Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.
Введение 2
Глава 1. Характеристика экономической категории банкротства предприятий 4
1.1. Понятие несостоятельного предприятия 4
1.2. Положения федерального законодательства о банкротстве 5
1.3. Несостоятельные предприятия в переходной экономике России 7
1.4. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями 10
1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий 13
Глава 2. Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике 17
2.1. Этапы проведения процедуры банкротства 17
2.1.1. Наблюдение 17
2.1.2. Внешнее управление 19
2.1.3. Конкурсное производство 21
2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства 21
Заключение 29
Список литературы 32
Содержание
Темой данной курсовой работы является: «Сущность и понятие банкротства предприятий, причины возникновения и финансовые аспекты».
Современная
экономическая действительность заставляет
руководителей предприятий
Процедура
банкротства, сам термин "несостоятельное
предприятие" в восприятии большинства
людей ассоциируются с
Однако, эта картина – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому моменту времени нередко длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода времени, когда в арбитражном суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию возможность остановить этот процесс и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно спасти. На практике для каждого шестого предприятия именно так и происходит, и для них запускается в действие свой план спасения.
Таким образом, очевидно, что существует некое множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности. Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более того, этот вопрос почему-то постоянно находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей статистике неплатежей между предприятиями, о банкротстве то одного банка, то другого. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности.1 Все это говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
Понятие "несостоятельное предприятие" также как и понятие "управление несостоятельными предприятиями" неразрывно связаны между собой в связи с тем, что управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. В российском федеральном законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников и самой процедуры банкротства. Однако, на наш взгляд они нуждаются в дополнении, в частности, таким понятием как управление несостоятельным предприятием. Тем не менее в работе будут применяться термины и понятия, используемые в том числе и в законодательстве.
Несостоятельное
предприятие (банкрот) – предприятие,
находящееся в состоянии
Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей).2
Управление несостоятельными предприятиями – последовательное осуществление управляющих воздействий с целью вывода предприятия из кризисного состояния.
Должник – предприятие, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Механизм несостоятельности – судебная процедура признания должника банкротом.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Следует
признать, что на различных этапах
экономических отношений
В
своей основе российское законодательство
о банкротстве основывается на мировом
опыте. Как известно, возможность
признания предприятия
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.
Необходимо отметить, что Закон не делает различий в отношении того, является ли предприятие государственным или частным, он ко всем применяет одинаковые критерии, процедуры и требования. Другая важная черта этого закона состоит в том, что судьбу предприятия, в конечном счете, решает арбитражный суд, который один правомочен принимать решение о проведении реорганизационных процедур или об их отмене. Никакие решения других органов (как, например, собрания кредиторов или учредителей) по этому вопросу не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий.
В российском федеральном законодательстве вводятся различные понятия, связанные с процедурой банкротства: несостоятельность, должник, денежное обязательство, обязательные платежи, руководитель должника, конкурсные кредиторы, досудебная санация, наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, мораторий, представитель работников должника.
В частности, понятие несостоятельность трактуется следующим образом: несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).
То есть, в основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип "неплатежеспособности". Суть этого принципа заключается в следующем: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т. е. является неплатежеспособным.
Российские предприятия еще недостаточно часто используют механизм банкротства для взыскания долгов со своих должников. Это подтверждается данными табл. 1.1 и рис. 1.2, в которых представлены данные о возбуждении дел о банкротства на примере Ивановской области за период с 1999 по 2002 г.4
Наибольшее число поданных ходатайств приходится на долю территориального агентства по делам о несостоятельности, а на втором месте находятся сами должники, которые более чем в 2 раза чаще являлись инициаторами возбуждения дел о признании самих себя несостоятельными. На наш взгляд, это происходит по нескольким причинам:
Таблица 1.1
Структура
поданных ходатайств в Арбитражный
Суд по возбуждению дел о
Кто подал заявление | Количество заявлений |
Территориальное агентство по делам о несостоятельности | 21 |
Должник | 15 |
Кредитор | 7 |
Государственная налоговая инспекция | 7 |
Прокурор | 2 |
Всего | 52 |
По
наблюдениям сотрудников
Количество
исковых заявлений в
В 2002г. арбитражные суды удовлетворили 15963 исков налоговых органов о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей недоимок и санкций по налогам, что составляет 73,7% от общего количества поданных налоговыми органами исков. В результате в бюджетную систему взыскано недоимок и штрафных санкций на сумму 894 млн. руб.
По словам источника, всего в прошлом году налоговые органы предъявили 21653 таких иска.
В то же время арбитражными судами было рассмотрено 7582 иска налогоплательщиков о признании решений налоговых органов недействительными и удовлетворили 58,6% таких исков.
Кроме того, как отметил представитель Высшего арбитражного суда, за прошедший год суды рассмотрели более 137 тыс. ходатайств о предоставлении отсрочки по уплате госпошлины, из которых удовлетворено 124,7 тыс. на общую сумму 1 млрд. 449 млн. руб.
Всего по рассмотренным арбитражными судами делам в прошедшем году в федеральный бюджет поступило пошлин на сумму 615 млн. руб., подчеркнул представитель Высшего арбитражного суда.