Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 04:25, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
провести анализ безналичных расчетов;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Основы организации безналичных расчетов
1.1. Сущность и роль безналичных расчетов в экономике…………………….6
1.2. Виды и формы проведения безналичных расчетов……………………….13
1.3. Ответственность банков за нарушение правил совершения безналичных расчетов…………………………………………………………………….…….34

Глава 2. Анализ современного состояния безналичного оборота в РФ
2.1. Исторические аспекты развития безналичных расчетов…………………41
2.2. Анализ безналичного оборота на современном этапе……………………47
2.3. Анализ рисков характерных при проведении безналичных расчетов…..51

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов в Российской Федерации
3.1. Проблемы организации и проведения безналичных расчетов…………...54
3.2. Пути совершенствования безналичного оборота на примере ОАО Сбербанк России….………………………56
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы…………………………………………………………….59-60
Приложение……………………………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

В отношениях, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговых и  других финансовых и административных отношениях, нормы гражданского законодательства об ответственности не применяются. Характерной особенностью гражданско - правовой ответственности является ее имущественный характер.

         Цель ответственности - восстановление имущественной сферы потерпевшего, но не обогащение последнего за счет причинителя. Спецификой гражданско-правовой ответственности является, по общему правилу, соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытка.

         Привлечение к гражданско- правовой ответственности возможно при наличии следующих условий:

- наличие имущественного  ущерба или вреда

- противоправное  поведения причинителя вреда

- наличие причинно-следственной  связи между противоправным поведением  причинителя и наступившими убытками (вредом) у кредитора

- наличие вины причинителя вреда.

         В свою очередь, ответственность есть возложение на правонарушителей дополнительной обязанности. Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех дополнительных обременений, которые возлагаются на правонарушителя. Общей и наиболее распространенной формой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков. Возмещение убытков применяется при любых нарушениях обязательств. В соответствии с п.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

         Возмещение убытков - это ответственность одного участника правоотношения перед другим участником. Данная форма ответственности направлена на восстановление имущественной сферы потерпевшего за счет имущества правонарушителя. В результате возмещения убытков имущественное положение потерпевшего восстанавливается в том состоянии, в каком оно существовало до совершенного против него правонарушения, за счет имущества правонарушителя.

         Под убытками понимаются те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него правонарушения. Эти отрицательные последствия могут быть двух видов:

              - они могут выражаться в уменьшении наличного имущества у потерпевшей стороны (реальный ущерб), которое включает в себя расходы, которые понесла и должна будет понести потерпевшая сторона для восстановления состояния которое существовало до правонарушения.

              -они могут выражаться в несостоявшемся увеличении имущества потерпевшей стороны (упущенная выгода), которое включает в себя неполученные доходы, которые потерпевшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было бы нарушено ( п.2-3 ст.15 ГК РФ).

         Банк плательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств перед клиентами может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Ответственность банков за неисполнение и ненадлежащее исполнение платежного поручения побуждает их к соблюдению всех требований закона, предъявляемых к данной форме расчетов, что способствует стабильности гражданского оборота.

          В ч.1 ст.866 ГК РФ говорится о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гл.25 ГК РФ (“Ответственность за нарушение обязательств”). Условия договора банковского счета могут также предусматривать отказ от взыскания отдельных видов убытков (например, упущенной выгоды). Такие ограничения возможны лишь при условии, что нарушения допущены не умышленно, так как ГК РФ (п.4 ст.401) признает ничтожным заключенное ранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства. Но такое соглашение возможно, если обстоятельства, влекущие ответственность, уже наступили.

          П.3 ст.401 ГК РФ установлено, что иные основания ответственности должника, осуществляющего предпринимательскую деятельность, могут быть предусмотрены законом либо договором. В договоре, в частности, может быть оговорено, что банк освобождается от ответственности за убытки, вызванные искажением информации либо утратой документов организациями связи.

         Таким образом, банки несут ответственность в форме полного возмещения убытков , то есть, обязаны возместить плательщику и прямые расходы (реальный ущерб), вызванный нарушением его прав, и, упущенную выгоду, если плательщик докажет в арбитражном суде следующее:

          - нарушение ответчиком принятых на себя по договору обязательств

          - причинную связь между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением обязательств

           - размер убытков (как реального ущерба так и упущенной выгоды), возникших у истца в результате нарушения ответчиком принятых на себя обязательств

         Если истец собирается взыскать с банка также убытки, причиненные неисполнением платежных поручений, ему в исковом заявлении необходимо указать, что именно он считает своими убытками. Убытки вследствие нарушения правил совершения операций по безналичным расчетам предназначены для компенсации истцу того ущерба, который он понес по причине нарушения обязательства. Убытки от нарушения безналичного расчетного правоотношения в форме платежного поручения присуждается для компенсации понесенного ущерба, а не как наказание за причиненный вред.

        Таким образом, можно сказать, что, по общему правилу, кредитная организация отвечает за нарушения, вытекающие из обязательств по расчетным сделкам между банками и клиентами, либо между банками.

         Поскольку банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законом порядке.

         Как правило, кредитная организация отвечает за несвоевременное, и необоснованное (неправильное) списание, либо неправильное зачисление (списание) денежных средств клиента на счет (со счета) В связи с этим, необходимо рассмотреть понятие “несвоевременное” и “необоснованное”  (неправильное ) списание. В положениях ФЗ “О банках и банковской деятельности” термин “списание” употребляется как составная часть термина “перечисление”. Когда списание производится банком на основании платежного поручения клиента, оно является составляющей частью фактических действий банка, осуществляемых им при перечислении соответствующих сумм со счета, и не имеет самостоятельного характера. ГК РФ при определении состава нарушения исходит не из формального момента, связанного с учетом проведенной операции, а с реальным исполнением поручения клиента, определяя, что банк несет ответственность за невыполнение указаний клиента о перечислении денежных средств со счета.

         Понятие “несвоевременное зачисление денег на счет владельца” следует толковать применительно к понятию “несвоевременное списание денег со счета”. Несвоевременным является зачисление денег, произведенное банком позднее следующего дня после получения соответствующего документа. Незачисление обслуживающим банком денег на счет своего клиента, в частности, вследствие утраты расчетного документа в процессе осуществления безналичных расчетов, может рассматриваться как частный случай несвоевременного зачисления денег. 

       Понятие же “необоснованное (неправильное) зачисление (списание) денег со счета (на счет)” в законодательстве не раскрывается. По мнению М.Когана, под ошибочными записями надо понимать всякое необоснованное (неправильное) списание средств по вине банка со счетов или зачисление средств на счет.  Если при этом нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ.

         Согласно ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонение от их возврата, иную просрочку в их уплате, неосновательное получение и сбережение за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей по месту жительства кредитора и по месту нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При этом следует отметить, что понятие “день” следует толковать не как календарный или рабочий день, а как “ операционный день”, то есть часть рабочего дня, когда в соответствии с внутренним распорядком банка производятся соответствующие операции.

         При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются ели иной размер процентов не установлен законом или договором банковского счета.

        Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании п. 1 ст. 395 ГК РФ, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, не превышающей эту сумму.

         Проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными нормативно-правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Глава 2. Анализ современного состояния безналичного оборота

 

2.1. Исторические аспекты  развития безналичных расчетов

 

Существующая в настоящее  время система безналичных расчетов возникла не сразу, она сложилась  в результате многолетних трудов, как практиков, так и теоретиков в области юриспруденции и экономики. Безналичные расчеты предполагают обязательное участие экономических посредников – банков или иных видов кредитных организаций, специализирующихся на осуществлении расчетов, поэтому было бы правильным появление безналичных расчетов связывать с возникновением кредитно-банковской системы.

После Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили  глубокие преобразования в экономической  жизни общества. Была реформирована  банковская система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно–денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей, чеков, выполнялись банковские переводы. Однако единой унифицированной системы безналичных расчетов в стране не существовало.

В России начало становления  банковской системы необходимо связывать  с вступлением в действие Постановления ВСНХ от 30 августа 1918 г., когда были национализированы частные коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Период с 1920 по 1929 г.г. характеризуется целенаправленной деятельностью Госбанка по проведению мероприятий, связанных с ограничением сферы применения налично-денежного оборота, концентрацией в банке денежных резервов и с одновременным развитием безналичных расчетов.

В ходе проведения кредитной  реформы 1930-1932 г г. коммерческий кредит и косвенный банковский кредит были заменены прямым банковским кредитом, и соответственно использование векселей на территории страны было запрещено. Вместе с тем впервые были введены такие формы безналичных расчетов как акцептная, аккредитивная и расчеты по особым счетам. Последняя являлась своеобразной разновидностью аккредитивной формы расчетов и предполагала возможность для покупателя:

  • рассчитываться с несколькими поставщиками с одного особого счета, на котором предварительно бронировались средства для расчетов;
  • получать наличные денежные средства с особого счета на оплату канцелярских расходов и на выплату командировочных уполномоченному покупателя, осуществлявшему приемку товара по качеству в пункте нахождения поставщика.

Кредитная реформа 30-х  гг. подвела определенные итоги в  экономическом развитии страны и была нацелена на создание экономических предпосылок для перехода от рыночной экономики к плановой (административно-командной). Изучение кредитной реформы 30-х гг. имеет особое значение сегодня, поскольку в настоящее время в России осуществляется обратное движение от административно-командной к рыночной экономике, но на новом витке исторического развития. В частности, в сфере расчетов с 1989 года в стране вновь стали использовать вексель для расчетных операций.

В период существования  плановой социалистической экономики система безналичных расчетов претерпела серьезные изменения, но главным ее преимуществом была строгая унификация форм безналичных расчетов на территории всей страны и жесткий контроль платежной дисциплины со стороны государственных банков [19, c. 19].

В 90-х гг. продолжилось дальнейшее совершенствование платежной  системы России, включающей как платежную  систему Банка России, так и  платежные системы кредитных  организаций, с целью повышения  эффективности и надежности расчетного обслуживания участников расчетов.

Объемы платежей, проводимых через различные системы расчетов, из-за сложившихся экономических  условий в течение года подвергались колебаниям. После роста в первой половине 1998 года в августе платежи  сократились и достигли своего минимума в сентябре. В декабре 1998 года положение по осуществлению операций улучшилось.

В декабре 1998 года активизировалось внедрение электронного документооборота, продолжалось формирование оптимальной  сети расчетных подразделений банков, создавалась современная автоматизированная система расчетов, работающая в режиме реального времени. Внедрялась система передачи и обработки учетно-операционной информации на принципиально новой программно-технической платформе и телекоммуникационной среде.

В 1998 году отмечались позитивные изменения в общей структуре платежей, осуществляемых через расчетные сети коммерческих банков.

В 1999 году значительное расширение сферы электронных платежей, позволяющих  проводить расчеты в более  короткие сроки, было обеспечено за счет создания нормативной базы и расширения круга территориальных учреждений и подразделений расчетной сети банков – участников электронной системы межбанковских расчетов.

Информация о работе Безналичные расчеты населения и пути их развития (на примере коммерческого банка)