Принципы налогообложения
- обязательность
уплаты законно установленных налогов
и сборов;
- всеобщность
и равенство налогообложения;
- учет
платежеспособности налогоплательщиков
и справедливости налогообложения;
- недопущение
дискриминации при установлении налогов
и элементов налогообложения исходя из
политических, идеологических, этнических
и иных различий между налогоплательщиками;
- недопустимость
установления дифференцированных ставок
налогов и налоговых льгот в зависимости
от формы собственности, гражданства лиц
или места происхождения капитала (за
исключением таможенных пошлин);
- экономическая
и правовая обоснованность (налоги не
должны быть произвольными и препятствовать
реализации гражданами своих конституционных
нрав);
- недопустимость
нарушения единого экономического пространства
страны, ограничения свободного перемещения
товаров работ, услуг, денежных средств
налогоплательщиков;
- однократность
налогообложения одного объекта;
- и стабильность
(на ряд лет) элементов налогообложения;
- недопустимость
превышения совокупного предельного уровня
налоговых изъятий доходов в экономике.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
Содержание
и виды расходов бюджетов
Расходы бюджета – выплачиваемые
из бюджета денежные средства за исключением
средств, являющихся источниками финансирования
дефицита бюджета.
Формирование
расходов бюджетов бюджетной системы
РФ осуществляется в соответствии с
расходными обязательствами, установленным
законодательством РФ разграничением
полномочий органов власти, исполнение
которых должно происходить
в очередном финансовом году и
плановом периоде за счет средств соответствующих
бюджетов.
Осуществление
расходов бюджетов в форме бюджетных ассигнований*
*бюджетные
ассигнования –предельные объемы
денежных средств в соответствующем финансовом
году для исполнения бюджетных обязательств
К бюджетным ассигнованиям относятся
ассигнования на:
- оказание
государственных (муниципаль-ных) услуг,
в том числе ассигнования на оплату государственных
(муниципальных) контрактов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное
обеспечение населения;
- предоставление
бюджетных инвестиций юридическим лицам,
не являющимся государственными (муниципальными)
учреждениями;
- предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением
субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям товаров,
работ, услуг;
- предоставление
межбюджетных трансфертов;
- предоставление
платежей, взносов, безвозмездных перечислений
субъектам международного права;
- обслуживание
государственного (муниципального) долга;
- исполнение
судебных актов по искам к публично-правовым
образованиям о возмещении вреда, причиненного
гражданину или юридическому лицу.
Классификация расходов бюджетов
Территориальный
признак |
Расходы федерального бюджета
Расходы
субъектов РФ
Расходы
местных бюджетов |
Экономический
признак |
Текущие расходы
Капитальные
расходы |
Функциональный
признак |
11 функциональных разделов |
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
1. Сущность,
причины и виды бюджетного
дефицита
2. Управление бюджетным дефицитом
- Сущность, причины и виды бюджетного дефицита
Термин
«дефицит» (Deficit) имеет латинское происхождение
и в буквальном переводе означает «недостает»[1].
[1] Большая советская энциклопедия.
Т.14. - М.: Больш. сов. энцикл., 1951. - с. 179.
Причины бюджетного дефицита
- Увеличение
темпов финансирования государ-ственных
расходов по сравнению с темпами прироста
валового внутреннего продукта.
- Осуществление
крупных государственных капитальных
вложений в развитие производства
и изменение его структуры.
- Наращивание
военных расходов.
- Увеличение
расходов на содержание управ-ленческого
аппарата и др.
Классификация
бюджетного дефицита
- Управление бюджетным дефицитом
Основными направлениями сокращения
дефицита бюджета являются:
- Увеличение доходов бюджета.
- Сокращение расходов бюджета.
УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ
БЮДЖЕТА |
Увеличение налоговых ставок (отмена
льгот) по существующим налогам или
введение новых обязательных платежей.
|
Снижение налоговых ставок и
отмена неэффективных налогов.
|
Дополнительная денежная эмиссия
|
Выпуск государственных и муниципальных
ценных бумаг |
Привлечение заемных средств
|
Увеличение поступлений от использования
государственного и муниципального
имущества |
Продажа государственного и муниципального
имущества |
Увеличение процента отчислений в
бюджет от прибыли государственных
и муниципальных предприятий
|
УМЕНЬШЕНИЕ РАСХОДОВ БЮЖЕТА
|
Секвестр бюджета
|
Секвестр расходов,
за исключением «защищенных» направлений
|
Выборочное снижение
расходов на величину, определяемую для
каждого направления |
Передача расходных
обязательств с вышестоящего на
нижестоящие уровни бюджетной системы |
Проведение инвентаризации
всех обязательств бюджета и полная
ликвидация излишних расходов |
Перенесение на более
поздние периоды тех затрат, которые
не являются необходимыми в данное
время |
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
- Участники бюджетного процесса
- Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс – регламентируемая,
законодательством Российской Федерации
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и иных участников на стадиях бюджетного
процесса.
Участники бюджетного процесса
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные)
органы государственной власти и представительные
органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-распорядительные
органы муниципальных образований);
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственного (муниципального)
финансового контроля;
- органы управления государственными
внебюджетными фондами;
- главные распорядители бюджетных средств;
- главные администраторы доходов бюджета
и источников финансирования дефицита
бюджета;
- получатели бюджетных средств.
Бюджетный
процесс включает в себя четыре стадии:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление отчетов об исполнении бюджетов
и их утверждение.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА
- Сущность и значение внебюджетных фондов
- Пенсионный фонд РФ
- Фонд социального страхования РФ
- Фонды обязательного медицинского страхования
- Внебюджетный фонд – это форма образования
и расходования денежных средств, образуемых
вне Федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ.
Внебюджетные
фонды государства - это финансовая
категория
- 1.материальным источником внебюджетных
фондов является национальный доход;
- 2. создаются внебюджетные фонды в процессе
его перераспределения;
- 3. денежные отношения (уплата страховых
взносов, выплата страхового обеспечения);
- 4. императивный характер (проявляется
в обязательности уплаты страховых взносов).
Внебюджетный
фонд обладает следующими признаками:
- 1. Собственные источники доходов.
- 2. Целевой характер использования средств.
- 3. Автономность по отношению к бюджетам
разных уровней.
Классификация
внебюджетных фондов
1 по
целевому назначению: социальные
внебюджетные фонды, экономические.
2 по
уровню управления: общегосударственные,
территориальные.
3 по
периоду функционированию: постоянные,
временные.
2.Пенсионный
фонд РФ
Современная
пенсионная система РФ, в основном,
базируется на федеральных законах:
- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(17.12.2001 № 173-ФЗ).
- «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
- «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в Российской Федерации» (от 24.07.2003 № 111-ФЗ).
- «О государственном пенсионном обеспечении
в РФ» (от 15.12.2002 № 166-ФЗ).
Доходы
Пенсионного фонда РФ формируются
за счет следующих источников:
- страховых взносов;
- средств Федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств обязательного
пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц
и организаций, уплачиваемых ими не в качестве
страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, не запрещенных законодательством
РФ.
Поступающие
в бюджет Пенсионного фонда РФ
средства направляются на:
- выплату в трудовых и государственных
пенсий и социальных пособий на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти;
- перевод средств в сумме, эквивалентной
сумме пенсионных накоплений, учтенной
в специальной части индивидуального
лицевого счета застрахованного лица,
в негосударственный пенсионный фонд,
выбранный застрахованным лицом для формирования
накопительной части трудовой пенсии;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счет
средств бюджета ПФР;
- финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей деятельности страховщика
(включая содержание его центральный и
территориальных органов) и др.ъ
- Фонд социального страхования РФ
Фонд социального
страхования является страховщиком по двум
видам обязательного социального страхования:
- 1)государственное
социальное страхование, связанное с временной
нетрудоспособностью и материнством.
- 2) обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
Доходы бюджета Фонда социального
страхования РФ формируются за
счет:
- страховых взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых взносов работодателей (организаций)
и предпринимателей, применяющих специальные
налоговые режимы и заключившими трудовой
договор с застрахованными;
- добровольные взносы работодателей (организаций)
и предпринимателей , применяющих специальные
налоговые режимы и заключившими гражданско-правовой
договор с застрахованными;
- добровольные взносы граждан, самостоятельно
обеспечивающих себя работой (ИП, адвокаты,
частные нотариусы и иные);
- страховые взносы на обязательное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
- доходов от инвестирования части временно
свободных средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольных взносов граждан и юридических
лиц;
- ассигнований из федерального бюджета
и др.
Расходы Фонда социального страхования: