Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса места и роли пластиковых карт в платёжной системе России. А так же анализ развития пластиковых карт в РФ.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. История появления пластиковых карт в России, понятие и классификация банковских пластиковых карт……………………………….....5
1.1 История появления и развития пластиковых карт в России……………….5
1.2 Понятие и классификация банковских пластиковых карт…………………7
Глава 2. Анализ развития рынка пластиковых карт в России………………...17
2.1 Современное состояние рынка пластиковых карт………………………...17
2.2 Использование пластиковых карт в России………………………………..19
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России…………………………………………………………………………….25
3.1 Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России……………………………………………………...25
3.2 Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
НОУ ВПО Российский Новый Университет
Факультет экономики, управления и финансов
Курсовая работа
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему «Банковские пластиковые карты, их виды, перспективы и проблемы применения в России».
Москва, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История появления пластиковых карт в России, понятие и классификация банковских пластиковых карт……………………………….....5
1.1 История появления и развития пластиковых карт в России……………….5
1.2 Понятие и классификация банковских пластиковых карт…………………7
Глава 2. Анализ развития рынка пластиковых карт в России………………...17
2.1 Современное состояние
рынка пластиковых карт……………………
2.2 Использование пластиковых карт в России………………………………..19
Глава 3. Перспективы развития
и проблемы рынка пластиковых
карт в России…………………………………………………………
3.1 Основные тенденции и перспективы
развития рынка банковских пластиковых
карт в России……………………………………………………...
3.2 Проблемы российского
рынка пластиковых карт……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Пластиковая карта в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. "Пластиковые деньги" или "пластиковые карточки" – широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей. Все эти карточки сделаны из пластика – отсюда и их название.
Преимущества, связанные
с использованием пластиковых карточек
на российском рынке, очевидны. Это, в
первую очередь, уменьшение риска потери
денег, устранение риска традиционных
форм хищений, льготы при получении
услуг на предприятиях торговли и
сервиса, уменьшение затрат при проведении
финансовых операций, в том числе
покупок с использованием различных
валют, поскольку конвертация
Очевидно, что переход к цивилизованному денежному обращению в России предполагает превращение пластиковых карт в общепризнанный инструмент жизнедеятельности человека.
Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса места и роли пластиковых карт в платёжной системе России. А так же анализ развития пластиковых карт в РФ.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию;
- проанализировать состояние
рынка пластиковых карт в
- выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
- рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.
Объектом курсового
Курсовое исследование написано при использование специализированной литературы, законодательных документов и учебников.
Глава 1. История появления пластиковых карт в России, понятие и классификация банковских пластиковых карт.
1.1 История появления пластиковых карт в России
Первой платежной картой, пришедшей в Россию (тогда еще – в Советский Союз), видимо, следует считать карту международной платежной системы Diners Club. Именно эти карты начали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя два десятилетия, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной, отправлявшимся для участия в Олимпийских играх в Сеуле, впервые были выданы карты другой платежной системы – Visa International. Но значительного распространения международные карты по ряду причин тогда не получили. И лишь после начала развития в России системы коммерческих банков (точкой отсчета этого можно считать принятие в 1990 г. Закона «О банках и банковской деятельности») у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, ориентированного на держателей – частных лиц, появилось в России большое будущее.
В 1993 г. в России были разработаны и введены в оборот такие платежные системы на картах, как STB Card (расчетный банк – «Столичный») и Union Card (расчетный банк – Автобанк), которые быстро вышли в лидеры на рынке пластиковых карт и долгое время таковыми являлись. Обе эти платежные системы интенсивно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В итоге по состоянию на 1998 г. банками – участниками Union Card стали примерно 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в определенном смысле российский рынок был поделен – Union Card имела преобладание в регионах, STB Card – в Москве.
В России по состоянию на середину 90-х гг. прошлого века ситуация с чиповыми картами тоже была сложной. С одной стороны, ряд компаний-разработчиков стали предлагать свои решения для организации платежных систем, построенных на чиповых картах (компания «СканТек», BGS SmartcardSystems AG, ЦФТ и целый ряд других). Российские банки начали создавать на основе их решений собственные платежные системы, в том числе на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как правило, в рамках зарплатных проектов). С другой стороны, актуальной оставалась та же проблема – отсутствие единого стандарта. В итоге карты каждой платежной системы при всей их функциональной мощности участвовали только в пределах одной платежной системы. Среди платежных систем на базе карт с микросхемами в своем развитии наиболее преуспели две – «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая Корона», которые сумели выйти за границы одного региона и стать если и не национальными по значению, то общероссийскими по степени охвата регионов. Вместе с тем отечественные платежные системы остаются серьезными игроками на карточном рынке, конкурируя с картами международных платежных систем.
Появление пластиковых карт
в России изначально сопровождалось
различными проблемами, в основном
технического свойства, поэтому в
распространении этого
В середине 90-х годов в
России широкое распространение
получили карты с микропроцессором,
позволявшие в первую очередь
реализовать
На сегодняшний день наблюдается рост спроса на банковские карты. Ведущие позиции занимают Сбербанк. Альфа-Банк, Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург).
1.2 Понятие и классификация банковских пластиковых карт
Пластиковая карточка –
это персонифицированный
Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы, которая имеет определенные геометрические параметры.
На лицевую сторону
платежных карточек наносят логотип
финансового института, торговые марки
платежной системы, номер карты,
имя владельца, срок действия карты.
В процессе подготовки к выпуску
карточка претерпевает графическую, физическую
и электрическую
Графическая персонализация – нанесение полиграфическим способом на карточку логотипа финансового института – эмитента, нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о держателе.
Физическая персонализация – служит для нанесения на карточку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).
Электрическая персонализация – кодируется магнитной полосой или осуществляется запись информации и микросхему.
Персонализация карты позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (PIN-кодом).
PIN-код – персональный
идентификационный номер –
Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты, вот одни из них:
1. Из материала, из которого они изготовлены:
- бумажные (картонные);
- пластиковые;
- металлические.
В настоящее время практически
повсеместное распространение получили
пластиковые карты, идентификации
держателя карты часто
2. По общему назначению:
- идентификационные;
- информационные;
- для финансовых операции.
Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая: является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия (идентификационная функция); на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты (информационная функция); кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в столовых и магазинах данной компании (расчетная функция).
3. На основании механизма расчетов:
- двусторонние системы.
Возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
- многосторонние системы.
Предоставляют владельцам карт
возможность покупать товары в кредит
у различных торговцев и
4. По виду проводимых расчетов.
Кредитные карты, которые
связаны с открытием кредитной
линии в банке, что дает возможность
владельцу пользоваться кредитом при
покупке товаров и при