Банковский сервис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики предоставления банковских услуг и банковского сервиса.
Поставленная цель, определяет ряд задач:
1. Раскрыть сущность банковского сервиса.
2. Дать оценку работы банков.

Содержание работы

Введение………………………………………...…………………………………3
1. Характеристика качественного банковского сервиса ………………….4
2. Оценка работы банков ………………………………………………..….7
2.1. Идеальный банковский сервис ………………………………………….8
2.2. Недостатки современного банковского сервиса………….…………..10
3. Способы улучшения качества обслуживания клиентов банка…..…..11
Заключение………………………………………………………….….…….….21
Список использованной литературы……………………………………..….....22

Файлы: 1 файл

Банковский сервис.docx

— 134.23 Кб (Скачать файл)

В-пятых, в идеальном банке  никогда не возникает такого явления  как очередь. Ее не видно нигде: ни к любому банковскому сотруднику, ни к кассе, ни возле банкомата. Здесь  все работает налажено, как часы. И если возникнут непредвиденные ситуации, то они быстро решаются, что даже клиенты не понимают того, что что-то произошло.[5]

2.2. Недостатки  современного банковского сервиса.

Ситуация, которая сложилась  во многих банках, наводит на рассуждения  о том, что только крупные финансовые учреждения должным образом обращают на политику качественного обслуживания клиентов. Иногда помещение в банке  настолько маленькое, что человек  там себя чувствует не столь комфортно, как должно быть.

Иногда встречаются отделения, у которых нет оформленного информационного  бюллетеня для клиентов, тогда  сложно сказать о том, работают там  профессионалы или это просто одна из «контор», которая в скором времени свернет свою деятельность и исчезнет вместе с накопившимися  деньгами.

Есть и такие банки, у которых постоянная текучка  кадров приводит к тому, что клиента  обслуживает непрофессионал, а, как  кажется на первый взгляд, простой  и обычный студент, которого посадили на место специалиста для того, чтобы он принимал документы и  говорил одну и ту же заученную  фразу рекламного характера. Можно  встретить и неблагоприятное  отношение к людям, когда сотрудник  отделения при всех унижает человека и всячески старается показать его  безграмотность и свое превосходство.

Что же касается связи и  работы банкоматов, то здесь также  не все так гладко. То электричество  пропадает, то банкомат по техническим  причинам отказывается работать или  выдавать деньги, то карта застрянет  в нем, а это лишние нервы и  проблемы для клиента.

В самом отделении всегда присутствует очередь не только из-за медленной работы программного обеспечения, но и недостаточного количества рабочих  мест и кассовых узлов. А стояние  в ней иногда приводит к ухудшению  самочувствия человека, особенно, если на улице жара и температура воздуха  плюс тридцать градусов по Цельсию, а  в помещении не работает ни один кондиционер.[6]

    1. Способы улучшения качества обслуживания клиентов банка.

Система менеджмента качества является фундаментальным понятием и включает в себя три составляющие: обслуживание, процесс, продукт .

Каждый из этих трех компонентов  может применяться банком как  отдельный и самостоятельный  способ повышения качества банковской деятельности и удовлетворенности  клиентов, так и в рамках единой системы менеджмента качества. В зависимости от того, что для банка важнее и в чем он видит свою стратегию и конкурентное преимущество, наибольшее внимание может уделяться одному из способов.

Стандарт качества обслуживания устанавливает, как организовать взаимодействие с клиентом и обеспечить для него комфортные условия в банковском офисе.

Стандарт качества бизнес-процесса определяет, как должен быть устроен бизнес-процесс и как его выполнять; кто и какие функции должен выполнять в бизнес-процессе; кто и за что должен отвечать; какие входы/выходы должны формироваться и с какими требованиями.

Стандарт качества продукта устанавливает, как сделать стоимость и условия реализации продукта конкурентоспособными и выгодными для клиента.

Какой способ выбрать: один или все — решает сам банк. Чем больше задействовано способов, соответственно тем больше финансовые и трудовые затраты банка, но тем  больше удовлетворенность клиентов, а значит продажи и прибыль  банка.

Одни банки делают ставку на качество обслуживания клиентов и  индивидуальный подход к каждому  клиенту. Другие, наоборот, — на массовость обслуживания клиентов, разработку стабильных и масштабных технологий и бизнес-процессов. И наконец, отдельные банки предпочитают привлекать и удерживать клиентов качеством  продуктов в узком его понимании (т. е. выгодными тарифами, условиями договоров и т. п.).[7]

Конечно, в идеале должны быть реализованы одинаково эффективно и сбалансированно все способы.

Рассмотрим перечисленные  подходы к обеспечению качества более подробно.

Система менеджмента  качества банка 

Ответственные за данное направление  в банке: служба качества, департаменты бизнес-процессов, методологии и  стандартизации, организационного развития.

Система менеджмента  банка — это совокупность взаимосвязанных методических, технических, информационных, организационных и других средств по управлению качеством. Внедряя систему менеджмента, мы так или иначе описываем бизнес-процессы банка, а затем управляем ими. Иными словами, бизнес-процессы и система менеджмента качества не могут существовать независимо друг от друга, если мы говорим о реальной системе менеджмента качества, работающей на практике и приносящей результаты. Как было отмечено ранее, система менеджмента качества является универсальным инструментом, объединяющим все способы, методики, технологии и средства в области качества банка.

В последнее время во многих банках и проектах все активнее начинают использоваться типовые решения, например «Типовая система менеджмента качества коммерческого банка». Это электронная база данных, которая содержит все необходимые образцы документов, методики и материалы для построения, сертификации и организации функционирования системы менеджмента качества в банке.

Система менеджмента качества и работа процессной команды сводится к выделению бизнес-процессов банка и управлению ими по определенным правилам/механизмам, которые включают:

  • регулярное обсуждение всех ключевых вопросов, задач и проблем по бизнес-процессам банка и принятие необходимых решений на заседаниях постоянно действующего комитета по бизнес-процессам и качеству;
  • регулярное проведение совещаний процессных команд, состоящих из сотрудников различных подразделений банка, по вопросам стратегического планирования, контроля, анализа и улучшения своего процесса;
  • систему обратной связи руководителей и исполнителей процесса/подпроцессов;
  • единую инструкцию по управлению процессами и работе процессных команд (последовательность шагов при работе с процессами);
  • маркетинговые механизмы (обязательное определение требований рынка к процессу и его конкурентных преимуществ, оценку удовлетворенности клиентов процесса);
  • стратегическое планирование процесса;
  • описание процесса, взаимодействия подразделений и ответственности в его рамках, определение границ процесса;
  • управление проектами (задачами) по улучшению (оптимизации) процесса, внедрению инноваций (идей);
  • систему мониторинга показателей бизнес-процесса;
  • работу с претензиями клиентов к процессу и анализ процесса. Обратную связь с клиентами процесса.
  • методы анализа/аудита и постоянное улучшение (оптимизацию) процесса;
  • предупреждающие действия и управление операционными рисками процесса;
  • документирование всех работ и результатов по управлению процессом (управление записями);
  • процессное бюджетирование и обеспечение ресурсами;
  • мотивацию участников процесса в зависимости от результатов всего процесса, а не его отдельного подпроцесса.[8]

Функции процессной команды/службы качества банка следующие:

  • разработка перечисленных правил на основе известных стандартов (ISO, АРБ и др.);
  • фиксирование этих правил в виде нормативных документов (положений, инструкций, памяток) и форм документов банка;
  • внедрение этих правил в работу процессных команд банка (включая обучение и консультирование процессных команд);
  • контроль соблюдения правил и активное участие в их реализации;
  • выполнение (или координация) процедуры по функционированию СМК (планирование, документирование, аудиты, анализ со стороны руководства и т. д.).

Ситуация по умолчанию, которая  существует в некоторых банках, не имеющих СМК и процессные команды:

  • правила и механизмы управления бизнес-процессами не используются либо используются не в полной мере;
  • большое число вопросов, задач и проблем решается внутри структурных подразделений без активного взаимодействия в рамках процессов;
  • нет четкого разграничения ответственности в процессе и за сквозной процесс в целом;
  • измеряются и контролируются в основном только финансовые показатели процессов. Нет других видов показателей;
  • ресурсы тратятся больше на решение возникших серьезных проблем в процессах, нежели на их предупреждение.[9]

Качество  обслуживания в банке 

Ответственные за данное направление  в банке: служба качества, департаменты клиентского сервиса, маркетинга.

Все мы являемся клиентами  банков и с определенной периодичностью пользуемся их услугами. И все мы хотим, чтобы очереди в операционных залах были меньше, специалисты банка/операционисты были вежливыми и давали подробные консультации, банковские офисы были комфортными и имели удобный график работы, а от посещения банка всегда оставались хорошие впечатления. Все это позволяет реализовать и контролировать система управления качеством обслуживания, которая является подсистемой системы менеджмента качества.

Качество обслуживания (в  рамках данной статьи) — это совокупность механизмов, мероприятий, правил и атрибутов, влияющих на удовлетворенность клиентов при контакте с банком, но напрямую не связанных с выполнением основных банковских бизнес-процессов (реализацией  продуктов и услуг). Важно отличать деятельность по обеспечению и улучшению  качества обслуживания в банке от выполнения основных (продуктовых) бизнес-процессов  банка. Иными словами, основные бизнес-процессы запускаются после того, как клиента  удовлетворило качество обслуживания и он решил приобрести необходимый продукт/услугу.

В зависимости от точек  контакта клиента с банком качество обслуживания подразделяется на несколько  видов: качество обслуживания в банковском офисе, качество работы интернет-представительства банка, качество обслуживании в сall-центре (телефонном центре).

Рассмотрим требования к  качеству обслуживания в банковском офисе (схема 2): внешние атрибуты, внутренние атрибуты и персонал офиса.[10]

Каждая группа состоит  из нескольких подгрупп требований, которые, в свою очередь, включают конкретные узкоспециализированные требования. Полный перечень всех требований к качеству обслуживания в банке в электронном  виде представлен в Типовой системе  менеджмента качества коммерческого банка.

При построении в банке  системы управления качеством обслуживания сначала оценивается выполнение банком всех требований. Затем для  тех требований, которые не выполняются, разрабатывается и реализуется  перечень задач и проектов по приведению банка в соответствие с требованиями к качеству обслуживания.

Необходимо проводить  регулярный аудит качества обслуживания в банке, например с помощью метода Mystery Shopper («таинственный покупатель», или «контрольная закупка»). По результатам каждого аудита рассчитывается индекс качества обслуживания в банке как средняя оценка удовлетворения всех требований.

Во многих банках действует  либо разрабатывается нормативный  документ «Единые стандарты качества обслуживания в банке». Он содержит описания способов и правил, которые приняты в банке для реализации требований к качеству обслуживания, а также устройство и процедуры системы управления качеством обслуживания.

Качество  бизнес-процессов банка 

Ответственные за данное направление  в банке: департаменты бизнес-процессов, методологии и стандартизации, организационного развития.

Бизнес-процесс (процесс) — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Качество бизнес-процессов  достигается за счет их описания и  оптимизации с помощью современных  программных продуктов бизнес-моделирования (например, Business Studio), внедрения и последующего постоянного использования механизмов управления бизнес-процессами.

Все процедуры (этапы) управления бизнес-процессами банка, в общем виде представлены на схеме 3.

Описание (стандартизация) бизнес-процессов  позволяет:

  • создать эталонный способ выполнения каждой процедуры, который приведет к наилучшим результатам;
  • повысить эффективность взаимодействия всех участников (подразделений банка) в процессе;
  • установить ответственных как за каждую процедуру, так и за весь процесс (владелец процесса);
  • сохранить все знания сотрудников банка о процессах для целей обучения новых сотрудников и дальнейшего улучшения процессов;
  • установить требования к времени выполнения всех процедур процессов, а также другие требования и показатели (качество, эффективность, результативность);
  • оценить и минимизировать операционные риски;
  • создать инструкции действий в случае возникновения критических ситуаций.

Информация о работе Банковский сервис