Банкротство и реструктуризация предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование реструктуризации, а также банкротства предприятий.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
 изучить понятие несостоятельности предприятия и методологии ее оценки, а также назначение и содержание процедуры финансового оздоровления;
 рассмотреть основные факторы кризисной ситуации на предприятии;
 проанализировать механизм управления банкротством;

Файлы: 1 файл

Переделанная курсовая.docx

— 117.96 Кб (Скачать файл)

                                                    Введение

 

История российской рыночной системы насчитывает не многим более 15 лет, однако интенсивность  протекания процессов формирования этой системы такова, что не многим предприятиям удалось вовремя адаптироваться к новым принципам жизнедеятельности. В 90-х годах большое количество производственных компаний было реструктуризировано  с одной единственной целью - адаптироваться к новым условиям хозяйствования и стать конкурентоспособными на российском рынке.

Любой действующий субъект  предпринимательской деятельности всегда эволюционирует. На всем протяжении своего существования он испытывает постоянное воздействие внутренних и внешних факторов.

При этом, воздействие внешних факторов является более активным и носит динамичный характер. Даже бездействуя, через определенный период времени можно констатировать факт, что окружающая среда уже изменилась и требует другого поведения на рынке, использование других методов и способов, а также средств, для достижения положительного результата.

Каждая хозяйствующая  структура в рыночной экономике  вынуждена действовать в жестких  конкурентных условиях. Именно конкуренция  обусловливает высокую динамику изменения ситуации на рынке. Любое  новое направление бизнеса проходит три фазы: подъема, стабилизации и  затухания. Поэтому, по прошествии некоторого времени наступает момент, когда внутренняя структура любого предприятия, структура управления, финансовых потоков, собственности и т.д., приходит в не соответствие с требованиями сложившейся экономической и законодательной ситуации. Появляется необходимость реструктуризации, то есть по сути оптимизации различных элементов внутри хозяйствующей структуры относительно новым требованиям. Отсюда можно сделать общий вывод — реструктуризации периодически подлежат все предприятия, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности, рентабельности, в том числе не убыточные, а не только предприятия, на которых уже сложилась критическая финансово-экономическая ситуация. Но необходимо отметить, что в зарубежных компаниях, работающих в относительно стабильных рыночных условиях, процесс реструктуризации носит чаще эволюционный характер и проходит менее болезненно. Однако следует учесть, что развитие любого предприятия, так или иначе, происходит скачкообразно. Следовательно, все субъекты предпринимательской деятельности подвержены фазовому развитию, которое может приобретать поступательный или регрессный характер.

Так же одной из важных задач  финансового менеджмента является своевременное выявление признаков  банкротства организации, которое  связано с ее неплатежеспособностью.

Рыночная экономика и  предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать  при отсутствии законодательства, охраняющего  экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в  неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический  характер. В этом случае возникает  необходимость официального признания  такого предприятия несостоятельным  должником и принятия в отношении  него специальных мер вплоть до ликвидации.

Целью данной работы является исследование реструктуризации, а также банкротства  предприятий.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

    • изучить понятие несостоятельности предприятия и методологии ее оценки, а также назначение и содержание процедуры финансового оздоровления;
    • рассмотреть основные факторы кризисной ситуации на предприятии;
    • проанализировать механизм управления банкротством;
    • раскрыть понятие и сущность реструктуризации предприятия;
    • обозначить технику проведения реструктуризации;
    • определить понятия несостоятельности и банкротства.

 

 

 

1 Теоритические  и методологические основы исследования  банкротства и реструктуризации 

 

1.1 Сущность и содержание несостоятельности (банкротства) предприятия

Экономический крах предприятия, т.е. неспособность отвечать по своим  долгам и обязательствам, называется банкротством.

Нельзя не согласиться  с мнением конкурсных управляющих, что банкротство - это обратная сторона  медали успешного предпринимательства, объективный процесс при рыночной экономике и зачастую единственный способ "начать все сначала", освободившись  от непосильного груза долгов. "Сердцем" каждый руководитель против банкротства, так как финансовые и моральные  потери собственников, учредителей  и работников предприятия при  этой процедуре очень велики и болезненны.

Банкротами редко становятся в один миг, хотя, безусловно, особо  крупные и неудачные сделки могут  подорвать финансовое благополучие даже очень устойчивого предприятия. Обычно неспособность расплатиться с долгами (неплатежеспособность) нарастает  постепенно, превращаясь из случайных  моментов в жизни предприятия  в "суровую и каждодневную прозу  жизни". Долги, накапливаясь как снежный  ком, обрастают пенями, штрафами, неустойками, исполнительными листами и достигают  критической точки, после которой  предприятие объявляется банкротом. В неустойчивом финансовом состоянии  предприятие может находиться годами: от банкротства его может отделять один шаг, но, действуя правильно и  уверенно, этот шаг оно может и  не сделать. Чтобы избежать банкротства, необходим объективный "диагноз" состояния дел на предприятии. Если "диагноз" неутешителен, нужно "лекарство" - четкий план мероприятий по выводу потенциального банкрота из кризиса. Приходится констатировать, что оценка финансового  состояния предприятия является сложной задачей для управленцев, а вопрос руководителя "Грозит ли нам банкротство?" зачастую приводит в замешательство счетных работников.

Рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку:

  • она изначально ориентирована на платежеспособный спрос потребителей;
  • она основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д.;
  • предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.

К банкротству исторически  складывалось различное отношение. Было время, когда право разрешало  казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного  столба. Несостоятельность ассоциировалась  с позором.

Переход страны в условия  рыночной экономики и интенсивное  развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной  базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий  систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (далее по тексту - Закон о банкротстве 1992 г.).

Основная цель включенного  в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.

В соответствии со статьей 3 Закона о банкротстве 1992 г. рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.

Практика применения Закона о банкротстве 1992 г. с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении.

Во-первых, как отмечают большинство  авторов статей, посвященных анализу  российского Закона о банкротстве  1992 г., такие как В. Витрянский, П. Баренбойм, С. Петрова, “само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным представлением об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам”.

В соответствии с п.1 ст.1 закона под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить  требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность  обеспечить обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды в  связи с превышением обязательств должника над его имуществом или  в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Исходя из определения  несостоятельности, заложенного в  законе, банкротом можно было признать предприятие только в том случае, когда кредиторская задолженность  превышала балансовую стоимость  имущества. А как быть в ситуации, если общая сумма обязательств равнялась  общей стоимости имущества, но само имущество неликвидное и не может  быть продано за эту сумму? Ответ  на этот вопрос закон не содержал.

Во-вторых, Закона о банкротстве  1992 г., в отличие от ныне действующего законодательства, не подразделял хозяйствующих субъектов - должников на различные категории: юридическое лицо и индивидуальный предприниматель; торговое предприятие и фермерское хозяйство; промышленное предприятие и кредитная организация. Одинаковыми были признаки и процедуры банкротства для таких должников, хотя совершенно очевидно, насколько различными будут последствия их применения.

В-третьих, в Законе о банкротстве 1992 года практически не содержались  нормы, детально регламентирующие процессуальные отношения по разрешению споров о  несостоятельности и Арбитражным  судам при рассмотрении дела приходилось  согласно ст. 3 Закона обращаться к нормам Арбитражного Процессуального Кодекса, который в свою очередь детально регулировал только исковое производство. Но ведь дело о банкротстве, по сути, не является экономическим спором в  общепринятом значении этого слова. Кредитор вправе выбрать между предъявлением  обычного иска о взыскании задолженности  или подать заявление о возбуждении  дела о несостоятельности.

8 января 1998 года был принят  Федеральный закон "О несостоятельности  (банкротстве)" (далее по тексту  – Закон о банкротстве 1998 г.). Он в большей степени соответствовал современным условиям экономического развития нашей страны и значительно подробнее, чем прежний, регулировал различные отношения при банкротстве.

Закон содержал много новых  положений, относящихся в основном к понятию и признакам банкротства, правовому статусу арбитражных  управляющих, реорганизационным процедурам, имеющим цель восстановить платежеспособность должника.

Закон о банкротстве 1998 г., в отличие от прежнего, за исключением  процедуры наблюдения не допускал возможность  осуществления этих процедур старым руководством должника. Для их проведения арбитражный суд назначает арбитражных  управляющих. Этот термин определяет обобщенное понятие, так как согласно Закону в качестве арбитражных управляющих  выступают разные лица с различными полномочиями - временный, внешний, конкурсный управляющий. Все они действуют  под контролем арбитражного суда.

В Законе о банкротстве  1998 г. в специальные главы выделены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц (гл. VIII), упрощенные процедуры банкротства (гл. X), которые применяются к ликвидируемому должнику - юридическому лицу и отсутствующим должникам. Новым положением Закона о банкротстве 1998 г. являлось распространение процедуры банкротства на граждан, не являющихся предпринимателями. Специальная глава (XI) регулирует правила добровольного объявления о банкротстве должника.

26 октября 2002 года принят  Федеральный закон "О несостоятельности  (банкротстве)" (далее по тексту  – Закон о банкротстве 2002 г.). Закон о банкротстве 2002 г. состоит из 12 глав включающих в себя 233 статьи. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, ряда госкорпораций и организаций (пункт 2 статьи 1). Также не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные Частью первой Гражданского кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ N 7358/02 от 22.10.2002).

Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую процедуру банкротства – финансовое оздоровление - применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Этой процедуре посвящена глава V закона. Для проведения указанной процедуры арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего - административного управляющего (указанной фигуры не было в Законе о банкротстве 1998 г.).

Информация о работе Банкротство и реструктуризация предприятия