Бюджет и бюджетное устройство США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение бюджетной системы США и сравнение ее с действующей бюджетной системой России.
Основными задачами работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, его экономическую сущность и функции в США, а так же исследовать доходы и расходы данного государства, особенности государственного долга США и управление им.

Содержание работы

Введение 5
1 Понятие государственного бюджета, его экономическая сущность и функции в США 7
1.1 Экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 Бюджетное устройство США 11
1.3 Особенности бюджетной системы США 13
2 Доходы и расходы бюджетной системы государства 15
2.1 Структура доходов и расходов бюджетов США 15
2.2 Источники формирования доходной части бюджета США…………….....18
3 Государственный долг и бюджетный дефицит в США 24
3.1 Основные источники погашения дефицита в США 24
3.2 Особенности государственного долга в США, управление государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 389.02 Кб (Скачать файл)

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

1.2 Бюджетное устройство США

 

 

Государственный бюджет США  можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера  государственного устройства и власти. Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции. Исторически самая давняя - содержание государственной машины: аппарат  управления, армия, суды и пр.; вторая возникла на рубеже XIX - XX вв. - перераспределение  доходов между социальными слоями населения и территориями в целях  обеспечения благоприятного социального  климата, предотвращения возможных  очагов напряженности. Третья функция, получившая развитие после кризиса 30-х годов, заключается в использовании  бюджета в качестве инструмента  для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства. Опыт США показывает, что при успешно «работающей» экономике государство не должно и не может быть силой, противостоящей частному сектору. Оно выполняет роль естественного и стабильного партнера в хозяйственных делах и охранителя всех укладов хозяйства [4].

Федеративное устройство Соединенных Штатов обуславливает  очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем - государственных доходов, государственных  расходов и межбюджетных отношений («бюджетного федерализма»). Система  государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его  доработку в исполнительных органах («утряску»), утверждение в Конгрессе  и контроль за исполнением. Система государственных доходов - это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.

Бюджет подразумевает  наличие доходной и расходной  частей. Мировая теория и практика, которым следуют США, основаны на первоначальном установлении обоснованных расходных потребностей государства  с последующим определением суммы  доходов и порядка их сбора. Любые  изменения в расходной политике должны сразу увязываться с налоговой  политикой и наоборот [6]. Бюджетные дефициты допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.

Важнейшая и сложнейшая задача - создание и поддержание системы  бюджетно-налогового федерализма. В  США решение проблемы бюджетного федерализма основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.

Федеральный бюджет США - часть  общего механизма принятия и исполнения экономических решений на высшем уровне. В отличие от другой наиболее значительной части этого механизма - кредитно-денежной системы - бюджет является более гибким и мобильным инструментом, целиком находящимся в распоряжении государства.

Принципиальная особенность  бюджетно-налоговой политики и бюджетной  системы США - их неразрывная связь  с состоянием экономики и хозяйственной  политики государства. Разработка и  принятие решений о проведении каких-либо важных экономических мероприятий  в любой сфере просто невозможны без их увязки с бюджетной политикой  страны. И наоборот - все американские бюджетные мероприятия разрабатываются  и проводятся в русле общеэкономической  государственной стратегии.

 

 1.3 Особенности бюджетной системы США

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран  отличаются своей структурой, количеством  отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

В США бюджет и бюджетная система лежат в основе финансового федерализма, призваны реализовать самостоятельность субъектов США и муниципальных образований, обеспечить интересы и права каждого американца [7].

Анализ исторического развития и формирования бюджета как правовой категории свидетельствует о  том, что бюджет является действенным  механизмом финансовой политики государства.

От эффективности бюджетной  деятельности, степени разработанности  бюджетного процесса и его стадий зависит своевременное и рациональное решение задач и функций государства, регионов и местного самоуправления.

Бюджетное планирование позволяет  спрогнозировать возможности бюджета  по финансовому обеспечению основных государственных и муниципальных  программ. Оно предопределяет проведение реформ в социальной, военной и  других областях, а также иные возможности  финансовых ресурсов государства.

Низкая эффективность, слабость в  разработанности вопросов бюджетного процесса, хотя бы на одной стадии, может  нейтрализовать прохождение бюджета  на других его стадиях.

Отсюда вытекает необходимость  упорядочения, повышения результативности правовых норм, регулирующих бюджетный  процесс в целом.

Согласно бюджетному кодексу США, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

Бюджет в Соединенных штатах есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований [8].

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через  бюджет осуществляется постоянная мобилизация  ресурсов, их межбюджетный баланс и  рациональное расходование.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

 

2 Доходы и расходы государства

2.1 Структура доходов и расходов  США

 

 

Несмотря на стремление различных  сил уменьшить масштабы федеральных  социальных программ, в целом их значение не снижается. Напротив, в  последние годы существенно сократились  расходы военного назначения - их доля в ВВП страны упала с 6,4% примерно до 3,2% в 2010 году. Рост доли гражданских расходов связан с рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с финансовым кризисом. В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального страхования: они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.

Помимо налогов по социальному  страхованию, на федеральном уровне существует еще несколько видов  налогов. Главный, «опорный» - налог  на индивидуальные доходы (до 47% общих  поступлений федерального уровня; это  возможно, конечно, только благодаря  высокой доле национального фонда  заработной платы в ВВП - в США  она составляет около 60%). Вместе с  налогом на доходы корпораций он дает до 57% всех федеральных доходов. Относительно небольшие поступления - от таможенных сборов, акцизов, налогов на наследство и дарения. Однако каждый из них считается  важным элементом обеспечения финансовой дисциплины и действительного контроля. По этой же причине весьма важным считается  и налог на доходы корпораций, от которого федеральный бюджет получает по 9 - 11% совокупных доходов.

За 75 лет формирования регулярного  бюджета на федеральном уровне 57 раз он сводился с отрицательным  сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой №1» для внутренней политики США. После 30 «дефицитных» лет, в течение  которых разрабатывались и принимались  различные законы для борьбы с  дефицитной основой проектирования и финансирования государственных расходов, в 2008 финансовом году федеральный бюджет был сведен с положительным сальдо в 69,2 млрд. долларов.

В принятии и исполнении государственных экономических  и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. документ, обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.

Бюджетное послание и проект федерального бюджета готовит Административно- бюджетное управление (АБУ). В его обязанности входит также разработка федеральной бюджетной политики на оперативном уровне и конкретных бюджетно- налоговых мероприятий; практическое управление и координация экономической и финансовой деятельности федеральных министерств и ведомств.

Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и  исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств- за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов ( Казначейство ) США занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета (Приложение Д).

Таким образом, АБУ является центральным органом в системе  исполнительной власти США, непосредственно  приводящим в действие все рычаги бюджетно- налогового регулирования.

Процесс утверждения расходов в Конгрессе отличается рядом  особенностей. Главной из них можно  считать трехступенчатость данного  процесса. Она заключается в том, что сначала в « профильном » комитете Конгресса должна быть утверждена программа. На которую требуется выделить средства. Только после этого комитет по ассигнованиям приступает к обсуждению вопроса о выделении средств. Таким образом, сначала конгресс « выдает разрешение » на принципиальное осуществление программы и только потом обсуждает вопрос о ее стоимости, длительности и т.д. наконец, на базе закона об общих ассигнованиях выделяются средства на расходы в конкретном финансовом году - « живые деньги ». Три ступени утверждения дают возможность провести тройной контроль над предлагаемыми программами.

Работа над федеральным  бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее  двух третей его состава, утверждение  бюджета в конгрессе подчинено  строму графику.

Управление финансами  охватывает деятельность государства, связанную с проведением им общей  финансовой политики, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической  и социальной политики, разработкой  налогового законодательства.

В США управление финансами  возложено на министерство финансов ( казначейство) и административно- бюджетное управление .

Основными функциями министерства финансов являются разработка финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монеты и эмиссия денежных знаков.

Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов (СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений- национальные, региональные и окружные.

Вопросами сбора доходов  занимаются также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Первая ведает сбором таможенных доходов и осуществляет контроль за соблюдением таможенных правил. Вся территория страны разделена на 9 таможенных округов и имеет около 300 оперативных таможенных пунктов. Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию осуществляет контроль за соблюдением законов, связанных с производством и продажей этих предметов, а так же за поступлением доходов от их обложения (Приложение Г).

Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство США