Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.
Введение 2
Глава 1. Характеристика экономической категории банкротства предприятий 4
1.1. Понятие несостоятельного предприятия 4
1.2. Положения федерального законодательства о банкротстве 5
1.3. Несостоятельные предприятия в переходной экономике России 7
1.4. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями 10
1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий 13
Глава 2. Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике 17
2.1. Этапы проведения процедуры банкротства 17
2.1.1. Наблюдение 17
2.1.2. Внешнее управление 19
2.1.3. Конкурсное производство 21
2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства 21
Заключение 29
Список литературы 32
Приведенные характеристики необходимо дополнить теми примерными формами отчетов, которые должны представлять ликвидаторы имущества предприятия-должника и арбитражные управляющие, осуществляющие высшее управление предприятием-должником.
В целом по России ситуация с применением Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" достаточно подробно характеризуется следующими количественными и качественными показателями (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Сведения о применении Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в 2004 г. в Российской Федерации
Показатель | |
Количество дел, находившихся на рассмотрении а Арбитражном Суде, по состоянию на 1 марта 2002 г. | 3706 |
Из них переведено на процедуры нового Закона о банкротстве | 584 |
В том числе: | |
на внешнее управление | 101 |
на конкурсное производство | 403 |
на мировое соглашение | 22 |
Подано заявлений в Арбитражный Суд с 1 марта 2002 г. | 1371 |
В том числе: | |
возвращено заявлений | 287 |
возбуждено дел | 1009 |
прекращено дел | 41 |
Из дел, принятых в производство, находятся в стадии процедур: | |
до введения наблюдения | 174 |
в стадии наблюдения | 545 |
внешнего управления | 48 |
конкурсного производства | 230 |
мирового соглашения | 2 |
Из дел, принятых в производство, находится в стадии особых процедур по признакам: | |
градообразующие предприятия | 12 |
с/х организации, крестьянские (фермерские) хозяйства | 94 |
кредитные, страховые организации, предприятия - участники рынка ценных бумаг | 30 |
отсутствующие должники | 89 |
Количество
назначенных арбитражных |
1070 |
В том числе аттестованных | 442 |
В том
числе сотрудников |
59 |
Как видно из таблицы, наибольшее количество дел из разряда особых процедур относится к с/х предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Такое положение обусловлено как макроэкономической ситуацией, так и низкой, на наш взгляд, квалификацией управляющих на предприятиях этого типа.
Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в развитых странах применяется прежде всего для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдения правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, оно является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.
Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве стран с рыночной экономикой, являются следующие:
1.
Защита имущества предприятия-
2.
Возврат долгов кредиторам
3.
Максимальное использование
4.
Обеспечение механизма
В соответствии с применяемой концепцией банкротства, "процедуры, реализующие вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации менеджерской стратегии, существовавшей ранее. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, если бизнес должника удается сохранить, от сохранения деловых отношений с должником в будущем".
По мнению одного из ведущих западных экспертов по несостоятельности, Марка Хоумана, старшего партнера компании "Прайс Уотерхаус", "Российский Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 1992 г. не отвечал вышеуказанным потребностям современной рыночной экономики в силу своей схематичности, недоработанности, неясности и противоречивости". Несомненно, этот закон представлял собой попытку ввести принципы современного законодательства о несостоятельности и регулировал принципы как ликвидации, так и спасения предприятий. Однако в законе лишь поверхностно освещались многие области, которые было необходимо определить и описать более четко, а также не были определены необходимые процессуальные особенности судопроизводства по делам о несостоятельности.6
Недостатком российской системы судопроизводства по делам о несостоятельности является усложненность и затянутость процедуры – на Западе в случае неявки должника на заседание он объявляется банкротом, в случае нехватки у должника документов, доказывающих его несостоятельность, он также объявляется банкротом. По этим и другим причинам слушания не откладываются и процедура не затягивается, ибо затягивание процедур несостоятельности наносит, прежде всего, вред предприятию-должнику, которое могло бы быть с выгодой продано новому собственнику, а в случае долгих процедур оказывается полностью разоренным.
Для продолжения реформ в России первоочередной необходимостью явилась разработка и принятие новой версии закона о банкротстве. Если Россия сможет принять современное законодательство о несостоятельности, то она получит возможность избежать тех ошибок, через которое прошли законодательства других стран. Многие из них пытались создать законы, которые предусматривали чрезмерно дорогостоящие процедуры реорганизации предприятий-должников и тем самым наносили ущерб кредиторам. Этим недостатком страдала гл. II закона о банкротстве США, которая в ноябре 1994 г. была соответствующим образом исправлена. До 1994 г. английская административная система страдала от высоких затрат при подаче искового заявления о несостоятельности. Сейчас этот недостаток исправлен, английское судопроизводство отказалось от затребования большого количества информации для аргументации по иску, что также способствовало сокращению расходов на судопроизводство по процедурам несостоятельности.
1. Правительственный метод прогнозирования банкротства предприятий.
Внешним
признаком банкротства
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности принимаются по признакам неудовлетворительности структуры баланса.7
В соответствии с системой критериев, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498, основными источниками анализа являются форма №1 "Баланс предприятия" и форма №2 "Отчёт о прибылях и убытках".
Основанием
для признания структуры
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия и определяется по уравнению:
где IIА - итог второго раздела актива баланса; КП - краткосрочные пассивы.
Коэффициент
обеспеченности собственными средствами
характеризует наличие
где IVП - итог IV раздела пассива баланса; IА - итог I раздела актива баланса; IIА - итог II раздела актива баланса.
Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определённого периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Если хотя бы один из коэффициентов меньше норматива (т.е. или ), то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6-и месяцам.
Если , а , то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3-м месяцам.
, (3)
(нормативное значение
Т - отчётный период; К0Т.Л,, К1Т.Л. - соответственно, коэффициенты текущей ликвидности в начале и в конце периода.
Если , то у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности (Ку) определяется по уравнению:
, (4)
где Ту - период утраты платежеспособности предприятия.
Если , то у предприятия имеется реальная возможность не утратить платежеспособность.
В
случае признания структуры баланса
предприятия
Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объёмов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированных по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:
, (5)
где Nзад - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, Pi - объём государственной задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства; ti - период задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства; Eri - годовая учётная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности.
Величина коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемая из предположения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:
Установленная
неплатежеспособность предприятия
считается непосредственно