Бюджет и бюджетное устройство США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение бюджетной системы США и сравнение ее с действующей бюджетной системой России.
Основными задачами работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, его экономическую сущность и функции в США, а так же исследовать доходы и расходы данного государства, особенности государственного долга США и управление им.

Содержание работы

Введение 5
1 Понятие государственного бюджета, его экономическая сущность и функции в США 7
1.1 Экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 Бюджетное устройство США 11
1.3 Особенности бюджетной системы США 13
2 Доходы и расходы бюджетной системы государства 15
2.1 Структура доходов и расходов бюджетов США 15
2.2 Источники формирования доходной части бюджета США…………….....18
3 Государственный долг и бюджетный дефицит в США 24
3.1 Основные источники погашения дефицита в США 24
3.2 Особенности государственного долга в США, управление государственным долгом 28
Заключение 34
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 389.02 Кб (Скачать файл)

Дефицит госбюджета может  воздействовать на инвестиции. Правительство, эмиссируя ценные бумаги с целью финансирования бюджетного дефицита, увеличивает спрос на ограниченное количество денежных ресурсов, что приводит к увеличению рыночных ставок процента по кредитным операциям. Часть гипотетических заемщиков, которым новые процентные ставки не под силу, вытесняются с финансовых рынков. Сокращение частных инвестиций является мощным тормозом для экономической системы. Поэтому в США, например, уменьшение доли частных инвестиций с 6.9 % ВНП в 2009году до 4.6% ВНП в 2010 г. рассматривается как одно из самых негативных воздействий дефицита бюджета на общее экономическое состояние.

В мировой практике для  покрытия разрыва между доходами и расходами широко используется привлечение иностранных капиталов. Увеличение, однако, количества ценных бумаг, “исчезнувших” с внутреннего  рынка и перемещенных за рубеж, грозит также опасностью для экономики  страны. В будущем погашение указанной  части долга станет реальной обузой для экономической системы. Поэтому  этим процессом нужно разумно  управлять: ограничивать размеры выпуска  ценных бумаг (чрезмерный их объем влечет за собой рост государственного долга).

Существует и такой  вариант финансирования бюджетного дефицита как увеличение налогов. Однако это ведет к снижению деловой  активности, стимулов к труду. Поэтому  ряд экономистов предлагает решить задачу пополнения доходной части бюджета не через усиление налогового бремени, а через увеличение количества налогоплательщиков, созданием дополнительных стимулов к труду и предпринимательству. В противном случае многие предприниматели будут не в состоянии преодолеть налоговый барьер.

Для США задача устранения бюджетного дефицита может решаться путем финансового оздоровления экономики: изменения налогового законодательства, ликвидации дотаций убыточным и малорентабельным предприятиям, либо целевого финансирования и переоснащения; уменьшение не завершенного строительства и продажи объектов, строительство которых окончательно прекращено; развития сферы платных услуг за счет всех форм собственности; стимулирование производства товаров и услуг народного потребления на всех предприятиях; уменьшение численности аппарата управления, прекращения выдачи необеспеченных кредитов и более жесткой кредитной политики в целом; повышение эффективности внешне-экономической деятельности; сокращения расходов на оборону; продажи населению государственных ценных бумаг, земли и объектов недвижимости; борьбы с хищениями, коррупцией, взяточничеством и бесхозяйственностью в стране.

3.2 Особенности государственного  долга в США, управление государственным  долгом

 

В последние 15-20 лет в развитых странах одной из ключевых проблем  функционирования государственного механизма  наряду с бюджетным дефицитом  стала проблема государственного долга. Государственный долг – это сумма  задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим  и физическим лицам. В странах  с рыночной экономикой он состоит  из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом  той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга  наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической  дефицитностью государственных  финансов.

Россия является одним  из крупнейших держателей государственного долга США. Мы занимаем восьмое место  в списке стран, взявших на обеспечение  Штаты с их гипертрофированным потреблением. Доля России в американском госдолге на конец июня 2011 года составляла 2,5% - 65,3 миллиарда долларов, пишет журнал Финанс. Наибольшую часть долговых обязательств США держат азиатские страны - Китай и Япония, 40% на двоих. Эти же две страны критически зависят от объемов своего экспорта в США, а стало быть, от платежеспособности американского потребителя. Таким образом, США в полной мере используют преимущества глобализации, заставляя значительную часть мира за счет своего населения оплачивать "американский жизнь". Между тем долговая ситуация в США не просто критическая. Это катастрофа, которая произошла уже давно. Но лишь сейчас взрывная волна доберется до базисных оснований американского общества.

На начало апреля 2008 года совокупный внешний долг США составлял $13,77 триллиона США. В то же время  ВВП страны в 2008 году планируется на уровне $14,4 триллиона и, откровенно говоря, может не достичь этого показателя (Приложение А). Но это только внешний долг, который, как известно, не должен быть выше 10% ВВП. "Если политика не изменится, то, по нашим оценкам, госдолг к 2050 году достигнет 350% ВВП",- это говорит для The New York Times эксперт международного рейтингового агентства Standard&Poors Дэвид Уэйс.

 Это частный и, к  сожалению, частый пример финансового идиотизма, основанного на игре с цифрами. При таком росте внешнего долга - 1 миллион в минуту, как подсчитал кто-то из экономистов, к 2050 США не будет. Да еще при такой динамике роста задолженности. Еще в 2003 году совокупный внешний долг США составлял лишь $6,95 триллиона, спустя 5 лет он вырос до 13,77 триллионов. Ведь кроме внешнего долга, есть еще и долг внутренний. И это куда страшнее внешних кредиторов, часть из которых пока еще можно припугнуть, а часть попросить "подождать". Обрушение пирамиды внутренних долгов грозит социальным взрывом. Откровенно говоря, объективной статистики о размерах внутренних долгов в открытом доступе попросту нет. (Кстати, о том, что реальные размеры кредитного кризиса в США еще долго будут неизвестны, говорили в интервью Bigness.ru многие видные российские экономисты – прим. ред.) Понятно почему. Глядя даже на приблизительные оценки этой долговой катастрофы, радуешься, что США находятся на другом континенте. Вслед за ипотечным кризисом, вероятно, грянет кризис неплатежей по потребительским кредитам. Страшно говорить о тех суммах, которые "поголовно" должны американцы.

Необходимо различать  внешний и внутренний долг. Внутренний долг – это задолженность государства  гражданам, фирмам и учреждениям  данной страны, которые являются держателями  ценных бумаг, выпущенных правительством. Внешний долг – это задолженность  государства иностранным гражданам  фирмам и учреждениям

В 2010г. государственный долг в США в том же году достиг 4600 млрд. долларов (Приложение Б). Однако более достоверную оценку долга можно получить, рассмотрев его по отношению к ВВП. Хотя государственный долг США один из самых крупных в мире, у некоторых других стран по отношению к ВВП он еще больше.

Как государственный долг и его рост влияет на состояние  экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на наших  детей и внуков? На этот счет в  своей курсовой работе я приведу  мнения различных экономистов.

Часть экономистов считает, что значение государственного долга  заключается в перекладывании тяжести  его возвращения на будущие поколения  налогоплательщиков.

Когда придет время возвращения  основной суммы долга и накопленных  процентов, граждане столкнутся с трудным  выбором: либо они должны платить  более высокие налоги, либо согласиться  с уменьшением расходов правительства, либо выбрать какое-то сочетание  этих мер. В сущности, дефицит бюджета  и государственный долг означает, что правительство позволяет налогоплательщикам переложить оплату некоторых государственных расходов на будущие поколения. “Наследование” отеческих долгов означает неизбежное снижение уровня жизни подрастающих граждан.

Кроме прямого воздействия, бюджетный дефицит имеет и  другие макроэкономические последствия. Так как он представляет собой  отрицательные общественные сбережения: национальные сбережения уменьшаются. Сокращение национальных сбережений ведет  к увеличению реальной ставки процента и снижению уровня инвестиций, что  означает неизбежное уменьшение накопленного капитала и, соответственно, падение  производительности труда, реальной заработной платы и объема производства товаров  и услуг в экономике. Таким  образом, долгосрочный результат возрастания  государственного долга состоит  в снижении доходов субъектов  экономики и одновременном увеличении налогового бремени.

Другая часть экономистов  считает, что проблема дефицита бюджета  и государственного долга излишне  преувеличивается. Хотя государственный  долг означает возрастание налогового бремени для подрастающих поколений, оно не существенно со средним  размером дохода индивида в течении жизни. Сначала нужно определить кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ: в основном самим себе. Большая часть правительственных облигаций размещена внутри страны, то есть она находится в руках граждан и организаций. Таким образом государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Однако часть государственного долга – внешний долг действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является “задолженностью самим себе”, и фактически выплата процентов и основной суммы требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

В доказательство того, что  крупный государственный долг не может привести государство к  банкротству, лишив его возможности  выполнять свои финансовые обязательства, данная часть экономистов приводит три причины:

1. Рефинансирование. Когда  подходит ежемесячный, например, срок выплаты части долга правительство  рефинансирует свой долг: оно  продает новые облигации и  использует выручку для выплаты  держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение. Повышение  налогов для правительства –  один из способов получить  достаточные доходы для выплаты  процентов и общей суммы государственного  долга.

3. Создание денег. Правительство  вправе печатать деньги, которыми  можно выплатить и основную  часть долга и проценты по нему.

Однако не верно, будто  государственный долг мало беспокоит  экономистов. Крупный долг действительно  может породить реальные проблемы. Во-первых, выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, ибо государственные ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные слои населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все. Во-вторых, чтобы погасить долг, выплачивать проценты, правительство вынужденно подымать ставки налогов, что снижает стимулы к инвестициям, а значит замедляет развитие экономики. В-третьих, выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов. И наконец, в-четвертых, большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.

Кроме того при внешнем  долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что негативно сказывается  на развитии экономики.

На февраль 2011 года государственный долг США составлял $8,3 триллионов (Приложение В) или 64,8 % ВВП (35-e место в мире по величине долга в процентном отношении, 1-e место в мире по величине долга в абсолютном выражении).

Заключение

 

 

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение  национального дохода, изменяет структуру  общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные  формы прямого и косвенного воздействия  на экономику - субсидирование организаций  и предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно- технический  прогресс, добиваясь в конечном итоге  изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными средствами. Оно позволяет  целенаправленно влиять на темпы  и пропорции развития общественного  производства.

В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства  в регулировании экономических  процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных  средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

По мере развития рыночных отношений в стране роль государственного бюджета в социальных процессах  постоянно увеличивается. Обусловлено  это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий  уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В условиях рыночной экономики  государственный бюджет выступает  одним из главных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Реализация ее происходит посредством таких особых экономических  форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Сравнив бюджетное устройство США и России, я сделала вывод, что основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство США