Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать формы взаимодействия страховых компаний и банков, в том числе банковского страхования, а также проблемы и перспективы его развития в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть понятие банкострахования;
• проанализировать особенности развития банкострахования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
• определить основные тенденции и перспективы развития банкострахования в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 5
1. Теоретические основы банкострахования…………………………………... 7
1.1 Понятие и формы банкострахования…………………………………….… 7
1.2 Общие характеристики продуктов банкострахования……………….....… 16
2. Практика организации банкострахования………………………………...… 20
2.1 Особенности банкострахования в зарубежных странах………………..… 20
2.2 Развитие банкострахования в Республике Беларусь……………………… 28
3. Перспективы развития банкострахования в Республике Беларусь……...… 34
Заключение………………………………………………………………….….... 38
Список использованных источников……………………………..……….…… 40
Приложение А. Элементы системы банковского страхования……………….
Приложение Б. Перечень видов добровольного страхования, по которым предоставляются скидки……………………………………... 42
Процесс объединения капиталов банка и страховых компаний был стимулирован решениями правительств некоторых стран, которые позволили банкам и страховым компаниям владеть значительными долями акций друг друга.
Слияние и поглощение (M&A) – это механизмы развития бизнеса, с помощью которых банк либо страховщик намерены достигать своих стратегических целей. Применительно в целях создания универсального финансового института в качестве объекта поглощения выбирается компания, которая наиболее удачным образом дополняет собственные капиталы продаж, продуктовый ряд или клиентский массив. Стратегия M&A является наиболее распространенной и доказавшей свою эффективность стратегией реализации банковского страхования среди общемировых лидеров финансовых рынков.
Под полной интеграцией банка и страховой компании подразумевается экономический и управленческий аспекты такой интеграции, а не юридический аспект, так как законодательство большинства стран непосредственное объединение страховой и банковской деятельности в рамках одного юридического лица запрещается.
Возможные следующие варианты осуществления процесса создания и ведения совместного бизнеса в финансовом секторе экономики:
Другая форма объединения бизнеса – учреждение новой зависимой компании. Чаще всего под этим подразумевается учреждение карманного страховщика банком (кэптивной компании). Основное достоинство данного способа вхождения в банковское страхование – это возможность для банка построить компанию с нуля с учетом своих планов стратегического развития страхового бизнеса и с учетом тех качеств, которые банк планирует получить в конечном итоге.
Можно отметить, что несмотря на высокий уровень затрат на первоначальном этапе, создание кэптивной страховой компании будет, пожалуй, оптимальным вариантом вхождения в область банкострахования для банка. Эта форма, по сути, является предпосылкой для создания финансового супермаркета, если банк имеет такую цель.
Финансовый супермаркет
В банковском словаре дается следующее определение: «Финансовый супермаркет — концепция роли коммерческих банков для частной клиентуры, согласно которой каждый клиент должен удовлетворять в банке не только потребности в банковском обслуживании, но и получать как можно более широкий спектр услуг, как то: страхование, финансовый консалтинг и другое». Это означает консолидацию в одном месте различного рода финансовых услуг (по видам и направлениям), направленных на удовлетворение интересов граждан и организаций.
Участниками таких проектов могут быть инвестиционные и лизинговые компании, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, брокеры, риэлторские, строительные, ипотечные компании и агентства недвижимости, финансовые консультанты и страховые компании, юридические и аудиторские компании, автосалоны, вузы и т.д. И такие проекты выстраиваются в банковскую «линейку» услуг, и чем больше эта линейка, тем привлекательней банк [10].
Финансовый
супермаркет –
Рисунок 1.2 – Схема построения интегрированного канала распространения финансовых услуг
Примечание
– Источник:[12, с. 65]
Основной целью создания финансового супермаркета является предоставление клиенту комплексной финансовой услуги, в которой совмещены банковские и страховые продукты. При предоставлении такой услуги зачастую происходит совмещение каналов их распространения и координация продаж, выход на одну и ту же корпоративную и розничную клиентскую базу. Страховая компания и банк выигрывают в конкурентной борьбе за клиента в случае предоставления ему такой квалифицированной финансовой услуги.
Характерным признаком формы и обязательным условием осуществления проекта «Финансовый супермаркет» является наличие в высших органах управления достаточного числа менеджеров, не просто знакомых и с банковским и со страховым бизнесом, а мыслящих и выстраивающих стратегию развития бизнеса по конвергентному пути. Кроме того, банковская и страховая структуры управления должны быть тесно интегрированы между собой едиными каналами дистрибьюции финансовых услуг. Другими словами, для реализации такой модели развития бизнеса необходимо от тактики использования возможностей партнера для развития собственного бизнеса перейти к стратегии развития интегрированного банковско-страхового бизнеса.
Максимально
интегрированная форма
Стратегия банковского страхования, построенная по типу финансового супермаркета, может быть реализована в рамках финансовой группы или холдинга, между входящими в нее банком и страховой компанией. Основной ключ к успеху в этом случае – грамотная политика высшего менеджмента группы.
Построение и развитие бизнеса в рамках модели финансового супермаркета подразумевает создание организации с высокой степенью конвергенции страхового и банковского бизнеса. Высококонвергентная новая финансовая организация имеет свои подразделения, принцип управления которыми, как правило, основывается на традиционной вертикальной интеграции. Однако и инфраструктура, и рыночная стратегия этих подразделений объединены.Таким образом, клиентам предлагается полный портфель финансовых продуктов и услуг единой организацией, единым брендом.
Процесс создания финансового супермаркета включает в себя следующие этапы:
Основными целями создания финансового супермаркета являются:
Финансовый
супермаркет – сложная
Основными
факторами, способствующими обеспечению
повышения
В то же время, в рамках модели «финансовый супермаркет», как, впрочем, и в других моделях банковско-страхового взаимодействия на рынке финансовых услуг, могут применяться различные стратегии распространения продуктов.
Финансовые
супермаркеты в высокоразвитых странах
– отнюдь не новинка. В США они появились
еще в начале 20-х годов XX века. Сейчас банкострахование,
как один из видов финансового супермаркета,
наиболее развито в странах Бенилюкса,
Южной Европе и Америке. Как ни странно,
попытки создания таких альянсов в наиболее
консервативной Северной Европе не привели
к положительному результату.
1.2. Общие характеристики продуктов банкострахования
Банкострахование представляет собой продвижение страховых услуг через банки силами сотрудников банков и, в основном, в помещениях банков. При этом используется то обстоятельство, что клиенты банков или те, кто желает ими стать, посещают банк для проведения переговоров и оформления документов. Банкострахование подразумевает непосредственное вовлечение сотрудников банков, контактирующих по роду своей банковской работы с клиентами, в процесс заключения договоров страхования. Степень участия этих сотрудников может быть различной: от самостоятельного заключения договора и его возобновления (пролонгации), до предоставления сотрудникам страховой компании информации о готовности клиента банка к переговорам.
Степень участия зависит от:
1. технологии заключения договоров;
2. уровня профессиональной подготовки привлечённых к bancassurance сотрудников;
3. степени их загруженности основной банковской работой;
4. возможности быстрого привлечения сотрудников страховой компании к продолжению переговоров [5].
Зарубежные специалисты предлагают следующую классификацию страховых услуг в системе банковского страхования, построенную с учетом различных способов продвижения продуктов и степени интеграции партнеров.
Сопутствующие услуги. Дополнительные предложения. Основной ассортимент таких услуг состоит из стандартных продуктов страховых компаний и банков, предлагающимися и теми и другими в дополнение к собственным услугам. Другими словами, банк предлагает продукты партнера-страховщика и наоборот, тем самым реализуя стратегию перекрестных продаж. Интегрирующим основанием для совместных взаимодополняющих действий служит всесторонний анализ потребностей клиента и выявление его неудовлетворенных запросов. Как правило, эти продукты могут предлагать компании, решившие действовать в рамках совместных соглашений по распространению продуктов. Страховые и банковские услуги, реализуемые в такой модели, подвергаются лишь минимальной адаптации, необходимой для их распространения неспециализированным персоналом.
Данную группу составляют традиционные страховые и банковские продукты, не сильно отличающиеся от аналогичных услуг, которые предлагаются банками и страховыми компаниями самостоятельно.
Из
страховых услуг к данной группе
продуктов относится множество
стандартных страховых
Как правило, работа со стандартными страховыми услугами является однонаправленной, т.е. один из партнеров (банк) реализует услуги другого (страховой компании).
Помимо преимуществ относительно низких затрат на продвижение страховых услуг, банки могут задействовать кумулятивные эффекты, которые позволят сделать комплексное предложение клиенту более выгодным.
Информация о работе Банкострахование: тенденции развития в Республике Беларусь и зарубежных странах