Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса места и роли пластиковых карт в платёжной системе России. А так же анализ развития пластиковых карт в РФ.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию;
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
- выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. История появления пластиковых карт в России, понятие и классификация банковских пластиковых карт……………………………….....5
1.1 История появления и развития пластиковых карт в России……………….5
1.2 Понятие и классификация банковских пластиковых карт…………………7
Глава 2. Анализ развития рынка пластиковых карт в России………………...17
2.1 Современное состояние рынка пластиковых карт………………………...17
2.2 Использование пластиковых карт в России………………………………..19
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России…………………………………………………………………………….25
3.1 Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России……………………………………………………...25
3.2 Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Таким образом, кредитная карточка представляет собой такое средство расчетов, при котором эмитент берет на себя не только обязанность перечисления средств клиента на счета его контрагентов, но и риск немедленной оплаты товаров, работ и услуг ее владельца в пределах установленного им лимита кредитования. Таким образом, кредитная карточка позволяет ее владельцу при совершении любой покупки отсрочить ее оплату путем получения у банка кредита (кредитной линии).
Лимит кредитования определяется
банком-эмитентом каждому
Как правило, перед открытием ссудного счета банк или соответствующая компания по выпуску карточек скрупулезно проверяют финансовое положение будущего владельца кредитной карты, а также детали предыдущих кредитных операций клиента – его «кредитную историю». На основании этих данных эмитент определяет сальдо денежных средств клиента на ссудном счете, а также суммы возможных поступлении и списаний.
Многими банками допускается овердрафт – перерасход кредитуемых средств. Разумеется, пользование кредитными ресурсами осуществляется также под проценты, причем в данном случае повышенные.
Дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.
Таким образом, расчеты по дебетовой карточке производятся путем прямого перечисления списанных со счета ее владельца денежных средств, а не за счет получения у банка кредита.
В отдельных банках при наступлении определенных условий, дебетовая карточка может превратиться в кредитную (такие случаи банк определяет для каждого клиента индивидуально). Это значит, что банком при расчетах с использованием карты может быть предоставлен кредит, размер которого банк также определяет индивидуально.
Чековая гарантийная карточка (Check Guarantee Card). Она выдается банком, где открыт счет клиента, и применяется для того, чтобы избежать получения от недобросовестного клиента необеспеченного чека или чека с поддельной подписью.
Карточки гарантии чеков используются для идентификации клиента. Указанная система весьма привлекательна своими возможностями расширения сферы применения чековых платежей. На гарантийных карточках обычно имеется идентификационный номер, срок их действия и подпись клиента. Использование чековой гарантийной карточки имеет свои недостатки, к числу которых относится наличие ежедневного лимита – предельной суммы платежа, гарантированной карточкой.
5. По категории клиентуры,
на которую ориентируется
Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, EuroCard/MasterCard Mass (Standard).
- Серебряные карты (Silver, Business). Серебряная карта называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
- Золотые карты (Gold) предназначены для наиболее состоятельных богатых клиентов.
В системах Visa и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Electron, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
6. По характеру использования:
- индивидуальная карта,
выдаваемая отдельным клиентам
банка, может быть «
- семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
- корпоративная карта
выдается юридическому лицу. На
основе этой карты могут
Нужно заметить, что приобретение «корпоративки» имеет ряд преимуществ. Прежде всего это более широкий круг возможностей по оперированию счетом. Помимо командировочных расходов при помощи такой карты можно оплачивать столь любимые представительские расходы, услуги переводчиков, получать самые большие скидки в ресторанах, а иногда даже проплачивать контракты. Владелец корпоративной карточки может стать участником самых разнообразных программ своих платежных систем – от дорогостоящих медицинских страховок, до компенсационных выплат за задержки рейсов и потерю багажа, Помимо того стоит упомянуть тот факт, что сумма денег, находящаяся на счете и выдаваемая банкнотами налично, по корпоративной карточке гораздо больше, чем по личной.
Ответственность за ненадлежащее
использование корпоративной
7. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
- банковские карты, эмитент которых – банк или консорциум банков;
- коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
- карты, выпущенные
8. По сфере использования:
- универсальные карты. Служат для оплаты любых товаров и услуг;
- частные коммерческие карты. Служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).
9. По территориальной принадлежности:
- международные, действующие в большинстве стран;
- национальные, действующий в пределах какого-либо государства;
- локальные, используемые на части территории государства;
- карты, действующие в одном конкретном учреждении.
10. По времени использования:
-ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
- неограниченные (бессрочные).
11. По способу записи информации на карту:
- графическая запись. Самой ранней и простои формой записи информации на карту была и остается графическая. Она до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).
- эмбоссирование – нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая на ней оттиск слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип.
- штрих-кодирование – запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования.
- кодирование на магнитной
полосе. Магнитные карты имеют
тот же самый вид, что и
обыкновенные пластиковые
- имя держателя;
- номер его банковской карты;
- шифр его отделения банка;
- наименование банка;
- символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;
- голограмма – фирменный
знак платежной системы. Цель
нанесения голограммы –
- срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).
Магнитные карточки нельзя считать идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:
- плохие эксплуатационные
характеристики (информацию на магнитном
носителе легко можно
- отсутствует возможность
надежного обновления
- необходимость обслуживания карточки в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы;
- слабая защита от
Чип (смарт-карта). Название «смарт-карта» (smart – интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Основными преимуществами этого вида карт являются повышенная надежность, безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость.
- лазерная запись (оптические карты). Карты оптической памяти имеют большую емкость, чем карты памяти, но данные на них могут быть записаны только одни раз. Запись и считывание информации с такой карты производятся специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название – лазерная карта). Такие карточки в банковских технологиях, распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.
12. По валюте счета:
- рублевые
- валютные
13. По области применения:
- получения наличных в банкоматах
- оплата товаров и услуг в торгово-сервисных точках.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что основная функция пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.
Глава 2. Анализ развития рынка пластиковых карт в России
2.1 Современное состояние рынка пластиковых карт
Развитие российского рынка платежных карточек является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводится работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитию в России карточной индустрии.
Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а так же во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.
Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные карточки.
Во многом благодаря универсальности платежной карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах.
И для банков, и для государства рост числа пользователей пластиковых карт выгоден. Для государства снижение наличных расчётов позволит сделать перемещение денежных средств более прозрачными. Для банков расчёты по пластиковым картам тоже выгодны, так как при оплате картой банк получает процент от суммы оплаты. Чтобы стимулировать оплату по банковским картам, большинство банков «защищаются» высокими процентами за снятие наличных. Особенно широко эта практика применяется для кредитных карт, использование которых действительно выгодно лишь при безналичной оплате товаров и услуг.
В России c 2006 года широкое распространение получили потребительские кредиты, выдаваемые на пластиковые карты. Пластиковые карты объединяют преимущества и для клиента, такие как возможность круглосуточного расходования и перевода денег, погашения кредита через банкоматы с функцией «cash in» или «конвертные» банкоматы, и для банков, позволяя создать постоянную клиентскую базу потребительских кредитов и повысить контроль за исполнением их обязательств. Банки, развивая электронные средства платежей, преследуют три основные цели: 1) сохранить и расширить свою долю финансового рынка; 2) сократить операционные издержки, заменить людей машинами; 3) получить новые источники доходов.
Помимо кредитных организаций,
заинтересованностью в