Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов проблемы банкротства в России.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банкротства и несостоятельности предприятий.
2. Изучить законодательную базу регулирования банкротства российских предприятий.
3. Проанализировать существующие кризисные ситуации, влекущие за собой несостоятельность предприятий.
4. Рассмотреть основы антикризисного управления предприятием.
Введение 2
Глава 1. Характеристика экономической категории банкротства предприятий 4
1.1. Понятие несостоятельного предприятия 4
1.2. Положения федерального законодательства о банкротстве 5
1.3. Несостоятельные предприятия в переходной экономике России 7
1.4. Зарубежный опыт управления несостоятельными предприятиями 10
1.5. Основные инструменты анализа финансовых предпосылок несостоятельности предприятий 13
Глава 2. Анализ проблем, связанных с применением процедуры банкротства на практике 17
2.1. Этапы проведения процедуры банкротства 17
2.1.1. Наблюдение 17
2.1.2. Внешнее управление 19
2.1.3. Конкурсное производство 21
2.2. Основные проблемы, связанные с применением банкротства 21
Заключение 29
Список литературы 32
В
развитых странах широко распространён
прогноз банкротства
2. Прогнозирование банкротства предприятий по методу Альтмана.
Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных коэффициентов, способных предсказать банкротство:8
, (7)
где Z- надёжность, степень отдалённости от банкротства.
где II - текущие активы;
КП - краткосрочные пассивы (обязательства);
А - активы;
P* - чистая прибыль;
Pб - балансовая прибыль;
РЦАК - рыночная цена акционерного капитала;
ВР - выручка от реализации;
ЗС - заёмные средства;
Если Z<1,81, то предприятие станет банкротом:
через год - с вероятностью 95%
через три года - с вероятностью 48%
через 4 года - с вероятностью 30%
через 5 лет - с вероятностью 20%
Для
российских предприятий пока нет
данных применимости формулы Альтмана,
но в оценочных целях
Институт несостоятельности (банкротства) создавался для достижения одновременно нескольких целей:
Однако, как показывает практика применения ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, число предприятий-должников, восстановивших свою платежеспособность (одновременно удовлетворивших требования кредиторов и сохранивших производство), то есть достигших основной цели применения процедуры банкротства, минимально. В чем же причина такого положения дел? Почему достижение декларированной цели на практике практически невозможно, почему большинство дел заканчивается проведением конкурсного производства, в ходе которого, кстати, удовлетворения требований всех кредиторов также практически не происходит?
В данной главе сделана попытка выявить и проанализировать существующие проблемы, возникающие на этапах проведения процедуры банкротства – в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Для начала рассмотрим упрощенно все вышеперечисленные этапы.
Цель введения наблюдения – выяснение финансово-хозяйственного состояния предприятия с целью принятия первым собранием кредиторов решения о будущем направлении работы, а также защита имущества должника в течение этого периода времени от недолжного им распоряжения.
Ранее
действовавшее законодательство не
устанавливало аналогичных
Процедура
наблюдения предназначена для преодоления
этой проблемы, поскольку в течение
периода наблюдения вопросами защиты
имущества должника и обеспечения
интересов кредиторов занимается независимый
субъект – временный
На первый взгляд все должно складываться благополучно. Независимый временный управляющий, обладающий необходимой квалификацией, выявляет всех кредиторов предприятия-должника, устанавливает размер их требований, определяющий количество голосов для участия в первом собрании кредиторов, проводит анализ потенциала предприятия и выносит свои предложения на обсуждение первого собрания кредиторов, например:
Собрание кредиторов принимает окончательное объективное решение, а именно: ходатайствовать перед арбитражным судом о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Введение внешнего управления характеризуется следующими основными моментами:
Очень
важной является мера, которая служит
обеспечению возможности
Предполагается продолжение функционирования предприятия в течение периода внешнего управления, поэтому необходима отсрочка платежей. Введение моратория препятствует кредиторам требовать наложения взыскания на имущество должника, поскольку такие требования в ряде случаев могут создавать серьезные препятствия для осуществления текущей деятельности предприятия - должника.
При
назначении моратория должник получает
возможность в течение
Основным документом этапа внешнего управления является план внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов.
Цель внешнего управления, как и всей процедуры банкротства вообще – восстановление платежеспособности должника при условии наиболее полного удовлетворения требований кредиторов; план должен предусматривать подробный перечень мероприятий, направленных на достижение этой цели.
Из плана внешнего управления должно следовать, что в течение срока внешнего управления исчезнут признаки несостоятельности, которыми должник обладал на момент введения внешнего управления (задолженность не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда в течение более чем трех месяцев).
В плане внешнего управления должны быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника. Это может быть:
Недостатком ранее действовавшего законодательства была невозможность осуществления продажи предприятия в процессе внешнего управления; продать бизнес (предприятие как имущественный комплекс) можно было только на стадии ликвидации, когда спасти бизнес, как правило, было уже невозможно.
Между тем с экономической точки зрения одной из наиболее важных задач законодательства о несостоятельности является спасение бизнеса (при условии соблюдения интересов кредиторов), которое может проходить как при сохранении организационно-правовой формы путем проведения реорганизационных процедур, так и путем продажи новому владельцу. По сути, при продаже предприятия имущество передается от одного хозяйствующего субъекта, который терпит убытки, эксплуатируя это имущество, другому, который сможет использовать его с получением прибыли, т. е. сделать предприятие жизнеспособным. А средства, полученные в результате продажи предприятия, будут распределены между кредиторами.
Конкурсное производство представляет собой систему мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника, во-вторых, удовлетворение требований кредиторов должника за счет реализации имущества должника в соответствии с установленной законом очередностью.
Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.
Конкурсный управляющий на этой стадии процесса банкротства осуществляет функции как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного производства целесообразным является назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности.
Наиболее важными полномочиями, которые имеет конкурсный управляющий, являются: анализ финансового состояния должника, ликвидация дебиторской задолженности, решение вопросов, связанных с исполнением либо отказам от исполнения сделок должника, заключенных до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, осуществление дополнений имущества в целях формирования конкурсной массы.
Почему же процедура банкротства далеко не всегда достигает тех целей, ради которых она изначально предусматривалась?
По нашему мнению, дело в том, что ряд положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требуют дополнений и/или изменений, а практика применения закона - совершенствования. Представляется, что большинство из названных в предыдущем разделе настоящей работы проблем вызваны именно этими причинами.
В
числе требующих решения
1. Проблема защиты интересов государства в ходе банкротства.
Процедура банкротства выделяет кредиторов по обязательным платежам в особую группу - отдельную от конкурсных кредиторов. Представители интересов государства, обладая меньшими по сравнению с конкурсными кредиторами правами, не всегда обладают достаточными правами для защиты интересов государства.
Для решения этой проблемы необходимо уравнять в правах конкурсных кредиторов и кредиторов по обязательным платежам.
2.Проблема определения представителей требований бюджета и внебюджетных фондов в ходе банкротства.
Для лучшей защиты интересов кредиторов по обязательным платежам их требования целесообразно объединить. Для того, чтобы представители требований бюджета и внебюджетных фондов в ходе банкротства не “распыляли” свои голоса, необходимо законодательно утвердить, кто может представлять в процедуре банкротства кредиторов по обязательным платежам.