Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:51, дипломная работа
Финансовые средства предприятий являются основой финансовой системы всей страны. Они занимают отделяющее положение в этой системе, так как охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно, финансовые отношения в сфере общественного денежного воспроизводства страны. Финансовую политику формирует государство, оно также определяет порядок образования, распределения и использования средств централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий. С помощью финансовых средств предприниматели выявляют огромные резервы в совершенствовании финансирования и организации своей работы, оптимизации структуры капитала, которые обеспечивают рост объемов производства и реализации прибыли, сбалансированность материальных и финансовых ресурсов.
Глава 1. Кредит как экономическая категория, его функции и роль 1
1.1. Необходимость и сущность кредита 1
1.2. Функции кредита 7
1.3. Роль кредита в развитии экономики 7
1.4. Формы и виды кредита 9
Гарантия - это согласие третьей стороны погасить кредит в случае, если заемщик не способен это сделать сам. Как источник погашения кредита гарантия надежна настолько, насколько гарант способен и желает погасить кредит. Поэтому очень важно провести финансовый анализ кредитоспособности гаранта; при этом от него можно потребовать обеспечение.
Наблюдение за кредитом
После того как кредит был выдан, банк должен предпринимать меры по обеспечению его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит "плохой кредит", но многие "хорошие" кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.
Для контроля за заемщиком сотрудники отдела пользуются информацией, имеющейся у самого банка, полученной у поставщиков заемщика, у других финансовых институтов и у самого заемщика. Сам по себе анализ финансовой информации дает лишь приоритетную оценку заемщика. Ответы на вопросы, появившиеся в результате анализа цифр, могут быть получены только в результате беседы с самим заемщиком. Более того, балансовые отчеты и отчеты о доходах не дают полного представления о планах руководства. Для получения же полной картины состояния и планов заемщика сотрудники кредитного отдела должны совершать достаточно частые посещения заемщика, во время которых они могут проверить наличие и физическое состояние оборудования заемщика, а также любых активов, выступающих обеспечением. Данные, собранные во время этих посещений, могут использоваться для проверки качества и точности финансового анализа.
Другим аспектом деятельности заемщика является соблюдение им условий кредитного договора. Кроме обязательства заемщика погасить кредит, договор может включать в себя другие условия, такие как обязательства поддерживать минимальный уровень оборотного капитала и левереджа. Невыполнение заемщиком этих условий может привести к необходимости применения к нему различных санкций, таких как, например, повышение процентной ставки либо же в крайних случаях аннулирование договора и ускорение процесса погашения кредита. Для наблюдения за выполнением заемщиком условий кредитного договора банки должны периодически составлять и анализировать специальные обзоры. Картотека кредитной информации содержит очень важную с точки зрения наблюдения за кредитом информацию, которая может быть использована как внутренними и внешними аудиторами, так и регулирующими органами. Картотека кредитной информации должна включать в себя, например, следующее:
- данные о лимитах кредитования;
- документацию по обеспечению кредита;
- меморандум об одобрении кредита;
- оценку обеспечения кредита;
- базовую информацию о клиенте;
- данные о доходности операций клиента;
- анализ конкурентоспособности клиента;
- отчеты о посещении клиента;
- классификацию риска по кредиту;
- финансовые отчеты клиента;
- стратегию, план действий на случай возникновения у клиента финансовых проблем;
- прогнозируемое движение денежных средств;
- оценки руководства;
- отчеты о проведенных исследованиях и прочую дополнительную информацию.
Методы оценки риска при кредитованииотдельных категорий клиентов
Методы оценки кредитного риска при кредитованиифизических лиц
Центральное место в управлении кредитным риском принадлежит определению методов оценки кредитного риска по каждой отдельной ссуде/заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.
Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке должна проводиться в три этапа:
1) оценка качественных показателей деятельности заемщика;
2) оценка количественных показателей деятельности заемщика;
3) получение сводной оценки - прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.
Оценка кредитоспособности клиента осуществляется на основе анализа, который направлен на выявление объективных результатов и тенденций в его финансовом состоянии.
Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, представленные заемщиком, опыт работы других лиц с данным клиентом, схема кредитуемой сделки с техноэкономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции на месте.
Качественный анализ реализуется также поэтапно:
1) изучение репутации заемщика;
2) определение цели кредита;
3) определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов;
4) оценка рисков заемщика, принимаемых банком на себя.
Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является анализ кредитной истории клиента, то есть прошлого опыта работы с ссудной задолженностью клиента. Внимательно изучаются сведения, характеризующие деловые и личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты или отсутствие фактов неплатежей по ссудам и т.д.
Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды.
Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. С этой целью используют:
- финансовые коэффициенты;
- анализ денежного потока;
- оценку делового риска.
В основе анализа кредитоспособности клиента лежит сбор необходимой информации, наиболее полно характеризующей клиента, основными целями анализа которой являются:
- определение сильных сторон ситуации заявителя;
- выявление слабых сторон потенциального заемщика;
- определение, какие специфические факторы являются наиболее важными для продолжения успешной деятельности заемщика;
- возможные риски при кредитовании.
Анализ кредитными сотрудниками финансовых отчетов клиентов имеет две формы: внутренний и внешний. Внешний анализ состоит из сопоставления данного заемщика с другими. Внутренний анализ предполагает сравнение различных частей финансовой отчетности друг с другом в течение определенного периода времени в динамике.
Внутренний анализ нередко называют анализом коэффициентов. Несмотря на важность для аналитического процесса, финансовые коэффициенты имеют два недостатка:
1) они не дают информации о том, как протекают операции клиента;
2) представляют устаревшую информацию.
Поэтому аналитику банка приходится работать не только с фактическими данными, но и с оценкой "сложной" информации (взглядов, оценок и т.д.).
В большинстве западных стран анализ кредитоспособности индивидуального клиента проводится по следующим направлениям.
1. Personal capacity - личные качества потенциального заемщика (честность, серьезность намерений, характеристика как хорошего работника и т.д.).
2. Revenues - доходы клиента, анализ совокупного дохода семьи. При этом считается, что расходы клиента на погашение ссуды не должны превышать третьей части месячных доходов клиента.
3. Material capacity - обеспечение ссуды, включая анализ движимого и недвижимого имущества клиента.
Однако нередко требуется более полный анализ, например, на основе оценки движения денежных средств заемщика, то есть в процессе анализа денежного потока.
Денежный поток - это измеритель способности заемщика покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами.
Составление отчета о движении денежных средств позволяет ответить на следующие вопросы:
- обеспечивает ли заемщик себя денежными средствами для дальнейшего роста финансовых активов;
- является ли рост заемщика столь стремительным, что ему требуется финансирование из внешних источников;
- располагает ли заемщик избыточными средствами для использования их на погашение долга или последующего инвестирования.
Данную форму отчета о движении денежных средств заемщика целесообразно использовать для анализа перспектив погашения ссуды.
Исходной информацией для оценки кредитоспособности клиента является специальный раздел заявления на выдачу ссуды - "Расчет месячного дохода". Подобные расчеты осуществляются работниками банка следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Расчет месячного дохода
A. Месячный доход Зарплата за вычетом налога Пособие на детей Пенсия Проценты по вкладам и ценным бумагам Прочие доходы | B. Месячный расход Текущие расходы Взносы по страхованию Обслуживание предыдущих кредитов Квартплата Прочие расходы |
Итого: | Итого: |
C. Располагаемый доход (A - B)
------------------------------
Проверив таким образом располагаемый доход клиента и сравнив его с месячной суммой по обслуживанию долга (основной суммы и процентов), банк легко определит платежеспособность клиента. Если сумма по обслуживанию долга превышает размер располагаемого дохода, то заявление клиента отклоняется. Платежеспособность потенциального заемщика оценивается банком как хорошая, если сумма по обслуживанию долга составляет менее 60% его текущих расходов.
Также необходимо оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки - метод кредитного скоринга. Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре.
Метод скоринга позволяет провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента. Например, во французских банках клиент, обратившийся с просьбой предоставить ему персональную ссуду и заполнивший анкету, может получить ответ банкира о возможности предоставления ссуды в течение нескольких минут.
Большинство американских банков используют в своей практике:
1) системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках анализа экономической целесообразности предоставления ссуды;
2) балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.
Используя системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках, банки полагаются на общеэкономический подход при анализе кредитоспособности клиента. Банки анализируют информацию в свете основных банковских требований и затем решают вопрос о возможности предоставления кредита или отказа в его выдаче. Такой подход при анализе кредитоспособности клиента представляет собой взвешенную оценку личных качеств и финансового состояния заемщика.
Применение количественной оценки кредитоспособности клиента предполагает присвоение определенной группы тому или иному виду кредита, тому или иному типу заемщика и определяет в баллах значение различных характеристик потенциального заемщика. Затем банкир просто подсчитывает общее количество баллов и сравнивает с моделью предоставления ссуды или отказа в ее выдаче.
Балльные системы оценки создаются банками на основе эмпирического подхода с использованием регрессивного математического анализа или факторного анализа. Эти системы используют исторические данные о банковских "хороших", "надежных" и "неблагополучных" ссудах и позволяют определить критериальный уровень оценки заемщиков.
В банковской практике различают прямые и косвенные методики анализа кредитоспособности клиентов.
Прямые методики используются достаточно редко. Они предполагают, что сумма набранных клиентом баллов фактически приравнивается к той сумме ссуды, на которую он имеет право.
Косвенные методики широко распространены. Их суть заключается в придании определенных весов (баллов) различным оценочным показателям, а результатом оценки служит выведение класса кредитоспособности клиента.
Исходя из полученных данных определяют группу кредитоспособности потенциального клиента: отличный заемщик; хороший; средний; плохой; некредитоспособный. Однако мало выяснить класс кредитоспособности заемщика. Важно также определить размер и срок ссуды, на которую он имеет право. Для этого применяют таблицу допустимых сумм выдачи потребительских ссуд в процентах от годового дохода клиента.