Банковская отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Управление банком базируется на использовании полной и достоверной информации о формировании его ресурсов и их размещении, достигнутых результатах, наличии резервов на возможные потери, и обо всех других операциях банка. Обеспечивает банк такой информацией ведущийся в нем учет.
Бухгалтерский учет в банке представляет собой строго организованный, упорядоченный процесс сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении его материального имущества, денежных средств, кредитов, фондов, ценных бумаг, созданных резервов, о доходах и расходах, финансовых результатах. Бухгалтерский учет в этом качестве создается и совершенствуется самим банком на основе норм законодательства и требований регулирующих органов и предназначен для формирования полной и достоверной информации в виде систематизированных данных (отчетности) о его финансово-экономическом положении, необходимой внутренним и внешним пользователям в целях управления (анализа, планирования, регулирования и контроля) деятельностью банка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нормативная база финансовой отчетности в банке………………….5
1.1 Принципы учета в банках…………………………………………….5
1.2 Нормативные документы, регулирующие порядок составления отчетности в банках………………………………………………………6
2. Банковская отчетность…………………………………………………12
2.1 Состав, содержание и периодичность бухгалтерской отчетности в банках……………………………………………………………………...12
2.2 Виды отчетности в банках……………………………………………20
2.3 Подготовительная работа к составлению годового отчета………...27
2.4 Пояснительная записка……………………………………………….28
2.5 Финансовая отчетность кредитных организаций………………….30
2.6 Консолидированная отчетность……………………………………31
2.7 Публикуемая отчетность…………………………………………….33
2.8 Аудиторское заключение…………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………….41

Файлы: 1 файл

Банковская деятельность к-р.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

В первый рабочий день года, следующего за отчетным, кредитные организации самостоятельно принимают решение о порядке осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Филиалы кредитных организаций должны представить в территориальные учреждения Банка России по месту своего нахождения подтверждения остатков средств, учитываемых на их счетах в расчетно-кассовых центрах, не позднее третьего рабочего дня нового года. Территориальные учреждения Банка России в срок до 20 января года, следующего за отчетным, направляют полученные от филиалов подтверждения территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения головных банков кредитных организаций, которые, в свою очередь, на основе полученной информации, а также сведений, поступивших от головных банков, производят сверку остатков на счетах, открытых кредитными организациями в Банке России, и отраженных в их сводных балансах.

Начисляют и отражают на соответствующих балансовых счетах резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.

Начисляют и отражают на соответствующих балансовых счетах все причитающиеся к уплате до конца отчетного года суммы налогов на прибыль и других обязательных платежей. На основании выверенной справки налоговых органов о недоимке-переплате по налогам принимают меры по зачету имеющейся переплаты по одним налогам в счет предстоящих платежей по другим либо их возврату.

Готовят и доводят до подведомственных филиалов требования по передаче головным банкам остатков со счетов, характеризующих финансовые результаты их деятельности, при необходимости, фондов, сформированных за счет прибыли, а также требования по осуществлению других операций, разрешенных к проведению заключительными оборотами через внутрибанковские счета.

При наличии прибыли принимают меры к погашению убытков прошлых лет, а также к направлению не менее 5% от чистой прибыли на создание (пополнение) резервного фонда (если иное не предусмотрено уставом кредитной организации) до достижения им минимально установленной величины, т.е. не менее 15% от величины уставного капитала кредитных организаций.

При наличии остатков на счете № 91904 принимают меры к пополнению источников для осуществления затрат капитального характера. При отсутствии источников в целях недопущения (не увеличения) убытков рассматривают возможность прекращения осуществления данных затрат.

В сводный годовой бухгалтерский отчет кредитной организации должны быть включены отчеты всех подведомственных структурных подразделений (филиалов, отделений, представительств).

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами.

Заключительными оборотами разрешается проведение следующих операций, связанных с:

· Расчетами внутри кредитной организации, начатыми в отчетном году (за исключением операций по счетам клиентов);

· Формированием и восстановлением резервов (на возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг, на возможные потери);

· Начислением налогов;

· Распределением и перераспределением прибыли;

Определением финансовых результатов.

Порядок и сроки проведения заключительных оборотов по бюджетным счетам устанавливается отдельными нормативными актами Банка России.

 

2.4. Пояснительная записка

 

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию о кредитной организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке оценивается состояние учета в банке и подчи-ненных ему предприятиях и организациях, а также расшифровываются остатки отдельных счетов и приводятся некоторые данные, не содержащиеся в отчетности, но важные для характеристики работы учреждений банка, а также объявляется об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В пояснительной записке кредитной организации к годовому бухгалтерскому отчету должна найти отражение следующая информация:

Данные о подтверждении клиентами остатков средств, числящихся на их счетах по состоянию на 1 января (сообщается о количестве счетов, по которым не получены подтверждения остатков, их удельный вес в общем количестве открытых в кредитной организации счетов), и причины, по которым не получены подтверждения;

Результаты инвентаризации и ревизий кассы. В случае выявления излишков или недостач необходимо отметить их влияние на изменение финансового результата банка;

Результаты сверки обязательств и требований по срочным операциям, а также дебиторской задолженности с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

В случае недосоздания резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг должны быть объяснены причины этого;

При наличии в графах 4 и 5 формы N 126 остатков сообщается о произведенном перераспределении фондов с указанием номеров счетов, а также характере исправительных проводок и причинах, их вызвавших;

По кредитным организациям, в состав которых входят убыточные филиалы, должны быть приведены данные о выполнении мероприятий по устранению недостатков в их деятельности (либо мероприятий, обеспечивающих их финансовую устойчивость), за исключением планово убыточных филиалов, в случаях допущения убытков в пределах планируемых;

При отсутствии служб внутреннего контроля указать причины отсутствия, а также проводимую работу по их созданию.

 

2.5. Финансовая отчетность кредитных организаций

 

За основу при разработке форм финансовой отчетности приняты такие нормативные документы, как Европейская Директива № 86/635 "О годовой отчетности и консолидированной отчетности банков и кредитных учреждений", и нормы Комитета по международным бухгалтерским стандартам. Критерии, приведенные в этих документах, соблюдаются почти всеми коммерческими банками мира.

Главное назначение указанной отчетности сводится к расширению числа пользователей информацией и принятию ими экономических решений о целесообразности и безопасности инвестирования средств в деятельность банка. Такая информация необходима: Центральному банку, акционерам и пайщикам, юридическим и физическим лицам, которые являются заемщиками или депозиторами банка, чтобы создать и сохранить на долгий срок доверие к банку и кредитной системе в целом.

С помощью данных финансовой отчетности осуществляется процесс управления банком и защита им интересов своих клиентов, т.е. поддерживается постоянное взаимное доверие между банком и его партнерами, и, кроме того, содержание этих форм отчетности позволяет быть понятным пользователям всего мира.

Центральный Банк России 1 октября 1997 года утвердил Инструкцию "О составлении финансовой отчетности" №17.

Целью введения Инструкции является создание, с учетом использования международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимой базы данных, позволяющей кредитным организациям и надзорным органам более реально оценить показатели ликвидности, платежеспособности и доходности банков и на этой основе определить финансовое состояние банка.

В частности, такая возможность создается в результате использования метода (способа) определения финансового результата деятельности банка, основанного на заложенных данной Инструкцией принципах: разделения отчетных периодов, осторожности, начисления (наращивания) и других, позволяющих отразить в отчетности доходы, расходы и некоторые другие показатели деятельности банка, относящиеся исключительно к отчетному периоду, независимо от времени фактического поступления и расходования средств.

В Приложениях к Инструкции представлена информация о структуре активов, обязательств и собственных средствах банка, о рисках (в том числе кредитных), о качестве кредитного портфеля, а также других показателях, достаточно важных для характеристики финансового состояния банка. Кроме того, данные Приложения дают возможность представить отчетность российских банков на уровне международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности.

К Приложениям даны соответствующие комментарии, позволяющие банкам более точно и достоверно представить необходимые сведения.

Периодичность представления банками Приложений финансовой отчетности установлена Инструкцией №17.

Ответственность за достоверность данных, представленных в Приложениях к настоящей Инструкции, несет руководитель и главный бухгалтер кредитной организации.

Каждое Приложение, входящее в состав финансовой отчетности, подписывается председателем Правления и главным бухгалтером кредитной организации с указанием исполнителя и его телефона.

Вспомогательные приложения, составляемые банками для формирования общей финансовой и статистической отчетности.

Информация в разрезе каждого заемщика в Банк России не представляется. Однако территориальные учреждения Банка России вправе запрашивать сведения о крупных заемщиках.

При составлении финансовой отчетности предыдущей отчетной датой считается 1 января текущего года.

Сведения, указанные в перечисленных выше приложениях, достаточно широко характеризуют объем выполняемых банком работ, соответствуют требованиям международных стандартов в области бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Консолидированная отчетность

 

В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и со статьями 4,8,42,43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ЦБ РФ № 29-П от 12.05.98 г." Положение о консолидированной отчетности кредитных организаций" устанавливается порядок составления кредитными организациями консолидированной отчетности.

Под консолидированной отчетностью понимается отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов, а также расчет рисков на консолидированной основе.

Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций, их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) банковской или консолидированной группы. Консолидированная отчетность составляется и представляется головными кредитными организациями банковских/консолидированных групп.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковской группы в состав консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

В консолидированную отчетность включаются данные отчетности головной кредитной организации и участников по состоянию на одну отчетную дату и за один и тот же отчетный период.

Консолидированная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером головной кредитной организации банковской/консолидированной группы. Участники банковской/консолидированной группы несут ответственность за достоверность и полноту данных, представляемых головной кредитной организацией.

Головная кредитная организация банковской группы составляет консолидированную отчетность по формам:

· Форма № 801. Отчет о составе участников банковской / консолидированной группы;

· Форма № 802. Консолидированный балансовый отчет;

· Форма № 803. Консолидированный отчет о прибылях и убытках;

· Форма № 804. Отчет об открытых валютных позициях банковской /консолидированной группы;

· Форма № 805. Расчет обязательных нормативов на основе консолидированной отчетности.

· Форма № 810. Консолидированный балансовый отчет;

· Форма № 811. Консолидированный отчет о прибылях и убытках.

Консолидированная отчетность по формам № 810 и 811 составляется один раз в год и подтверждается аудиторской организацией и публикуется.

Головная кредитная организация банковской /консолидированной группы составляет консолидированную отчетность путем включения в состав своего балансового отчета и отчета о прибылях и убытках на соответствующую отчетную дату данных об участниках с использованием одного из трех методов (Приложение 1):

- метода полной консолидации;

- метода пропорциональной консолидации;

- метода эквивалентной стоимости.

Выбор метода консолидации производится головной кредитной организацией исходя из доли контроля банковской/консолидированной группы в капитале каждого участника, которая определяется как сумма следующих величин:

- удельный вес акций /долей) участника, находящихся в собственности головной кредитной организации;

Информация о работе Банковская отчетность