Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:18, реферат
Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:
а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,
б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение,
в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета и т.д.
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
В совокупности стратегических и тактических
целей современной бюджетной
политики РФ важная роль принадлежит
проведению бюджетной реформы, позволяющей
более эффективно управлять ограниченными
бюджетными ресурсами. Одним из приоритетов
финансовой политики государства стало
развитие стимулирующих элементов
бюджетного процесса. Научно обоснованная
организация бюджетного процесса является
чрезвычайно важной проблемой развития
общественных финансов. От ее решения
зависит эффективность
В процессе экономической эволюции
бюджетной системы страны распределение
прав и обязанностей в области
налогообложения, расходования средств
и экономического регулирования
между различными уровнями государственной
власти и муниципального управления
находятся в неравномерной
1. Государственная бюджетная политика
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Понятие «бюджетной политики» финансисты
определяют по-разному. Бюджетная политика
- это система бюджетных
Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».
В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен
как форма образования и
По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов [1, c.49].
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Государственный бюджет состоит из
2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных
частей: доходной и расходной. Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики [1, c.50].
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Таким образом, в процессе бюджетного
планирования устанавливается рациональное
соотношение между
1.2 Задачи и функции бюджетной политики
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств. [2, c.38]
Наиболее важными
- сбор бюджетных доходов,
- выполнение бюджетных
- управление бюджетным
Эффективность всей бюджетной политики
может быть оценена по результативности
деятельности органов исполнительной
власти в указанных направлениях.
Состояние государственных
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
- уровень собираемости
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита
и скорость роста
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых
на обслуживание
- уровень монетизации
- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы;
- степень выполнения
Сущность бюджетной политики, как
и любой другой экономической
категории проявляется в двух
функциях - распределительной и
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая - контрольная функция позволяет
узнать, как фактически складываются
пропорции в распределении
Для осуществления функций
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
- механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
- механизм расходования
- механизм межбюджетного
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки [2, c.40]:
- бюджетное планирование;
- бюджетное прогнозирование;