Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
провести анализ безналичных расчетов;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Основы организации безналичных расчетов
1.1. Сущность и роль безналичных расчетов в экономике…………………….6
1.2. Виды и формы проведения безналичных расчетов……………………….13
1.3. Ответственность банков за нарушение правил совершения безналичных расчетов…………………………………………………………………….…….34

Глава 2. Анализ современного состояния безналичного оборота в РФ
2.1. Исторические аспекты развития безналичных расчетов…………………41
2.2. Анализ безналичного оборота на современном этапе……………………47
2.3. Анализ рисков характерных при проведении безналичных расчетов…..51

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов в Российской Федерации
3.1. Проблемы организации и проведения безналичных расчетов…………...54
3.2. Пути совершенствования безналичного оборота на примере ОАО Сбербанк России….………………………56
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………………….59-60
Приложение……………………………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения  используются для:

  • платежей в бюджет;
  • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
  • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
  • взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ;
  • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
  • уплаты пени, штрафов, неустоек.

Платежное поручение  выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все  необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение: 

Первый экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика  и остается в документах для банка;

Четвертый экземпляр  возвращается плательщику со штампом  банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

Второй и третий экземпляры платежного поручения отсылаются в  банк получателя платежа, при этом второй экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а третий экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Платежное поручение  принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение. При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молокозаводами), между торфопредприятиями и электростанциями, производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл [3].

 

Рис.1

Схема расчета платежными поручениями при предварительной оплате товаров (услуг)

 

 

                                 


                                          


 

 

 

                                  


 

Пояснения:

1. Заключение договора о поставке товаров (оказании услуг) с предварительной оплатой.

2) Передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя.

3) Перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя.

4) Сообщение поставщику о зачислении средств на его банковских счет.

5) Поставка товара (оказание услуг).

 

 

 

Рис.2

Схема расчета платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)

                              


 

 

 

                               


 

Пояснения:

1) Поставка товаров (оказание услуг).

2) Передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя.

3) Перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя.

4) Сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

 

Рассмотрим особенности расчетов по аккредитиву.

Аккредитив представляет собой  условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента  в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк - эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:

– покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

– отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который  может быть изменен или отменен  банком-эмитентом на основании письменного  распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств  и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может  быть предусмотрен акцепт уполномоченного  плательщиком лица. Получатель средств  может отказаться от использования  аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. О закрытии аккредитива в банк плательщика направляется уведомление. Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности оговариваются: конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения. Наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими  правилами не регламентируется. Расчеты  аккредитивом особенно выгодны поставщику. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов, аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику, либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

 

                                


 

 


                                


 

 

 

 

 

Рис.3 Схема расчета аккредитивами


Пояснения:

1. Заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке.

2. Передача в банк заявления на открытие аккредитива.

3. Перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы».

4. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.

5. Поставка товара (оказание услуг).

6. Направление в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара(оказание услуг) списание средства счета «Аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика.

7. Направление в банк покупателя сообщения об использовании аккредитива.

8.       Сообщение  об использовании аккредитива  покупателю.

 

Рассмотрим особенности расчетов по чеку.

Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы  чекодержателю. Чек, как и платежное  поручение, оформляется плательщиком, но, в отличие от расчетов платежным поручением, чек передается плательщиком, минуя банк, непосредственно получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ чек должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование «чек», включенное в текст документа;
  • поручение плательщику выплатить чекодателю определенную денежную сумму;
  • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
  • указание валюты платежа;
  • указание даты и места составления чека;
  • подпись лица, выписавшего чек.

Положение «О безналичных  расчетах в РФ» №2-П от 12.04.01 г. предусматривает возможность использования в безналичных расчетах чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержать все дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не должны применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, а могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и их клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.

Порядок и условия  использования чеков кредитных  организаций определяются внутрибанковскими  правилами, которые, в частности, должны предусматривать: форму чека, перечень его реквизитов, перечень участников расчетов данными чеками, срок предъявления чеков к оплате, условия оплаты чеков.

Помимо этого банками  предусматривается выдача организациям лимитированных чековых книжек. Выдача лимитированных чековых книжек производится банком на основании заявления организации - чекодателя и платежного поручения на депонирование лимита суммы книжки. При выдаче книжки банк списывает указанную сумму со счета клиента и депонирует ее на отдельном счете.

Чеки из чековой книжки выписываются чекодателем в момент определения суммы платежа и  вручаются получателю денег – чекодержателю, который предъявляет чеки в обслуживающее его учреждение банка для оплаты.

Банк поставщика направляет предъявленные чеки в банк покупателя; последний списывает суммы со счета и перечисляет в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет. В чеке указывается наименование чекодержателя, номер счета, наименование банка - плательщика и его код, сумма платежа.

Чеки выписываются в  одном экземпляре, подписываются  лицами, имеющими право распоряжаться  счетом в банке, скрепляются печатями чекодателя и оплачиваются только в полной сумме.

Чек действителен десять дней, не считая даты выписки. Одновременно с чеком заполняется его корешок, который остается в книжке у чекодателя. Корешки чеков служат для контроля за использованием лимита чековой книжки и оплаты чеков.

При выписке очередного чека покупатель (чекодатель) переносит  в него остаток лимита из корешка  предыдущего чека и выводит остаток  лимита.

Банки сдают чеки в  расчетно-кассовые центры (РКЦ), если плательщиками  являются другие банки. Банки производят списание, средств со счета чекодателя на основании поступивших из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

 

Рис. 4  Схема расчета чеками

Оплата заказанных товарно-материальных                                      Отгрузка заказанных товарно-

ценностей посредством  вручения                                                       материальных ценностей

чека поставщику

                                     


Таксировка и инкассация Инкассация чека и

пакета документов для зачисление денежных


депонирования денежных средств на счет

средств на счете покупателя поставщика

(чекодателя) Извещение банка-получателя (чекодержателя)

о списании денежных средств

с депонентного счета плательщика

                                      

Информация о работе Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)