Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание работы

1.Экономическая сущность и функции бюджета
2. Бюджетная система РФ
3. Межбюджетные отношения

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ.docx

— 312.96 Кб (Скачать файл)

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ

1.Экономическая  сущность и функции бюджета. 
2. Бюджетная система РФ.

3. Межбюджетные  отношения.

 

Бюджет представляет собой форму  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления[1]/ Бюджетный Кодекс РФ. – Ст.6.

Бюджет –это финансовая категория

  • Денежные отношения.     
  • Перераспределительный характер 
  • Формирование и использование денежных фондов.

ПРИЗНАКИ БЮДЖЕТА

  • Экономический признак.

         С этой точки зрения, бюджет  – денежные отношения, возникающие  между государством, субъектами  хозяйствования и гражданами  по поводу формирования и использования  централизованного денежного фонда  государства и местного самоуправления

  • Организационный признак.

     Бюджет организован  как смета доходов и расходов  государства и местного самоуправления  на определенный период. 

  • Нормативный признак.

     Бюджет – основной  финансовый план государства  на определенный период (как правило,  на три года). Бюджет имеет силу  закона, т.е. является юридическим  документом.

  • Материальный признак.

     Бюджет – совокупность  денежных средств, денежный фонд, государственная казна, за счет  которых осуществляется финансовое  обеспечение реализации функций  государства.

  • Регулирующий признак.

    Бюджет является инструментом  реализации государственной финансовой  политики.

Функции бюджета

  • аккумулирующая
  • распределительная
  • регулирующая
  • стимулирующая

Бюджетная система Российской Федерации  – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов[1].  
[1] Бюджетный Кодекс РФ от 17.07.1998


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов) образуют консолидированный  бюджет Российской Федерации.

 

Консолидированный бюджет – Федеральный бюджет и Консолидированные бюджеты РФ


 

 

 

Принципы  бюджетной системы

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  6. сбалансированности бюджета;
  7. результативности и эффективности бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. прозрачности (открытости);
  10. достоверности бюджета;
  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
  12. подведомственности расходов бюджетов;
  13. единства кассы.

 

  • Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
  • Бюджетный федерализм как самостоятельное функционирование звеньев бюджетной системы и их взаимоотношения на основе конституционных бюджетных прав и полномочий.

 

Основные принципы федеративного  государства

1. Сочетание внешнего  единства государства и внутреннего  разнообразия территории.

2. Возможность государственного  регулирования существующих региональных  различий.

3. Возможность влияния  со стороны населения на государственные  решения.

4.Деятельность территорий  не всегда соответствует интересам  государства.

5. Вмешательство регионов  в общегосударственные интересы.

 

    Для любой модели бюджетного федерализма характерны три главных условия ее  эффективного   функционирования:

1) четкое разграничение  полномочий между всеми уровнями  власти по расходам,

2) наделение соответствующих  уровней власти достаточными  для реализации этих полномочий  доходными источниками;

3) сглаживание вертикальных  и горизонтальных дисбалансов  доходов и расходов нижестоящих  бюджетов, вызванных как объективными, так субъективными причинами,  с помощью системы межбюджетных  трансфертов.

 

Модели бюджетного федерализма

 

Децентрализованная

  • признаются высокая степень финансовой независимости и самостоятельности бюджетов территорий. 

Комбинированная (кооперативная)

  • наличие и рациональное сочетание всех трех главных составляющих условий бюджетного федерализма

Централизованная

  • усиление роли меж-бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для их регулирования и бюджетного выравнивания территорий.

 

Механизмы выравнивания

Вертикальное  выравнивание

  1. Долевое участие различных уровней власти в общегосударственных доходов.
  2. Закрепление по постоянной основе доходных источников.

Горизонтальное выравнивание

  1. Предоставление межбюджетных трансфертов  на основе единой методике ( налоговый потенциал, индекс бюджетных расходов).
  2. Финансовый контроль за использованием средств.

 

Фонды межбюджетного регулирования

  • Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (муниципальных образований)
  • Фонд компенсаций
  • Фонд софинансирования социальных расходов
  • Фонд регионального (муниципального) развития
  • Фонд реформирования региональных (муниципальных) финансов

 

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

  1. Понятие и виды доходов
  2. Сущность и функции налогов и классификация налогов. Элементы налогов.
  3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые доходы

  • Федеральные налоги
  • Региональные налоги
  • Местные налоги

Неналоговые  доходы

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности(арендная плата, часть прибыли ГУП и МУП, плата за пользование бюджетными кредитами, дивиденды от участи в капитале предприятий) ;
  2. доходы от продажи имущества;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
  5. средства самообложения граждан.

 

Безвозмездные поступления

  1. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  2. межбюджетные субсидии;                                                                        
  3. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  4. безвозмездные поступления от физичес-ких и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.


 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на структуру доходов  бюджетов

1. Норматив зачисления  налога в бюджет

2.Экономические природно-климатические  условия (особенности) территории, в т.ч.

- наличие полезных  ископаемых и степень их освоения

- количество и уровень  развития промышленности.

- численность населения,  его структура и уровень доходов

- уровень развития  инфраструктуры.

 

2. Сущность и функции налогов и классификация налогов. Элементы налогов.

  • «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Источник уплаты налогов и сборов

Вид налогов и сборов

Выручка от реализации продукции

     НДС, Акцизы, Единые налоги, уплачиваемые  организациями в рамках специальных  налоговых режимов 

Себестоимость продукции

     Государственная пошлина, Налоги на пользование природными ресурсами (НДПИ. водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, земельный налог, Транспортный налог

Финансовые результаты деятельности

      Налог на имущество организаций,  Налог на игорный бизнес Единые  налоги, уплачиваемые организациями  в рамках специальных налоговых  режимов 





 

 

 

 

 

 

Классификация налогов

    По укрупненным  видам налоговых платежей:

■ собственно налоги:

■ сборы:

■ пошлины.

    По субъектам  налогообложения:

■ налоги с физических лиц, включая предпринимателей;

■ налоги с организаций;

■ смешанные налоги, уплачиваемые и физическими лицами и организациями.

По уровням власти и управления:

■ федеральные налоги и сборы;

■ региональные налоги и сборы;

■ местные налоги и сборы.

По способам взимания (укрупненным объектам налогообложения):

■ прямые налоги;

■ косвенные налоги.

По бухгалтерским источникам уплаты:

■ налоги с выручки от реализации продукции;

■ налоги, относимые на себестоимость продукции;

■ налоги, относимые на финансовый результат;

■ налоги с валовой прибыли;

■ налоги с чистой прибыли;

■ налоги на оплату труда.

 

Распределение основных видов налогов  и сборов в Российской Федерации  по источникам их уплаты

Источник  уплаты налогов и сборов

Вид налогов  и сборов

Оплата  труда

Налог на доходы физических лиц, Единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями  в рамках специальных налоговых  режимов

Прибыль (другие доходы) до налогообложения

Налог на прибыль  организаций

Прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении организаций)

Налоги за пользование природными ресурсами  штрафного типа (за сверхнормативное потребление природных ресурсов


 

По видам налоговых  ставок:

■ пропорциональные налоги;

■ прогрессивные налоги;

■ регрессивные налоги.

По порядку и срокам уплаты:

■ единовременные (разовые) платежи;

■ регулярные платежи по налоговым (отчетным) периодам:

■ фактические платежи;

■ авансовые платежи.

По способу исчисления и уплаты:

■ декларативные платежи (на основе декларации);

■ налоги, уплачиваемые у источника выплаты дохода:

■ бланковые налоги (платежи).

 

 

 

Элементы налогов

1)объект налогообложения (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога):

2)налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения):

3)налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);

4) налоговый период (календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма подлежащего уплате налога);

5) порядок исчисления налога (произведение налоговой ставки на налоговую базу за налоговый или отчетный период);

6) срок уплаты налога (календарная дата или истечение определенного периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем или днями);

7) налоговая льгота (предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, в том числе возможность не уплачивать или уплачивать налог в меньшем размере).

 

  1. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы.

Налоговая система – это Совокупность налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ