Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:
а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,
б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение,
в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета и т.д.

Файлы: 1 файл

Оснвная часть.docx

— 68.72 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

В совокупности стратегических и тактических  целей современной бюджетной  политики РФ важная роль принадлежит  проведению бюджетной реформы, позволяющей  более эффективно управлять ограниченными  бюджетными ресурсами. Одним из приоритетов  финансовой политики государства стало  развитие стимулирующих элементов  бюджетного процесса. Научно обоснованная организация бюджетного процесса является чрезвычайно важной проблемой развития общественных финансов. От ее решения  зависит эффективность перераспределения  средств в экономике, своевременность  финансирования государственных обязательств и соответствующих экономических  программ. Не случайно опыт развития страны свидетельствует о постоянном поиске наиболее рациональной системы организации  бюджетного процесса.

В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны распределение  прав и обязанностей в области  налогообложения, расходования средств  и экономического регулирования  между различными уровнями государственной  власти и муниципального управления находятся в неравномерной динамике при постоянно меняющихся условиях, факторах и субъектах. При осуществлении  реформ необходим эволюционный подход к научному анализу бюджетного процесса - составлению и утверждению бюджетов, распределению доходных источников, расходных полномочий и перераспределению финансовой помощи между бюджетами разных уровней, организации казначейского исполнения бюджета и контроля за его исполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная бюджетная  политика

1.1 Экономическая сущность  бюджета, его структура и роль  для государства

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Понятие «бюджетной политики» финансисты определяют по-разному. Бюджетная политика - это система бюджетных отношений, комплекс мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в  контексте проводимой финансовой политики, направленных на создание оптимальных  условий реализации государством через  бюджет его функций. Под субъектом  бюджетной политики практически  однозначно понимаются органы государственной  власти всех уровней, которые непосредственно  разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия  «объекта бюджетной политики», то здесь  подразумевается и бюджетно-налоговое  законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.

Совокупность денежных отношений  государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных  с образованием и использованием на общественные потребности основного  централизованного фонда, формирует  внутреннюю структуру этого фонда  и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен  как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для  финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов [1, c.49].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и часть доходов населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных  материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов  федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

  • Федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики [1, c.50].

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного  периода приоритетом социальной политики РФ является государственная  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Таким образом, в процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными  и децентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры  финансовых ресурсов предприятий, а  также степень участия предприятий  в формировании доходов бюджетной  системы.

 

1.2 Задачи и функции  бюджетной политики

Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры  бюджетной политики. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение  полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств. [2, c.38]

Наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются:

- сбор бюджетных доходов,

- выполнение бюджетных обязательств,

- управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом.

Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

- уровень выполнения бюджетных  обязательств;

- величину бюджетного дефицита  и скорость роста государственного  долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного  бюджета;

- уровень монетизации бюджетного  дефицита;

- величину валютных резервов, используемых  для финансирования бюджетного  дефицита;

- динамику валового внутреннего  продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных  актов о бюджете.

Сущность бюджетной политики, как  и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей. Это происходит путем  перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы  действия распределительной функции  очень широки, т.к в бюджетные  отношения вступают почти все  участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция позволяет  узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных  средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в  движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия  бюджетной политики.

Для осуществления функций государство  вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации  бюджетных отношений, методов мобилизации  и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания  в виде законов и постановлений  высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые  для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства  денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений  в структуре бюджетного механизма  выделяют три звена:

- механизм мобилизации денежных  средств в бюджетную систему  страны;

- механизм расходования бюджетных  средств;

- механизм межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых  ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном  механизме выделяют следующие блоки  [2, c.40]:

- бюджетное планирование;

- бюджетное прогнозирование;

Информация о работе Бюджетная политика государства