Банкротство предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Характеристика экономической категории банкротства предприятий 4
1.1. Понятие несостоятельного предприятия 4
1.2. Положения федерального законодательства о банкротстве 5
1.3. Несостоятельные предприятия в переходной экономике России 7
1.4. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями 10
1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий 13
Глава 2. Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике 17
2.1. Этапы проведения процедуры банкротства 17
2.1.1. Наблюдение 17
2.1.2. Внешнее управление 19
2.1.3. Конкурсное производство 21
2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства 21
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

      В развитых странах широко распространён  прогноз банкротства предприятий  с использованием формулы Альтмана, которая была получена на основе статистических данных предприятий-банкротов.

      2. Прогнозирование банкротства предприятий по методу Альтмана.

      Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных коэффициентов, способных предсказать банкротство:8

,           (7)

где                Z- надёжность, степень отдалённости от банкротства.

      

;
;
;

      

;
;

где               II - текущие активы;

                   КП - краткосрочные пассивы (обязательства);

                   А - активы;

                   P* - чистая прибыль;

                   Pб - балансовая прибыль;

                   РЦАК - рыночная цена акционерного капитала;

                  ВР - выручка от реализации;

                  ЗС - заёмные средства;

      Если  Z<1,81, то предприятие станет банкротом:

      через год - с вероятностью 95%

      через три года -  с вероятностью 48%

      через 4 года - с вероятностью 30%

      через 5 лет - с вероятностью 20%

      Для российских предприятий пока нет  данных применимости формулы Альтмана, но в оценочных целях целесообразно применять.9

Глава 2.  Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике

2.1. Этапы проведения процедуры банкротства

       Институт  несостоятельности (банкротства) создавался для достижения одновременно нескольких целей:

    1. ликвидировать убыточные предприятия, которые не способны функционировать, принося прибыль;
    2. вовремя выявить должников, которые терпят временные финансовые трудности, обладая значительным производственным потенциалом, и помочь им преодолеть эти трудности;
    3. защитить права как кредиторов, так и должника.

       Однако, как показывает практика применения ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, число предприятий-должников, восстановивших свою платежеспособность (одновременно удовлетворивших требования кредиторов и сохранивших производство), то есть достигших основной цели применения процедуры банкротства, минимально. В чем же причина такого положения дел? Почему достижение декларированной цели на практике практически невозможно, почему большинство дел заканчивается проведением конкурсного производства, в ходе которого, кстати, удовлетворения требований всех кредиторов также практически не происходит?

       В данной главе сделана попытка выявить и проанализировать существующие проблемы, возникающие на этапах проведения процедуры банкротства – в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Для начала рассмотрим упрощенно все вышеперечисленные этапы.

2.1.1. Наблюдение

       Цель  введения наблюдения – выяснение  финансово-хозяйственного состояния  предприятия с целью принятия первым собранием кредиторов решения о будущем направлении работы, а также защита имущества должника в течение этого периода времени от недолжного им распоряжения.

       Ранее действовавшее законодательство не устанавливало аналогичных наблюдению процедур, в связи с чем на практике возникали серьезные сложности. Например, недобросовестные кредиторы, имевшие целью разорение должника, посредством законных мер добивались своей цели – удовлетворение судом ходатайства о наложении ареста на имущество должника фактически блокировало функционирование предприятия. Но могла быть и обратная ситуация: когда добросовестные кредиторы не заявляли такого ходатайства в суд либо суд его не удовлетворял, недобросовестный должник получал возможность распорядиться своим имуществом в ущерб кредиторам.

       Процедура наблюдения предназначена для преодоления  этой проблемы, поскольку в течение  периода наблюдения вопросами защиты имущества должника и обеспечения  интересов кредиторов занимается независимый  субъект – временный управляющий, который контролирует процесс функционирования предприятия.

       На  первый взгляд все должно складываться благополучно. Независимый временный  управляющий, обладающий необходимой  квалификацией, выявляет всех кредиторов предприятия-должника, устанавливает  размер их требований, определяющий количество голосов для участия в первом собрании кредиторов, проводит анализ потенциала предприятия и выносит свои предложения на обсуждение первого собрания кредиторов, например:

  1. должник признается потенциально жизнеспособным, и его финансовое состояние может быть восстановлено;
  2. восстановление платежеспособности должника крайне затруднительно или невозможно;
  3. восстановление платежеспособности должника крайне маловероятно.

       Собрание  кредиторов принимает окончательное  объективное решение, а именно: ходатайствовать перед арбитражным судом о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2.1.2. Внешнее управление

       Введение  внешнего управления характеризуется  следующими основными моментами:

  1. руководство должника отстраняется от должности, управление делами возлагается на внешнего управляющего;
  2. снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  3. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;
  4. внешний управляющий вправе подать в арбитражный суд заявление о признании ряда сделок должника недействительными

       Очень важной является мера, которая служит обеспечению возможности проведения внешнего управления, - мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до его введения.

       Предполагается  продолжение функционирования предприятия  в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Введение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания  на имущество должника, поскольку  такие требования в ряде случаев могут создавать серьезные препятствия для осуществления текущей деятельности предприятия - должника.

       При назначении моратория должник получает возможность в течение достаточно длительного времени не выплачивать  долги с тем, чтобы восстановить нормальное функционирование. Таким образом, мораторий можно рассматривать как предоставленную законом должнику льготу, имеющую значительный санационный эффект.

       Основным  документом этапа внешнего управления является план внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов.

       Цель  внешнего управления, как и всей процедуры банкротства вообще –  восстановление платежеспособности должника при условии наиболее полного  удовлетворения требований кредиторов; план должен предусматривать подробный перечень мероприятий, направленных на достижение этой цели.

       Из  плана внешнего управления должно следовать, что в течение срока внешнего управления исчезнут признаки несостоятельности, которыми должник обладал на момент введения внешнего управления (задолженность не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда в течение более чем трех месяцев).

       В плане внешнего управления должны быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника. Это может  быть:

  1. перепрофилирование производства;
  2. закрытие нерентабельных производств;
  3. ликвидация дебиторской задолженности;
  4. продажа части имущества должника;
  5. уступка прав требования должника;
  6. исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  7. продажа предприятия (бизнеса) должника;
  8. иные способы восстановления платежеспособности должника.

       Недостатком ранее действовавшего законодательства была невозможность осуществления  продажи предприятия в процессе внешнего управления; продать бизнес (предприятие как имущественный комплекс) можно было только на стадии ликвидации, когда спасти бизнес, как правило, было уже невозможно.

       Между тем с экономической точки  зрения одной из наиболее важных задач  законодательства о несостоятельности является спасение бизнеса (при условии соблюдения интересов кредиторов), которое может проходить как при сохранении организационно-правовой формы путем проведения реорганизационных процедур, так и путем продажи новому владельцу. По сути, при продаже предприятия имущество передается от одного хозяйствующего субъекта, который терпит убытки, эксплуатируя это имущество, другому, который сможет использовать его с получением прибыли, т. е. сделать предприятие жизнеспособным. А средства, полученные в результате продажи предприятия, будут распределены между кредиторами.

2.1.3. Конкурсное производство

       Конкурсное  производство представляет собой систему  мероприятий, проводимых под контролем  арбитражного суда, целью которых  является, во-первых, проведение ликвидации должника, во-вторых, удовлетворение требований кредиторов должника за счет реализации имущества должника в соответствии с установленной законом очередностью.

       Конкурсное  производство начинается после принятия арбитражным судом решения о  признании должника банкротом и  означает невозможность восстановления финансового состояния.

       Конкурсный  управляющий на этой стадии процесса банкротства осуществляет функции  как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного производства целесообразным является назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности.

       Наиболее важными полномочиями, которые имеет конкурсный управляющий, являются: анализ финансового состояния должника, ликвидация дебиторской задолженности, решение вопросов, связанных с исполнением либо отказам от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, осуществление дополнений имущества в целях формирования конкурсной массы.

2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства

       Почему  же процедура банкротства далеко не всегда достигает тех целей, ради которых она изначально предусматривалась?

       По  нашему мнению, дело в том, что ряд  положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требуют дополнений и/или изменений, а практика применения закона - совершенствования. Представляется, что большинство из названных в предыдущем разделе настоящей работы проблем вызваны именно этими причинами.

       В числе требующих решения проблем  можно назвать следующие:

       1. Проблема защиты интересов государства в ходе банкротства.

       Процедура банкротства выделяет кредиторов по обязательным платежам в особую группу - отдельную от конкурсных кредиторов. Представители интересов государства, обладая меньшими по сравнению с конкурсными кредиторами правами, не всегда обладают достаточными правами для защиты интересов государства.

       Для решения этой проблемы необходимо уравнять в правах конкурсных кредиторов и  кредиторов по обязательным платежам.

       2.Проблема определения представителей требований бюджета и внебюджетных фондов в ходе банкротства.

       Для лучшей защиты интересов кредиторов по обязательным платежам их требования целесообразно объединить. Для того, чтобы представители требований бюджета и внебюджетных фондов в ходе банкротства не “распыляли” свои голоса, необходимо законодательно утвердить, кто может представлять в процедуре банкротства кредиторов по обязательным платежам.

Информация о работе Банкротство предприятия