крупнейших казахстанских рынках (Алмата и Астана) стала очень высокой, и дальнейшее развитие идет в основном за счет развития крупных сетевых игроков и «нишевых» проектов. Развитие региональных программ столичными банками приводит к дополнительной конкуренции на местном уровне. Тем не менее, по некоторым данным потребность в кредитах в казахстанских регионах сейчас удовлетворяется пока еще не в полном объеме.
Если раньше банки, стремясь получить свою выгоду, маскировали затраты по кредиту, взимая различные комиссии, обязывая покупать страховку только у «своих» страховых компаний, то теперь программы автокредитования видоизменяются в интересах покупателя.
Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей. (см раздел «Автокредиты от производителей»).
Автокредитование продолжает оставаться основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов.
Семь лет назад (в 2002 году), по оценке, с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн. USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд. USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд. USD [30].
Очередной, 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд. USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы [30].
В 2006 году автокредитование охватило
более 60% рынка - 750 тыс. автомобилей, а
финансовая ёмкость этого сегмента
бизнеса выросла до 10 млрд. USD, то
есть почти в два раза больше,
чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование
приобрело черты
В 2007 году все основные тенденции
сохранились. В 2007 году из 2,4 млн. проданных
на российском рынке автомобилей - 1,15
млн. были приобретены с использованием
различных кредитных схем. Суммарная
емкость рынка автокредитования
составила 16 млрд. USD, а стоимость
одного «среднестатистического»
К концу 2008 года незначительно возрос объем продаж-1,65 млн. авто. Суммарная емкость рынка-32,7 млрд. USD [30].
На первоначальном этапе развития рынка автокредитования в Казахстане(2000-2002гг), когда кредиты предоставляли всего несколько банков, выбор программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант с достаточно жесткими условиями. С развитием рынка и роста числа игроков, усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных программ. К настоящему времени можно выделить следующие типовые программы кредитования: Классический автокредит; Экспресс-кредит; Беспроцентное кредитование; Кредит без первоначального взноса; Buy-back («обратный выкуп»); Автокредитование без страховки; Кредит на покупку автомобиля у частных лиц; Кредит на подержанный автомобиль; Рефинансирование автокредита и порядка десятка других программ, встречающихся реже.
В годы начала формирования рынка автокредитования в Казахстане доминировали банки с иностранным капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать розничное кредитование и, в частности, автокредитование, стали «набирать обороты». Если обратиться к данным за прошедшие четыре года, то можно увидеть, что на протяжении 2004-2006 годов лидером по объему выданных кредитов оставался «БТА», а по итогам 2007 года лидер сменился.
Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в течение последних двух лет – это усиление интереса столичных банков к регионам. Так, из топ-«двадцатки» самых «автокредитных» банков по итогам 2007 года, 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах [10, С.11].
Стремительное развитие авторынка
в России потянуло за собой и развитие
рынка автокредитования. Казахстанские
автопроизводители начали развивать
собственные кредитные
Одной из первых иностранных компаний в Казахстана, предоставивших частным лицам возможность приобретать свои автомобили в кредит (2000г.), стала компания Ford. В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в Казахстан и свои финансовые сервисы совместно с казахстанскими банками – БТА, Halykbank, Aliancebank.
Компания Toyota первой из мировых производителей открыла собственный банк в Казахстане. 21 июня 2007 г. С 1 октября 2007 года осуществляет свою деятельность DaimlerChryslerBankRus (ныне – "Mercedes-BenzBank ").
В качестве примера - данные по Сбербанку:
Кредиты предоставляются по одной из следующих программ:
«Связанная программа»: кредиты на покупку автомобиля (других транспортных средств) в сети торговых организаций, осуществляющих их реализацию, заключивших с Банком договор о сотрудничестве по программе целевого кредитования граждан.
«Стандартная программа»: кредиты на покупку автомобиля у официальных дилеров без заключения договора о сотрудничестве.
За время становления российского рынка автокредитования многое изменилось количество банков, предлагаемых этот вид кредитования, условия, количество и качество программ автокредитования, пакет документов, необходимый для оформления кредита и так дале. На сегодняшний день он, как мне кажется, представляет собой полноценно развитый вид банковского кредита.
3.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РК
Еще где-то до середины 2008 года банки и заемщиков ждала радостная перспектива сотрудничества. Оформить автомобиль в кредит было достаточно несложно, процентные ставки были достаточно выгодными для обоих, на рынок автокредитования выходили новые игроки, рост продаж с каждым днем существенно повышался и должен был побить рекордный рост продаж в 2009 году. И все по прогнозам аналитиков должно было быть хорошо, но с наступлением кризиса ситуация кардинально изменилась и заставила аналитиков и банки пересмотреть свои прогнозы на этот год (Приложение 3).
Сейчас положение осложнилось
из-за существенного ослабления национальной
валюты в Казахстане, а также неопределенностью
с дальнейшими курсами доллара
и евро. Именно поэтому многие банки
и кредитные организации
Сейчас люди предпочитают подождать с оформлением автокредита, чем брать его под такие высокие проценты. Покупки автомобилей за наличные деньги, тоже значительно сократились среди населения России. По данным на 2009 год оформить автомобиль в кредит можно только в очень крупных банках, так многие небольшие банки или кредитные организации на данный момент предпочитают выйти из игры и подождать лучших времен, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями.
Что касается повышения кредитных ставок, то в этом случае особых изменений нет. Банки предпочитают не повышать процентные ставки, которые и так уже практически подошли к своему максимуму. Повышение процентных ставок на автокредитование может грозить исчезновением спроса на этот вид кредита, что уж никак не выгодно для банков. А на понижение процентных ставок можно рассчитывать только в том случае, если иностранные компании предложат специальные льготные программы кредитования, которые будут выгодны как для банков, так и для потребителей.
Мировой финансовый кризис вынудил
банки резко повысить ставки по кредитам
на автомобили. Данные меры отразились
на поведении потенциальных
По данным PricewaterhouseCoopers действительно, средняя рублевая стоимость автомобилей в первом полугодии 2009 года выросла на 13%, за это же время, по подсчетам аналитиков PWC, в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РК, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого транспорта в РК упали ровно в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года [26 С-23].
Информация о работе Авто кредитование и перспективы его развития в Республике Казахстан