Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие:
а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового,
б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение,
в) определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема «бюджетного федерализма»), соотношение основных разделов бюджета и т.д.

Файлы: 1 файл

Оснвная часть.docx

— 68.72 Кб (Скачать файл)

- бюджетный контроль и т.д.

Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством  особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти  экономические категории различны по своим функциональным характеристикам  и будут рассмотрены в соответствующих  разделах учебного пособия.

 

 

 

2. Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе  

2.1 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы          

 Как указано в Бюджетном  послании, важнейшей предпосылкой  и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. [4]         

 «Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная  налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения  долгосрочных кредитных ресурсов  могут и должны стать важнейшими  конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию  экономики и, соответственно, расширение  возможностей для решения социальных  задач.         

 Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита». [6]

В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий жизни человека,  адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг; 

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Соответственно, бюджетные  параметры на 2012-2014 годы, а также  положенные в их основу показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на этот период составят «отправную точку» для разработки и утверждения в 2012 году первого  долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также  основных государственных программ Российской Федерации. [3]

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен  перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая  для их разработки нормативная и  методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную  Думу будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации, основные параметры которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных

программ   Российской Федерации*

млрд. рублей 

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным  программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие  и модернизация экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной  безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное  развитие

(4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

                      

* предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии  с распределением предельных  объемов бюджетных ассигнований  по статьям классификации расходов  бюджетов [8] 

 

При этом в рамках подготовки к переходу к «программному бюджету» с 2013 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 2):

Таблица 2

Формирование  основных характеристик федерального бюджета

на 2011-2014 годы (млрд. рублей)

Показатель

2011 год

(закон)*

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

      * здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [7]

Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению  с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение не нефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти (таблица 3).

Таблица 3

Показатели  не нефтегазового баланса в 2011-2014 годах

Показатель

2011 год

закон

2012 год

2013 год

2014 год

закон

проект

закон

проект

 

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

5 228,2

4 390,0

4 942,2

4 653,2

5 228,6

5 444,3

             

Нефтегазовые доходы в  условиях действующего законодательства

5 228,2

4 390,0

4 792,2

4 653,2

5 060,3

5 258,4

Дополнительная фискальная нагрузка на газовую отрасль

-

-

150,0

-

168,3

185,9

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-5 947,3

- 6 124,5

-6 512,7

-6 448,9

-6 973,0

-7 092,7

в % к ВВП

-11,2

-10,9

-11,3

-10,4

-11,0

-10,1

Поступления в Резервный  фонд, млрд. рублей

676,9

-

164,0

-

51,4

-

Цена на нефть, долл. США  за баррель

105,0

78,0

93,0

79,0

95,0

97,0

Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, долл. США  за баррель

118,3

113,0

124,6

110,0

125,2

125,7


 

 

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов будут  созданы определенные предпосылки  для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов  и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения  этой задачи необходимо будет подготовить  и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле.

Следует отметить, что  несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 4). [3]

Таблица 4

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета

в реальном выражении к уровню 2008 г., %% 

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

 

Как указано в Бюджетном  послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

Информация о работе Бюджетная политика государства