организационно-правовые формы некоммерческих
организаций
- бюджетные
учреждения (государственные и муниципальные
организации);
- непроизводственные
кооперативы;
- потребительские
союзы (кооперации) и народных промыслов;
- общественные
организации;
- религиозные
организации;
- благотворительные
и иные фонды.
организационно-правовые формы домашних
хозяйств
- индивидуальные
предприниматели, осуществ-ляющие деятельность
без образования юридического лица (с
привлечением и без привлечения наемных
работников);
- крестьянские
и фермерские хозяйства;
- семейные
общины коренных малочисленных народов
Севера;
- отдельные
физические лица и их семьи, не осуществляющие
предпринимательской деятель-ности.
Возможны смешанные типы домашних
хозяйств.
Доходы коммерческих и
некоммерческих организаций
- выручка
от реализации продукции, имущества и
имущественных прав (валовой доход), включая
амортизационные отчисления;
- прибыль
от реализации;
- внереализационные
доходы в виде полученных дивидендов,
процентов, штрафов и т.д.;
- средства
учредителей (участников) в виде взносов
и безвозмездных перечислений;
- доходы
(от оказания платных услуг населению,
предпринимательской и иной деятельности
некоммерческих организаций, приносящей
доход;
- средства
бюджетов и внебюджетных фондов; безвозмездные
перечисления;
- пожертвования
других организаций и физических лиц.
Расходы коммерческих и
некоммерческих организаций
- затраты
на производство продукции, материальные
и приравненные к ним затраты, амортизационные
отчисления, общехозяйственные расходы;
- затраты
на оплату труда;
- уплата
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды;
- вложения
в финансовые активы;
- расходы
на финансирование капитальных вложений,
расходы на формирование и увеличение
капитала, прирост оборотных средств;
- внереализационные
расходы, включая уплату штрафов, процентов,
дивидендов;
- расходы
на создание финансовых резервов;
- иные
расходы.
Доходы домашних хозяйств
- предпринимательский
доход (выручка от реализации товаров,
работ и услуг);
- трудовые
доходы в виде оплаты труда в различных
ее формах, пенсии, пособия;
- компенсации
из внебюджетных фондов и бюджетов;
- доходы
от продажи продукции личных подсобных
хозяйств;
- страховые
выплаты;
- полученные
проценты, дивиденды и другие внереализационные
доходы.
Расходы домашних хозяйств
- расходы
на осуществление предпринимательской
деятельности;
- на
обеспечение определенного качества жизни,
на содержание семьи и детей;
- на
приобретение объектов недвижимого и
движимого имущества;
- на
сбережения и накопления (инвестирование
в ценные бумаги);
- уплата
налогов и других обязательных платежей
в бюджетную систему;
- иные
расходы.
- Принципы формирования и использования доходов и расходов организаций и домашних хозяйств
Под организацией финансов организаций
и домашних хозяйств понимается построение
финансовых отношений, возникающих в процессе
деятельности, на принципах, учитывающих
особенности формирования и использования
финансовых ресурсов и доходов.
Принципы организации финансовых
отношений в сфере коммерческой
деятельности
- финансовая
самостоятельность;
- самофинансирование;
- рентабельность
и эффективность;
- материальная
заинтересованность и ответственность;
- создание
финансовых резервов;
- контроль
финансовой деятельности.
Принципы организации финансовых
отношений в сфере некоммерческой
деятельности
- при
сметном финансировании бюджетных учреждений;
- субъектов,
работающих на самоокупаемости (всех прочих
некоммерческих организаций, кроме бюджетных
учреждений);
- домашних
хозяйств.
Принципами формирования и использования
финансовых ресурсов (доходов) бюджетных
учреждений при сметном бюджетном
финансировании являются:
- определение
сумм бюджетных ассигнований на основе
нормирования отдельных видов расходов
путем определения потребности в средствах,
необходимых для возмещения текущих и
капитальных затрат для финансового обеспечения
функционирования бюджетного учреждения;
- целевое
назначение и использование бюджетных
ассигнований в соответствии с кодами
бюджетной классификации и направлениями
уставной деятельности учреждений;
- регламентация
бюджетных средств по назначению, в соответствии
с установленными законодательством нормами
расходов, и по времени, в рамках финансового
года и его кварталов;
- выделение
бюджетных ассигнований в меру выполнения
результатов деятельности учреждений
с учетом использования ранее выделенных
средств;
- возможность
сочетания сметного бюджетного финансирования
и самоокупаемости (частичного или полного
покрытия текущих и капитальных затрат
за счет выручки от оказания платных услуг
и другой деятельности, приносящей доход);
- государственный(муниципальный)
контроль, обоснованного планирования
бюджетных ассигнований и составления
бюджетных смет (в том числе за счет внебюджетных
источников), результативного и экономного
использования средств;
- материальная
ответственность за результативное и
целевое использование бюджетных и иных
средств.
Принципами формирования и использования
финансовых ресурсов (доходов) организаций,
работающих на самоокупаемости, являются:
- финансовая
самостоятельность, в том числе при составлении
и утверждении финансовых планов в виде
смет доходов и расходов, ограниченная
рамками, установленными законодательством
и учредительными документами организации;
- формирование
финансовых ресурсов (доходов) преимущественно
за счет взносов учредителей, членских
взносов, выручки от реализации продукции
(работ, услуг), полученной от деятельности,
приносящей доход, т.е. в основном из источников
внебюджетного происхождения в соответствии
с целями и задачами, определенными уставом
(другим учредительным документом) организации;
- формирование
выручки от реализации на основе объема
предоставленных платных услуг в натуральном
выражении и цен на них (например, для кинотеатров,
театров, музеев, автономных учреждений
и т.д.);
- использование
бюджетных средств преимущественно в
виде субсидий, предоставляемых организациям
на расширение их деятельности или получателям
оказываемых ими услуг, а также в виде
бюджетных ассигнований в рамках реализации
приоритетных социальных программ и проектов;
- покрытие
за счет выручки от реализации продукции
(работ, услуг) и целевых поступлений всех
затрат после уплаты установленных налогов
и других обязательных платежей в бюджетную
систему, в соответствии с учрежденными
сметами доходов и расходов;
- материальная
заинтересованность и ответственность
за результаты деятельности, целевое использование
и сохранность средств, устойчивое финансовое
обеспечение уставной деятельности (при
наличии нескольких учредителей организации
они несут субсидиарную материальную
ответственность);
- контроль
формирования и использования финансовых
ресурсов (доходов) организаций.
Основными принципами формирования и
использования финансовых ресурсов
домашних хозяйств, не осуществляющих
предпринимательской деятельности,
являются:
- финансовая
самостоятельность и независимость в
выборе источников доходов (за исключением
государственных пенсий, пособий, стипендий)
и направлений расходования денежных
средств;
- полное
или частичное самофинансирование;
- формирование
собственных финансовых ресурсов преимущественно
за счет доходов от индивидуального трудовой
деятельности непредпринимательского
характера, а также за счет поступлений
средств из бюджетной системы в виде государственных
пенсий, пособий, стипендий, компенсаций
и субсидий;
- экономное
расходование средств с учетом удовлетворения
первоочередных материальных и духовных
потребностей человека и семьи, а также
социальной их значимости;
- создание
страховых резервов, сбережений и накоплений;
- материальная
заинтересованность и ответственность
домашних хозяйств, выражающиеся в стимулах
роста личных доходов каждого физического
лица в отдельности и доходов семьи в целом,
а также в их ответственности за выполнение
договоров и финансовых обязательств;
в случае нарушения условий договоров
и обязательств домашние хозяйства обязаны
добровольно или после судебного решения
погасить задолженность и уплатить штрафы;
- контроль
формирования и использования финансовых
ресурсов и доходов в виде самоконтроля
(внутреннего контроля физического лица
или семьи), внешнего контроля со стороны
организаций (банков, страховых компаний
и т.д.) и налогового контроля.
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
1.Содержание и классификационная
структура
Финансовый рынок представляет
собой рынок финансовых ресурсов.
Функции аккумулирующая,
перераспределительная.
Субъект
Объект
Объект финансового рынка
Субъекты финансового рынка
- Профессиональные
участники и их контрагенты (клиенты, вкладчики, заемщики, инвесторы, страхователи, застрахованные лица)
- Органы
государственной власти
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
- По объекту или форме движения финансовых ресурсов:
- рынок кредитных ресурсов (кредитный рынок);
- рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
- валютный рынок;
- рынок лизинговых услуг (лизинговый рынок);
- рынок факторинговых услуг (факторинговый рынок);
- рынок страховых услуг (страховой рынок).
- по наличию их самостоятельных профессиональных участников:
- кредитный;
- фондовый;
- страховой.
- По месту нахождения финансового рынка:
- внутренний;
- мировой.
- По степени развитости финансового рынка:
- развитые;
- развивающиеся.
Характерные признаки развитого финансового
рынка:
- качественным
и полноценным правовым обеспечением
деятельности субъектов на финансовом
рынке;
- развитой
и отлаженной системой информационного
обеспечения субъектов финансового рынка;
- высокой
ликвидностью и надежностью большинства
инструментов финансового рынка;
- развитостью
системы и высокой надежностью финансовых
посредников;
- масштабностью
финансовых сделок и операций, совершаемых
на рынке;
- наличием
развитой рыночной инфраструктуры (системы
гарантирования, страхования и защиты
прав инвесторов, системы рейтинговых
агентств и кредитных бюро, контроля и
аудита, биржевой торговли и коммуникаций).
Характерные признаки развивающегося
финансового рынка:
- высокие
финансовые, политические риски;
- отсутствие
четкой отлаженной системы их страхования;
- низкая
эффективность рынка (большие сроки прохождения финансовых ресурсов от первичного до конечного размещения; большая разница между ценами покупки и продажи финансовых ресурсов);
- жесткость
мер государственного надзора и регулирования;
- зависимость
от развитых финансовых рынков.
Проблемы финансового рынка
РФ
- Недостаток
ресурсной базы.
- Инертность
населения как субъекта финансового рынка.
- Низкий
уровень диверсификации наиболее активных
операций на рынке по финансовым инструментам,
территориям страны и финансовым посредникам.
- Отсутствие
особо крупных финансовых посредников.
- Несовершенство
ценообразования на финансовом рынке.
- Высокая
степень рисков, вытекающая из комплекса
перечисленных выше проблем и некоторых
других причин.
Перспективы развития финансового
рынка России
- Стабильное
и долговременное развитие экономики
на инновационной базе.
- Совершенствование
системы защиты прав вкладчиков, застрахованных
лиц и инвесторов.
- Укрепление
доверия к банковской, страховой и иной
негосударственной системе услуг финансового
характера.
- Создание
привлекательных стимулов привлечения
сбережений населения.
- Превращение
системы «Бюро кредитных историй» в эффективный
механизм развития финансового рынка.
- Повышение
объективности ценообразования на финансовом
рынке с учетом интересов всех его субъектов,
сокращение необоснованных разрывов между
ценой продажи и ценой покупки финансовых
ресурсов для их конечных потребителей.
- Своевременное
выявление фактов недобросовестной конкуренции
на финансовом рынке, создание эффективной
системы противодействия ей.
- Поэтапное
расширение возможностей допуска на российский
финансовый рынок иностранных финансовых
организаций.