Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 04:25, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
провести анализ безналичных расчетов;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.
Введение
Глава 1 Основы организации безналичных расчетов
1.1. Сущность и роль безналичных расчетов в экономике…………………….6
1.2. Виды и формы проведения безналичных расчетов……………………….13
1.3. Ответственность банков за нарушение правил совершения безналичных расчетов…………………………………………………………………….…….34
Глава 2. Анализ современного состояния безналичного оборота в РФ
2.1. Исторические аспекты развития безналичных расчетов…………………41
2.2. Анализ безналичного оборота на современном этапе……………………47
2.3. Анализ рисков характерных при проведении безналичных расчетов…..51
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов в Российской Федерации
3.1. Проблемы организации и проведения безналичных расчетов…………...54
3.2. Пути совершенствования безналичного оборота на примере ОАО Сбербанк России….………………………56
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………………….59-60
Приложение……………………………………………………………………..72
Как видно, подавляющая часть потребкредитов населению выдается в отечественной валюте. Суды в долларах и в евро в кредитном портфеле Сбербанка (в части предоставления денежных средств населению) занимают менее 2%, причем, по сравнению с началом 2010 годом их величина постоянно снижается.
При этом, стоит отметить довольно низкую величину изменения объемов выданных потребительских кредитов. Об этом свидетельствуют низкие ежемесячные темпы прироста, величина которых колеблется в районе 1-2%.
С одной стороны это является тревожным моментом, поскольку в других банках объемы выдачи потребкредитов увеличиваются несколько сильнее (например, в Росбанке или Россельхозбанке темпы роста составляют 2-3%), но, учитывая то, что Сбербанк является безусловным лидером, а так же то, что в абсолютном выражении динамика изменения объемов кредитования хоть и несильная, но увеличивающаяся и стабильная, положение банка в данной сфере можно охарактеризовать как устойчивое.
Сбербанк значительно преобразился за последние годы и во многом преуспел, по сравнению с другими банками Российской Федерации. Внедрение новых технологий обслуживания вывели Сбербанк на мировой уровень. Данное направление, на мой взгляд, является верным, и его следует придерживаться. Широкая клиентура обязывает Сбербанк быть ближе к людям, стараясь отслеживать не только насущные потребности населения, но и стремиться предугадывать направления этих потребностей. Банк должен предлагать такие продукты, которые будут востребованы в ближайшем будущем, тем самым обеспечивая ему значительную долю банковского рынка. Я думаю, что Сбербанку необходимо уделять большое внимание вопросам внедрения современныx информационныx технологий, aвтоматизации проведения банковских операций и предоставления клиентам нoвых качественных услуг. Деятельность бaнка по всем направлениям должна пoддерживаться новейшими программными продуктами. Использование инновационных технологий в сфере банковских услуг способствует приросту клиентской базы, сокращению затрат на обслуживание банковских операций при оптимальном уровне операционного риска и затрат.
Информационные технологии развиваются эволюционным путем, для надлежащего управления и оперативного принятия обоснованных управленческих решений необходима эффективная технология сбора и обработки статистической информации. Централизация систем и единое программное обеспечение, безусловно, необходимы Сбербанку, чтобы выстроить четкое взаимодействие между всеми подразделениями и автоматизировать поиск большинства необходимой информации для работы. Это особенно важно в силу широкой географии размещения подразделений Сбербанка на территории России. Однако, необходимо четко контролировать эти процессы централизации, так как в большинстве случаев они внедряются на скорую руку, не задумываясь о реальной эффективности. Также необходимо внедрять проекты по совершенствованию внутренней системы управления с использованием автоматизированных систем электронного документооборота. Автоматизация документооборота, выработка общих форм представления всех поступающих данных, создание регламентированных схем обработки информации и другие аспекты единого информационного пространства позволят более четко организовать совместную работу сотрудников Сбербанка, пoвысить эффективность управления, создать оптимальные для клиента информационные системы, сделать рaботу бaнка более надежной, а обслуживание клиентoв наиболее привлекательным.
Наряду с этим, необходимо совершенствовать организацию работы с клиентами. Для этого необходимо создать сервера, которые позволяли бы выдавать через Интернет электронные номера и в тоже время указывали бы время, в которое клиенты должны подойти для обслуживания. При этом в случае более быстрой по сравнению со среднестатистической скоростью обслуживания, система самостоятельно корректировала бы время, а клиенту в этом случае направлялись бы уведомления на электронную почту или мобильный телефон по поводу корректировки времени. Эта задача, наиболее важна в настоящее время, поскольку, к сожалению, очереди в кассах Сбербанка зачастую не позволяют осуществить то, чего хотелось бы. Именно совершенствование информационных технологий, по моему убеждению, позволит уменьшить риски банковской деятельности, повысить информационную безопасность Сбербанка и его клиентов, оптимизировать рабочее время сотрудников, снижая таким образом издержки.
Чтобы развитие информационной среды шло во благо банку, необходимо:
- тщательно подходить
к выбору поставщиков
- перед началом
разработки провести анонимный
сбор мнений сотрудников,
- перед внедрением
обязательно дать
Я уверена, что Сбербанк через 10 лет будет актуальным, доступным для каждого и современным для того времени. Он будет поддерживать тенденции развития информационных технологий, иметь эффективную и мало затратную единую автоматизированную систему управления и придерживаться устойчивых передовых технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях
деньги являются неотъемлемым атрибутом
хозяйственной жизни. Поэтому все
сделки, связанные с поставками материальных
ценностей и оказанием услуг,
завершаются денежными
Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. Безналичные расчеты – главная составляющая (90%) всех денежных расчетов – являются жизненно важным элементом рыночной экономики.
Безналичный денежный оборот играет важную роль в экономике, которая проявляется в следующем:
- способствует более
рациональной организации
- сокращает расходы,
связанные с издержками
- разграничение налично-денежног
- создает возможность
осуществления банковского
- обеспечивает взаимный
контроль контрагентов за
- способствует ускорению платежей при правильной их организации за счет использования телеграфных переводов и электронных форм расчетов;
- создает возможность
организации международных
- обеспечивает лучшую сохранность денежных средств юридических и физических лиц на счетах в банках .
В соответствии с Положением 2-П от 3.10.2002 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» существуют следующие формы безналичных расчетов:
– расчеты платежными поручениями;
– расчеты по аккредитиву;
– расчеты чеками;
– расчеты по инкассо;
Формы безналичных расчетов
применяются клиентами
Банк плательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств перед клиентами может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Ответственность банков за неисполнение и ненадлежащее исполнение платежного поручения побуждает их к соблюдению всех требований закона, предъявляемых к данной форме расчетов, что способствует стабильности гражданского оборота.
Существующая в настоящее
время система безналичных
В период 1921-1930 г.г. существовали расчеты с чеками, банковские переводы, расчеты с использованием векселей;
1930-1932 г.г. появилась
аккредитивная и акцептная
1987-1992 г.г. – расчеты
платежными поручениями,
1922-1996 г.г. – расчеты
платежными требованиями, расчеты
платежными поручениями,
1996 по настоящее время – расчеты по инкассо, расчеты с использованием векселей, расчеты платежными поручениями-требованиями, расчеты с использованием банковских карт.
Главный организатор и посредник в осуществлении безналичных расчетов между различными хозяйствующими субъектами - банковская система. Она выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и основного объема безналичных платежей, а создание платежных средств, являющееся важнейшей функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями.
2 В 2010 году через платежную систему России было проведено 4,9 млрд. платежей на сумму 433,3 трлн. рублей, из них подавляющую часть составляли платежи в российских рублях (98,7% по количеству и 88,4% по объему). В среднем ежедневно осуществлялось 19,7 млн. платежей на сумму 1,7 трлн. рублей. Средний размер платежа составил 88,5 тыс. рублей (в 2009 году - 131,4 тыс. рублей). Относительно 2009 года количество указанных платежей, проведенных в 2010 году в российских рублях и иностранной валюте, увеличилось на 28,7%.
В современных условиях существует ряд проблем организации безналичных расчетов. К числу технических проблем относятся следующие: не все РКЦ заменили устаревшую и низкопроизводительную технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвязей и формированию единой сети. Серьезной проблемой является создание укрупненных резервных центров обработки информации.
Это приводит к задержке расчетов банками, предприятиями, РКЦ.
3 Методологические проблемы состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. Следовательно, необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей. Например, при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне
3 Для решения этих проблем необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий обработки и передачи платежной информации. Это позволит обеспечить надежное, бесперебойное и качественное обслуживание всех участников расчетов, производить расчеты практически в режиме реального времени, где прием платежей и учет по счетам будут вестись непрерывно. Необходимо полное техническое
Современные тенденции
развития безналичных расчетов обусловлены
интенсивным развитием
Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты. Развитие системы безналичных расчетов в РФ находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.
Поэтому органы власти заинтересованы в развитии платежной системы нашей страны. Действующая платежная система нуждается в некоторых усовершенствованиях в плане повышения эффективности управления платежными потоками со стороны банков и создания оператором системы – Национальным банком – условий, способствующих снижению объемов денежных средств (или ликвидности), которые необходимы банкам для безостановочного прохождения платежей.