Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: проанализировать формы взаимодействия страховых компаний и банков, в том числе банковского страхования, а также проблемы и перспективы его развития в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть понятие банкострахования;
• проанализировать особенности развития банкострахования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
• определить основные тенденции и перспективы развития банкострахования в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 5
1. Теоретические основы банкострахования…………………………………... 7
1.1 Понятие и формы банкострахования…………………………………….… 7
1.2 Общие характеристики продуктов банкострахования……………….....… 16
2. Практика организации банкострахования………………………………...… 20
2.1 Особенности банкострахования в зарубежных странах………………..… 20
2.2 Развитие банкострахования в Республике Беларусь……………………… 28
3. Перспективы развития банкострахования в Республике Беларусь……...… 34
Заключение………………………………………………………………….….... 38
Список использованных источников……………………………..……….…… 40
Приложение А. Элементы системы банковского страхования……………….
Приложение Б. Перечень видов добровольного страхования, по которым предоставляются скидки……………………………………... 42
Рисунок 2.1 – Развитие банкострахования в странах Европы
Примечание
– Источник:[21]
Данный график демонстрирует, что рисковое банковское страхование все еще недостаточно развито в большинстве Европейских стран. Он также показывает, что отсутствует сильная взаимосвязь между уровнем развития банковского страхования в сферах рискового и страхования жизни.
Однако в последнее время рост рискового банковского страхования был значительно выше роста самого рынка рискового страхования, в результате чего доля банковского страхования в большинстве стран значительно увеличилась.
Банковское страхование укрепило свои позиции в ипотечном страховании, являющимся основным направлением для рискового банковского страхования во многих европейских странах, и также увеличило присутствие в сфере авто страхования, особенно во Франции и Испании.
Банковское страхование также увеличило рыночную долю и в других видах, таких как, например, индивидуальное страхование от несчастных случаев.
Так же как и со страхованием жизни, банки применили множество моделей для рискового страхования, используя как наиболее интегрированную модель, так и не интегрированную.
Анализ бизнес-моделей, примененных основными участниками европейского рынка банковского страхования, продемонстрировал, что модели с полной собственностью и совместные предприятия являются доминирующими на рынке.
Основные конкурентные преимущества банков в страховании жизни не всегда достаточны для развития в более сложных рыночных сегментах, таких как, например, автострахование, медицинское или страхование здоровья.
В
США наиболее успешно работала модель,
при которой банками
В Европе и США модель bancassurance начала развиваться, когда и банковская, и страховая отрасли находились на этапе относительной зрелости. Компании искали способы защиты, увеличения и диверсификации своих доходов. Страхование жизни и пенсионные продукты дополняли традиционные сберегательные продукты банков, тесно связанные с предлагаемыми ими финансовыми услугами физическим лицам. Банки считали приобретение страховых активов эффективным способом выхода на рынок долгосрочных сбережений и ожидали, что страхование обеспечит низкорисковый поток доходов при умеренном использовании капитала. Рынок долгосрочных сбережений в Европе обладает впечатляющим потенциалом, учитывая демографическую структуру, и считается менее зрелым, чем рынки многих традиционных банковских продуктов.
В России же концепция bancassurance начала развиваться в период, когда и страховая, и банковская отрасли еще весьма далеки от стадии зрелости. Таким образом, bancassurance в России возникло как дополнительный канал продажи банковских и страховых услуг, а не в связи с необходимостью обеспечить рост в зрелом секторе или снизить расходы вследствие сильной конкуренции. Концепция bancassurance в России может также оказать положительное влияние на рост и развитие страхования жизни, поскольку российские банки пользуются большим доверием, чем компании, которые занимаются страхованием жизни. Кроме того, изменяя характер предоставления страховых продуктов на ранних этапах развития рынка компании, занимающиеся продажей страховых услуг через банковские каналы, предлагают дополнительные услуги своим клиентам, значительно сокращая затраты (банки в Европе сократили обычные расходы страховой компании на распространение продуктов и административные расходы на 30–50%), и предлагают клиентам полный спектр финансовых продуктов.
Банкострахование является одним из самых перспективных каналов продаж страхования в России. Ожидается, что рынок только ипотечного страхования – одного из ключевых продуктов банкострахования - достигнет $2 млрд. уже в 2012 г. [17].
Банкострахование в Российской Федерации – быстрорастущий канал продаж. На него приходится почти 15% взносов страхового рынка, полученных по добровольным видам страхования. У крупных компаний доля банковского канала в портфеле продаж еще выше. Лидеры рынка, Страховой Дом ВСК и «Росгосстрах», располагают разными стратегиями развития в этом сегменте, но продолжают активно расти. Страхование рисков заемщиков и клиентов банков - это очень важный механизм защиты от рисков как для кредитных учреждений, так и для их контрагентов.
Рынок
банкострахования сократился на 10% в 2009
году по сравнению с 2008 годом, а общий
объем рынка составил 81 млрд. рублей.
Незначительность сокращения взносов,
полученных через банковский канал,
объясняется поступлением взносов
по «старым» среднесрочным и долгосрочным
договорам - это автострахование и ипотечное
страхование, суммарная доля которых в
банковском страховании составляет 67%.
Падение рынка банкострахования по новому
бизнесу намного глубже. Объем ипотечного
кредитования сократился в 2009 году в 4,3
раза, автокредитования - в 4 раза, ипотечное
страхование и страхование КАСКО сократились
пропорционально этому (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Динамика структуры взносов по банкострахованию в 2008 – 2009 гг., млрд. рублей
Примечание
– Источник:[6]
Банковское кредитование начало постепенно восстанавливаться, соответственно, следует ожидать роста поступления страховых взносов по новому бизнесу в розничном банкостраховании. С другой стороны, срок действия среднесрочных договоров, заключенных до кризиса, в 2010-2011 годах завершится, и поток страховых премий по этим договорам иссякнет. Если в 2011 году прирост объема нового бизнеса будет незначительным, то даже несмотря на оживление кредитования может произойти краткосрочное падение рынка банкострахования.
В 2009 году объем наибольшего сегмента рынка банкострахования - розничного страхования, по оценкам «Эксперт РА», составил 62,3 млрд. рублей, страхования юридических лиц через банки – 14,7 млрд. рублей и объем страхования рисков банков – 4 млрд. рублей.
В структуре банкострахования за 2009 год существенных изменений не произошло. Как и в 2008 году наибольшую долю занимает розничное страхование через банковский канал продаж — 77%, на страхование юридических лиц через банки приходилось 18%, на страхование рисков самих банков — 5% (рисунок 2.3, рисунок 2.4).
Рисунок 2.3 - Структура взносов по банкострахованию в 2009 году
Примечание
– Источник:[16]
В
пятерку основных видов банковского
страхования в 2009 г вошли автокаско
(53,2% взносов от общего объема рынка банкострахования),
страхование залогового имущества заемщиков
(12,7%), ипотечное страхование (11,9%), страхование
жизни и здоровья заемщиков потребительских
кредитов (9,9%), ДМС сотрудников банков
(2,8%).
Рисунок 2.4 - Динамика структуры взносов по банкострахованию в 2008 – 2009 гг.
Примечание – Источник:[16]
Таблица 2.1 – Доля видов банкострахования в Российской Федерации в 2009 г.
Объем видов банкострахования в 2009 г., млн. руб. | Доля в общем объеме банкострахования, % | |
Автокредитование (КАСКО) | 43060 | 53,2 |
Страхование залогового имущества заемщиков | 10300 | 12,7 |
Ипотечное страхование (титул, залог, жизнь заемщика) | 9600 | 11,9 |
Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов, в т.ч. от НС | 8000 | 9,9 |
Иные виды страхования рисков ЮЛ | 3530 | 4,4 |
ДМС сотрудников банков | 2300 | 2,8 |
Автокредитование (ОСАГО) | 1100 | 1,4 |
Страхование товаров на складе | 690 | 0,9 |
Иные виды розничного страхования | 540 | 0,7 |
Страхование автопарка банков | 505 | 0,6 |
Страхование недвижимости банков | 500 | 0,6 |
Комплексное страхование рисков банков (ВВВ) | 270 | 0,3 |
Иные виды страхования банковских рисков | 225 | 0,3 |
Страхование товаров в обороте | 180 | 0,2 |
Страхование жизни и здоровья сотрудников банков | 105 | 0,1 |
Страхование ответственности персонала и страхование D&O | 70 | 0,1 |
Страхование эмитентов банковских карт | 25 | 0,03 |
Примечание
– Источник:[16]
Банки стали больше ценить страхование, и это уже касается не только страхования залогового имущества, но и рисков самих банков. Учтя все плюсы партнерства со страховой компанией, банки расширяют страховую защиту, необходимую для более полного покрытия рисков, а при отказе заемщиков покупать страховку банки сами стали страховать заложенное имущество.
В
структуре взносов по страхованию
рисков банков в 2009 году 57% приходилось
на добровольное медицинское страхование
сотрудников банков, по 12% приходилось
на страхование недвижимости и страхование
автопарка банков, 7% - на комплексное страхование
рисков банков (ВВВ), 3% - на страхование
жизни и здоровья сотрудников банков,
2% - на страхование ответственности персонала
и страхование D&O, 1% на страхование эмитентов
банковских карт и 6% - на иные виды (рисунок
2.5, рисунок 2.6).
Рисунок 2.5 - Структура взносов по страхованию рисков в 2009 году
Примечание
– Источник:[19]
Перспективным
направлением банкострахования в ближайшем
будущем будет комплексное
Рисунок 2.6 - Динамика структуры взносов по страхованию рисков банков в 2008 - 2009 гг.
Примечание – Источник:[19]
За
2009 год сегмент страхования
Информация о работе Банкострахование: тенденции развития в Республике Беларусь и зарубежных странах