Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Характеристика экономической категории банкротства предприятий 4
1.1. Понятие несостоятельного предприятия 4
1.2. Положения федерального законодательства о банкротстве 5
1.3. Несостоятельные предприятия в переходной экономике России 7
1.4. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями 10
1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий 13
Глава 2. Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике 17
2.1. Этапы проведения процедуры банкротства 17
2.1.1. Наблюдение 17
2.1.2. Внешнее управление 19
2.1.3. Конкурсное производство 21
2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства 21
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

       Приведенные характеристики необходимо дополнить теми примерными формами отчетов, которые должны представлять ликвидаторы имущества  предприятия-должника и арбитражные  управляющие, осуществляющие высшее управление предприятием-должником.

       В целом по России ситуация с применением  Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" достаточно подробно характеризуется следующими количественными  и качественными показателями (табл. 1.2).

       Таблица 1.2

       Сведения  о применении Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" в 2004 г. в Российской Федерации

Показатель  
Количество  дел, находившихся на рассмотрении а  Арбитражном Суде, по состоянию на 1 марта 2002 г. 3706
Из  них переведено на процедуры нового Закона о банкротстве 584
В том  числе:  
на  внешнее управление 101
на  конкурсное производство 403
на  мировое соглашение 22
Подано  заявлений в Арбитражный Суд  с 1 марта 2002 г. 1371
В том  числе:  
возвращено  заявлений 287
возбуждено  дел 1009
прекращено  дел 41
Из  дел, принятых в производство, находятся  в стадии процедур:  
до  введения наблюдения 174
в стадии наблюдения 545
внешнего  управления 48
конкурсного производства 230
мирового  соглашения 2
Из  дел, принятых в производство, находится в стадии особых процедур по признакам:  
градообразующие предприятия 12
с/х  организации, крестьянские (фермерские) хозяйства 94
кредитные, страховые организации, предприятия - участники рынка ценных бумаг 30
отсутствующие должники 89
Количество  назначенных арбитражных управляющих 1070
В том  числе аттестованных 442
В том  числе сотрудников территориальных  органов ФСДН 59

 

       Как видно из таблицы, наибольшее количество дел из разряда особых процедур относится  к с/х предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Такое положение обусловлено как макроэкономической ситуацией, так и низкой, на наш взгляд, квалификацией управляющих на предприятиях этого типа.

       1.4. Зарубежный опыт  управления несостоятельными предприятиями

       Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в развитых странах применяется прежде всего для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдения правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, оно является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.

       Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве  стран с рыночной экономикой, являются следующие:

       1. Защита имущества предприятия-должника  в интересах кредиторов и его  распределение в соответствии  с Законом в целях максимального  удовлетворения предъявляемых ими  требований.

       2. Возврат долгов кредиторам посредством  распределения выручки от продажи активов, и / или в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности.

       3. Максимальное использование существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены и внести свой вклад в экономику страны.

       4. Обеспечение механизма рассмотрения  дел о нарушениях и злоупотреблениях  в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

       В соответствии с применяемой концепцией банкротства, "процедуры, реализующие  вышеописанные задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может  быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации менеджерской стратегии, существовавшей ранее. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, если бизнес должника удается сохранить, от сохранения деловых отношений с должником в будущем".

       По  мнению одного из ведущих западных экспертов по несостоятельности, Марка  Хоумана, старшего партнера компании "Прайс  Уотерхаус", "Российский Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 1992 г. не отвечал вышеуказанным потребностям современной рыночной экономики в силу своей схематичности, недоработанности, неясности и противоречивости". Несомненно, этот закон представлял собой попытку ввести принципы современного законодательства о несостоятельности и регулировал принципы как ликвидации, так и спасения предприятий. Однако в законе лишь поверхностно освещались многие области, которые было необходимо определить и описать более четко, а также не были определены необходимые процессуальные особенности судопроизводства по делам о несостоятельности.6

       Недостатком российской системы судопроизводства по делам о несостоятельности  является усложненность и затянутость  процедуры – на Западе в случае неявки должника на заседание он объявляется банкротом, в случае нехватки у должника документов, доказывающих его несостоятельность, он также объявляется банкротом. По этим и другим причинам слушания не откладываются и процедура не затягивается, ибо затягивание процедур несостоятельности наносит, прежде всего, вред предприятию-должнику, которое могло бы быть с выгодой продано новому собственнику, а в случае долгих процедур оказывается полностью разоренным.

       Для продолжения реформ в России первоочередной необходимостью явилась разработка и принятие новой версии закона о банкротстве. Если Россия сможет принять современное законодательство о несостоятельности, то она получит возможность избежать тех ошибок, через которое прошли законодательства других стран. Многие из них пытались создать законы, которые предусматривали чрезмерно дорогостоящие процедуры реорганизации предприятий-должников и тем самым наносили ущерб кредиторам. Этим недостатком страдала гл. II закона о банкротстве США, которая в ноябре 1994 г. была соответствующим образом исправлена. До 1994 г. английская административная система страдала от высоких затрат при подаче искового заявления о несостоятельности. Сейчас этот недостаток исправлен, английское судопроизводство отказалось от затребования большого количества информации для аргументации по иску, что также способствовало сокращению расходов на судопроизводство по процедурам несостоятельности.

1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий

      1. Правительственный метод прогнозирования банкротства предприятий.

      Внешним признаком банкротства предприятия  является приостановление его текущих  платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течении трёх месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

      В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры  баланса, так как решения о  несостоятельности принимаются по признакам неудовлетворительности структуры баланса.7

      В соответствии с системой критериев, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498, основными источниками анализа являются форма №1 "Баланс предприятия" и форма №2 "Отчёт о прибылях и убытках".

      Основанием  для признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является одно из следующих условий:

  1. коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение менее 2;
  2. коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчётного периода имеет значение менее 0,1.

      Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую  обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия и определяется по уравнению:

      

,                             (1)

где        IIА - итог второго раздела актива баланса; КП - краткосрочные пассивы.

      Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных  оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости и определяется по уравнению:

      

,                      (2)

      где         IVП - итог IV раздела пассива баланса; - итог I раздела актива баланса; IIА - итог II раздела актива баланса.

      Основным  показателем, характеризующим наличие  реальной возможности у предприятия  восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определённого периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

      Если  хотя бы один из коэффициентов меньше норматива (т.е. или ), то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6-и месяцам.

      Если  , а , то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3-м месяцам.

       ,               (3)

       (нормативное значение коэффициента  текущей ликвидности);

      Т - отчётный период; К0Т.Л,, К1Т.Л. - соответственно, коэффициенты текущей ликвидности в начале и в конце периода.

      Если  , то у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность.

      Коэффициент утраты платежеспособности (Ку) определяется по уравнению:

       ,                    (4)

      где         Ту - период утраты платежеспособности предприятия.

      Если  , то у предприятия имеется реальная возможность не утратить платежеспособность.

      В случае признания структуры баланса  предприятия неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним.

      Сумма платежей по обслуживанию задолженности  государства перед предприятием рассчитывается исходя из объёмов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированных по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:

       ,                                        (5)

где      Nзад - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, Pi - объём государственной задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства; ti - период задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства; Eri - годовая учётная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности.

      Величина  коэффициента текущей ликвидности  предприятия, рассчитываемая из предположения  своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:

                            (6)

      Установленная неплатежеспособность предприятия  считается непосредственно связанной  с задолженностью государства перед  ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности  больше 2, если КТ.Л.<2, то установленная неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним.

Информация о работе Банкротство предприятия