Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
провести анализ безналичных расчетов;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Основы организации безналичных расчетов
1.1. Сущность и роль безналичных расчетов в экономике…………………….6
1.2. Виды и формы проведения безналичных расчетов……………………….13
1.3. Ответственность банков за нарушение правил совершения безналичных расчетов…………………………………………………………………….…….34

Глава 2. Анализ современного состояния безналичного оборота в РФ
2.1. Исторические аспекты развития безналичных расчетов…………………41
2.2. Анализ безналичного оборота на современном этапе……………………47
2.3. Анализ рисков характерных при проведении безналичных расчетов…..51

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов в Российской Федерации
3.1. Проблемы организации и проведения безналичных расчетов…………...54
3.2. Пути совершенствования безналичного оборота на примере ОАО Сбербанк России….………………………56
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………………….59-60
Приложение……………………………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Ни один из видов риска  не может быть устранен полностью. Чем большую степень риска берет на себя банковское учреждение, тем выше должна быть прибыль, на которую оно может рассчитывать. Задача банка при этом заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих операций, а страхование рисков (хеджирование) направлено на максимально возможное ограничение воздействия непредвиденных, непредсказуемых изменений, обеспечение минимального отклонения фактической прибыли банка от ожидаемой.

Наиболее общие способы  страхования рисков в банковской практике сводятся к диверсификации рисков (т.е. их распределению, регулированию структуры и размеров), а также к постоянному контролю со стороны банка за соблюдением необходимых соотношений, нормативов (например, устанавливаемых центральным банком нормативов максимального размера риска на одного заемщика и максимального размера валютного и процентного риска банка) и осуществлению при необходимости корректирующих, действий. Существенную роль при этом играет наличие у банка соответствующей информационной базы и технологии, квалифицированного персонала, а также проведение постоянных работ по прогнозированию экономической конъюнктуры. Однако осуществление подобных работ требует крупных затрат и доступно обычно лишь достаточно крупным банкам. Для сопоставимости результатов оценка рисков должна производиться систематически, через равные интервалы времени и на базе одной и той же методики.

Кредитный риск представляет собой существующий для кредитора  риск неуплаты заемщиком основного  долга и процентов по нему. Управление данным риском (его минимизация) осуществляется следующими способами:

    • путем диверсификации портфеля ссуд и инвестиций банка;
    • путем предварительного анализа кредитоспособности, т.е. возможности заемщика погасить кредит;
    • путем оценки стоимости выдаваемых кредитов и контроля за кредитами, выданными ранее.

Диверсификация кредитного риска предполагает рассредоточение  имеющихся у банка возможностей по кредитованию и инвестированию в  ценные бумаги. Кредитный риск банка  возрастает по мере увеличения общего объема кредитования и степени концентрации кредитов среди ограниченного числа заемщиков. Поэтому банки предпочитают при постоянном объеме кредитных вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы большему числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам (регулирование доли кратко-, средне- и долгосрочных вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры); по назначению кредитов (сезонные, на строительство и т.д.); по виду обеспечения (под различные виды активов) ; по способу установления ставки за кредит (фиксированная или переменная); по отраслям, странам и т.д.

 Безопасность должна взвешиваться с такими критериями, как социальная доступность. При этом неосторожно рассчитывать на то, что в стране «новой экономики» можно за ограниченный срок воспроизвести финансовую модель развитого государства. Это потребует неразумных затрат и неизбежно приведет к отставанию от мировых тенденций и зависимости. Простым примером может быть цена создания инфраструктуры, обеспечивающей равную доступность финансовых услуг для всех жителей такой географически распространенной страны, как Россия. 

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования  безналичных расчетов

3.1. Проблемы организации и проведения  безналичных расчетов

 

Важной особенностью современной системы безналичных  расчетов является автоматизация процессов  прохождения документов на разных стадиях  обработки. Почти полностью исключена  ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль, поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и сам процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.

Скорейшая автоматизация  системы безналичных расчетов имеет  колоссальное значение для упорядочивания банковского документооборота, обеспечит сокращение сроков платежей и гарантированность от незаконного доступа к расчетно-денежным документам.

Несмотря на установление унифицированных сроков обработки  и прохождения финансовых документов в банках и расчетно-кассовых центрах и введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, это не улучшает состояние расчетов.

В современных условиях существует ряд проблем организации  безналичных расчетов.

К числу технических  проблем относятся следующие: не все РКЦ заменили устаревшую и низкопроизводительную технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвязей и формированию единой сети. Серьезной проблемой является создание укрупненных резервных центров обработки информации.

Это приводит к задержке расчетов банками, предприятиями, РКЦ. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской о приеме поручения и штампов банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств в корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И, наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. У клиента нет возможности определить, когда его средства поступили из РКЦ в банк, а когда на его расчетный счет.

Методологические проблемы состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. Следовательно, необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей. Например, при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезного хозяйственного оборота [18].

Одной из важных проблем  является очередность платежей. Внешне создается впечатление, что очередность  платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

Для решения этих проблем  необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий обработки и передачи платежной информации. Это позволит обеспечить надежное, бесперебойное и качественное обслуживание всех участников расчетов, производить расчеты практически в режиме реального времени, где прием платежей и учет по счетам будут вестись непрерывно. Необходимо полное техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, банками и РКЦ, а также с различными регионами России.

Основные цели их внедрения  – экономия издержек кредитно-денежного  обращения и повышение качества банковского обслуживания как нельзя лучше отвечают задачам банковской перестройки в нашей стране.

 

3.2. Пути совершенствования безналичного оборота на примере      ОАО Сбербанк России

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны,  а доля в банковском капитале находится  на уровне 27%. По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный  универсальный банк, удовлетворяющий  потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в  настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане,  на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии.

Рассматривая международный  вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с  более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 35% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный  банк Российской Федерации (Банк России). По  состоянию на 16 апреля 2010 г., ему  принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

           В течение 2011 года Сбербанк России продолжил свое развитие, оставаясь при этом бесспорным лидером во всех сферах банковской деятельности. Как показывает анализ кредитных операций Сбербанка, в сфере выдачи потребительских ссуд Банку удалось увеличить объем выдаваемых кредитов населению на 37,7% (на 1.01.2012 г. по сравнению с 1.01.2011 г.). Так, на начало 2011г. в кредитном портфеле Банка объем потребительских ссуд составил 1 256 млрд. руб., а на начало 2012г. его величина уже повысилась до 1 729,5 млрд.руб.

          При этом стоит отметить, что качество кредитного портфеля Сбербранка также улучшилось. Об этом свидетельствует снижение доли просроченной задолженности по портребкредитам в активах Банка. Так, в первой половине 2011 года просрочка составляла в среднем 3,5% от выданных ссуд. Что касается объемов просрочки на вторую половину 2011 года, то она существенно снизилась к концу исследуемого периода и на 1 января 2012 года составила уже 2,7%.

Рассматривая валютную структуру кредитного портфеля Банка  в части выдачи ссуд населению  можно так же отметить постоянную тенденцию снижения доли кредитов, выдаваемых в иностранной валюте по сравнению с ссудами в рублях. На начало 2011 года доля валютных потребительских кредитов колебалась в районе 1,1-1,4%, в то время, как на конец года не превысила 1%, составив на 1.01.2012 - 0,9%.

          Сбербанк является наиболее популярной кредитной организацией в нашей стране, занимающей лидирующие позиции, как в области кредитования, так и в сфере привлечения денежных средств населения и предприятий. Капитал банка на 1 февраля 2011 года составил 1080180 млн. рублей, что более чем на 70% превышает капитал ВТБ – банковской группы, находящей на втором месте по данному показателю. Что касается анализа финансовой деятельности Сбербанка в области выдачи потребительских кредитов, то как уже отмечалось выше, в данной сфере он является безусловным лидером на протяжении всего периода развития кредитования в РФ. Только в феврале 2011 года Сбербанк России выдал потребительских  ссуд на сумму в 1 262 659 млн.руб. Для сравнения, за этот же период в ВТБ24 объем потребительского кредитования составил всего 381 258 млн.руб., а в Росбанке – кредитной организации, занимающей 3-е место в рейтинге банков по потребительским кредитам, – 1199 954 млн.руб.

         В нижеприведенной таблице приведены статистические данные, характеризующие кредитную деятельность Сбербанка.

 

Таблица 1      Кредитная деятельность Сбербанка за период с 2010 по январь 2011года.

Месяц

Потребительский кредит,млн.руб

Из них: кредиты,выданные

в ин. валюте

Доля вал.ссуд

%

Темп прироста

потреб. кредита,%

Доля 

просрочки

%

Январь  2010

1 129 858

21 467

2,10

1,90

3,40

Февраль 2010

1 111 370

21 116

1,90

-1,64

3,50

Март 2010

1 106 391

19 915

1,80

-0,45

3,60

Апрель 2010

1 109 760

18 866

1,70

0,30

3,60

Май 2010

1 120 331

19 046

1,70

0,95

3,60

Июнь 2010

1 135 805

19 309

1,70

1,38

3,60

Июль 2010

1 157 565

19 679

1,70

1,92

3,60

Август 2010

1 172 089

18 753

1,60

1,25

3,60

Сентябрь 2010

1 185 844

17 788

1,50

1,17

3,60

Октябрь 2010

1 200  525

18 008

1,50

1,24

3,60

Ноябрь 2010

1 214  427

18 216

1,50

1,16

3,60

Декабрь 2010

1 227  324

18 410

1,50

1,06

3,60

Январь 2010

1 256 031

17 584

1,40

2,34

3,50

Информация о работе Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)